ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье рассматриваются сущностные аспекты инновационных кадровых технологий в управлении персоналом в современных условиях, основы применения новых технологий в государственном и муниципальном управлении. Выявлены основные тенденции развития кадровых технологий. Освещен процесс интеграции искусственного интеллекта в HR-технологии. Представлена информация об экспериментах, которые направлены на внедрение новых методов осуществления кадровой работы с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также дистанционной формы осуществления гражданскими служащими профессиональной служебной деятельности. Отражены данные проведенного анализа хода процесса цифровизации в сфере государственного и муниципального управления.
Экономические санкции представляют собой широкий набор мер для достижения политических или экономических целей. Санкции, введенные против России, являются многосторонними и избирательными, поскольку они нацелены на несколько важнейших секторов, таких как энергетика и обрабатывающая промышленность, а также подкреплены персональными ограничениями. Российские контрсанкции вводились в одностороннем порядке и носили избирательный характер, затрагивая лишь несколько отраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности и являясь обязательными.
Цель исследования состоит в том, чтобы измерить динамику российского экспорта, а затем оценить, была ли нарушена оптимальная траектория внешней торговли или нет.
Негативное воздействие измеряется сокращением экспорта после введения санкций с помощью статистического подхода, основанного на описании сценариев. Эффект отклонения внешней торговли оценивается с точки зрения разности в гравитационных моделях внешней торговли. Эмпирические результаты показывают, что экспорт в Россию в санкционных товарных группах, а также в контрольной группе сократился после введения санкций, однако рост внешней торговли в рамках ЕАЭС компенсировал эти потери почти полностью. Использование селективных инструментов таможенно-тарифной политики ограничивающего характера более эффективно, чем введение санкций и может использоваться в качестве инструментов торговых войн. Если учесть, что одной из наиболее важных характеристик эффективных санкций является способность нанести ущерб объекту, то введенные в отношении России санкции нельзя рассматривать как успешные в отношении заявленных целей. Однако, поскольку применение экономических санкций только усиливается в международной политике, необходима разработка комплекса мероприятий, позволяющих минимизировать ущерб от их введения, прежде всего, за счет диверсификации товарной и территориальной структуры экспорта.
В рамках данной статьи рассматривается проблематика цифровой трансформации компании в современных условиях. Обращается внимание на системный подход как фундамент развития концепции цифровой трансформации, в частности, его роль в формировании концепта открытой системы. Описывается методология анализа компании как объекта цифровой трансформации, которая основана на анализе внутренней и внешней среды организации. Отмечается, что, трансформируя внутреннюю среду организации, основы ведения текущего бизнеса, возможно создать структуру, которая сможет своевременно адаптироваться под требования окружающей среды и долгое время позволять генерировать доход через удовлетворение растущих потребностей клиентов. Была предложена модель внутренней среды организации, модернизация элементов которой, по мнению автора, будет способствовать созданию организации, готовой к вызовам Четвертой промышленной революции за счет понимания потребностей клиента и своевременного внедрения цифровых технологий.
В статье рассматриваются сущность и особенности реализации компетентностно-ориентированного подхода к управлению человеческими ресурсами в рамках общей системы менеджмента на предприятиях ресторанной индустрии. Выделены основные проблемы процесса управления персоналом организаций общественного питания в современных условиях роста цифровой экономики с учетом актуальных трендов развития сферы услуг. Сгруппированы направления формирования профессиональных знаний, навыков и умений работников ресторанов и повышения их вовлеченности в трудовую деятельность по следующим основаниям: кадровая политика; организационная структура управления; нормативно-правовое обеспечение системы управления персоналом; информационное обеспечение системы управления персоналом; развитие сотрудников; инновации в работе персонала предприятий ресторанного бизнеса; безопасность; корпоративная культура и этические нормы поведения обслуживающего персонала в учреждениях общественного питания. Обоснована роль квалифицированных и клиентоориентированных кадров ресторана как способа повышения удовлетворенности гостей заведения уровнем сервиса и роста конкурентоспособности предприятия на рынке. На основе изучения научной литературы и содержания соответствующих профессиональных стандартов в сфере услуг разработан компетентностный портрет основных категорий сотрудников ресторана, способствующий более качественному использованию личностно ориентированных инструментов в рамках кадровой работы в организации и в целом повышению эффективности управления персоналом в ресторанном бизнесе.
Рассматриваются теоретические и практические вопросы анализа и оценки налогового потенциала региона по прибыли и расположенных на его территории предприятий отраслей экономики. Предлагается определение производственного, экономического, финансового и налогового потенциалов региона и предприятий как экономических категорий и приводится мнение специалистов по данному вопросу. Анализируется взаимосвязь налогового, производственного, экономического и финансового потенциалов. Предлагается методика факторного анализа и расчета резервов увеличения прибыли как налогооблагаемой базы и определяется их количественная оценка для Ставропольского края. Обосновывается необходимость применения дифференцированного метода налогообложения прибыли предприятий. Обосновывается значение повышения производительности труда в увеличении налогооблагаемой прибыли. Предлагается стимулирование действия факторов повышения эффективности производства на основе налогообложения прибыли.
В статье рассматриваются понятие финансового риска, методы математической теории вероятностей, используемые для оценки экономических рисков, некоторые методы определения риска возникновения банкротства предприятия. Очевидно, что предпринимательская деятельность невозможна без рисков. Одной из важнейших задач для предприятий является обеспечение конкурентоспособности их деятельности, а для этого необходимо снижение финансовых рисков. Таким образом, на данном этапе развития мирового хозяйства, когда существует высокая степень неопределенности и экономической нестабильности, затрудняющих принятие и реализацию предпринимательских решений, особенно в области инновационного развития предприятия, вопрос снижения предпринимательских рисков приобретает особую актуальность. Нами был проведен анализ вероятности возникновения банкротства российского многоотраслевого холдинга АО «Концерн Энергомера» на основе методик Э. Альтмана и А. Ю. Беликова – Г. В. Давыдовой, которые являются одними из наиболее эффективных и точных моделей определения риска возникновения банкротства.
Современная конъюнктура мирового продовольственного рынка свидетельствует об увеличении проблем голода и социальной напряженности стран-импортеров агропромышленной продукции. Обеспокоенность вопросами развития сельскохозяйственного производства ежегодно растет. В настоящем исследовании были определены основные тенденции развития агропромышленного комплекса мира и Российской Федерации, а также его текущее состояние. Мировой агропромышленный рынок имеет достаточно разноплановый характер ввиду своей дифференциации по признакам географического положения, демографического состояния, природно-климатических условий, вовлеченности государств в глобальные производственно-сбытовые цепочки, уровня технологического развития агрохолдингов и др. В свою очередь, агропромышленный комплекс Российской Федерации всё ещё в значительной степени подвержен влиянию внешних факторов и формируется под воздействием мирового рынка, обзор которого и определяет основные пути решения проблем текущего стратегического развития. На основе проведенного анализа в работе были предложены ключевые направления развития аграрной сферы экономики России, а также поведения предприятий в условиях кризиса и неопределенности.
Целями исследования являются комплексный анализ развития фармацевтической отрасли в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции на основе выявления высокой социально-экономической значимости отрасли и специфики ее развития за 2020–2022 гг.; выявление и анализ проблем, характеристика принимаемых управленческих решений в сфере государственного регулирования, направленных на улучшение лекарственного обеспечения населения России; оценка существующего опыта регулирования фарминдустрии и рынка лекарственных препаратов за рубежом с целью последующей оценки целесообразности его использования в деятельности российских регулирующих органов.
На основе анализа зарубежного опыта по исследуемой проблематике были определены наиболее действенные меры государственного регулирования в период пандемии: обязательный госконтроль в области ценообразования на ЛП; регулярный государственный мониторинг и корректировка цен на ЛП в сторону их снижения; приоритет бюджетным дженериковым ЛП над дорогостоящими ЛП. В статье проведен критический анализ применяемых мер государственного регулирования отрасли с начала пандемии. Определены перспективы развития российской фармотрасли и соответствующие меры государственной поддержки и регулирования ее развития, действенность государственных рычагов воздействия, направленных на регулирование ценообразования в отрасли, мерах финансовой поддержки, налогового регулирования, борьбы с доступом на российский рынок фальсифицированных лекарственных препаратов, стимулирования здоровой конкуренции и импортозамещения.
В статье описывается специфика развития АПК в санкционных условиях. Приводятся характеристики источников финансирования инновационных подсистем. Устанавливаются миссия и цели конкурсного финансирования в сфере АПК. Характеризуются источники финансирования проектов в сфере АПК, функции и формы поддержки агропредпринимателей со стороны государства. Рассматривается конкурсное финансирование, реализуемое с помощью государственных целевых программ. Классифицируются форматы поддержки агропредпринимателей со стороны государства. Констатируется, что конкурсное финансирование может рассматриваться в качестве инструмента формирования инновационных подсистем в аграрных регионах.
В настоящей работе рассмотрены информационные системы управления проектами (далее – ИСУП). Необходимость рассмотрения данных систем обусловлена потребностью российской экономики во внедрении новых бизнес-проектов. Для использования ИСУП организации прежде всего необходимо приобрести пакет программного обеспечения, предназначенного для упрощения процедуры принятия управленческих решений. Обозначение положительного влияния данных систем на успех от внедрения нового проекта позволит увеличить заинтересованность руководства организации в их использовании при планировании, организации и контроле.
Целями данного исследования являются проведение оценки качества ИСУП, используемых в настоящее время в организациях, и изучение их влияния на принятие управленческого решения.
В статье рассмотрены аналитические аспекты исследования цифровизации региональной экономики. Приведены обзор рейтинговых методик оценки уровня цифровизации российских регионов и городов. С учетом накопленного опыта и охвата общедоступных статических данных обозначены основные направления анализа цифровизации экономики. В отношении регионов ЦФО проведена оценка цифровой активности населения и бизнеса, а также уровня затрат бюджетов регионов на ИКТ. Определены ключевые барьеры, препятствующие цифровой трансформации регионов. Установлено, что проникновение цифровых технологий в экономику регионов происходит неравномерно. Для преодоления «цифровых разрывов» отстающим регионам необходимо ориентироваться на передовой опыт ведущих субъектов РФ.
В статье исследованы современные вызовы, стоящие перед системой высшего образования, процессы глобальной трансформации и воздействие инновационных цифровых преобразующих технологий, оказывающих влияние на все сферы развития современного общества.
Цели статьи: выявить взаимосвязь проблем занятости и профессиональных цифровых компетенций, востребованных студентами экономических специальностей; предложить мероприятия по управлению внедрением компетентностных моделей опережающего развития.
Сделан вывод, что эффективность экономики в этих условиях оказывается в прямой зависимости от степени цифровизации общества. Основными факторами этого процесса являются человеческий и интеллектуальный капитал, который с точки зрения компетенций должен соответствовать потребностям обновляемого мира.
В статье исследуются современные аспекты инновационной деятельности предприятия в условиях неопределенности. Обозначены основные проблемы, с которыми сталкивается современное предприятие при внедрении инновационных технологий. Следовательно, одной из этих проблем является кадровый потенциал организации. Еще одна проблема заключается в необходимости установления местоположения нового оборудования. И третьей проблемой, с которой сталкиваются предприятия при внедрении в свою деятельность инновационных технологий, является неправильная оценка инновационного потенциала. В ходе исследования рассматриваются индикаторы инновационного потенциала для проведения анализа и оценки инновационного развития предприятия. В связи с санкциями США и иных государств российские компании стали массово переходить с иностранных облачных сервисов на российские, и результат сможет стать долгосрочным, как это было в пандемию.
В статье рассматриваются теоретические основы оценки эффективности территорий опережающего развития в монопрофильных муниципальных образованиях. Проводится анализ существующих оценочных индикаторов для измерения эффективности функционирования ТОР. Даны рекомендации по совершенствованию оценки эффективности бюджетных расходов, направленных на территориальное инфраструктурное развитие. Разработана система индикаторов оценки эффективности функционирования ТОР по различным категориям: производственным, экономическим, финансовым, трудовым, организационным, научным, социальным, а также сформирована методика расчета сводного показателя эффективности функционирования ТОР, позволяющая проводить оценку эффективности бюджетных расходов для поддержки развития ТОР со стороны государства.
Проблема пенсионного обеспечения граждан в современных условиях является одной из ключевых в развитии мировой экономики. Опыт стран с развитой экономикой в построении пенсионной модели показывает, что негосударственные пенсионные фонды являются неотъемлемой частью и дополнением к государственной пенсии. В нашей стране, несмотря на то что негосударственные пенсионные фонды также становятся все более распространенным явлением, их потенциал используется не в полной мере, правовые основы несовершенны. Необходим комплекс мер, направленных на дальнейшее развитие негосударственных пенсионных фондов в аспекте формирования экосистемы, регулирование со стороны государства. Представлен анализ доходности негосударственных пенсионных фондов, обосновано, что негосударственные пенсионные фонды могли бы стать стратегическими инвесторами экономики России. Предлагается сохранить предыдущий пенсионный возраст, гарантию получения пенсионных накоплений со стороны государства, софинансирование негосударственных пенсионных взносов государством и работодателем, налоговые льготы, информирование населения о возможностях НПФ, внедрение принципов «однооконности» в деятельность НПФ, формирование адресности при составлении планов НПО, цифровую трансформацию предоставления услуг и взаимоотношений с клиентами НПФ.
В последние годы структурные преобразования в социально-экономической сфере страны привели к дезориентации образовательной системы и реального сектора экономики. В результате формируемые образовательной системой компетенции не в полной мере ориентированы на реальные и перспективные потребности реального сектора экономики.
Целью статьи является исследование особенностей формирования и направления развития образовательного потенциала юга России.
Проведена сравнительная оценка образовательного потенциала регионов Южного федерального округа, выполнено исследование факторов формирования образовательного потенциала регионов юга России и предложены механизмы его активизации в контексте развития региональных компетенций на основе сетевого взаимодействия ключевых участников.
Цель исследования – сравнительный анализ существующих моделей развития молодежного предпринимательства в России и за рубежом с отражением их основных достоинств и недостатков.
Используются методы сравнительного и исторического анализа информации о состоянии развития и бизнес-активности молодежного предпринимательства в России и ряда зарубежных стран. Применяются методы анализа документации и визуального анализа. Выявлена необходимость трансформации моделей молодежного предпринимательства по результатам анализа бизнес-активности молодежи в предпринимательской деятельности в России и за рубежом. Система дальнейшего развития молодежного предпринимательства в России может содержать механизм по созданию специализированных центров в ряде ведущих субъектах страны. Это позволяет увеличить степень предпринимательской активности среди молодежи, поскольку предполагает определённую поддержку молодежного предпринимательства. Как итог, можно будет говорить о вовлечении молодежи в предпринимательскую деятельность, увеличении количества молодежных проектов, популяризации предпринимательства.
В статье представлены отдельные аспекты анализа современной ситуации в сфере молодежного предпринимательства. Рассмотрены результаты социологических исследований, в том числе по Ставропольскому краю. Определены проблемы развития молодежного предпринимательства в РФ и возможные негативные последствия. Предложена модель управления развитием молодежного предпринимательства, которая позволит обеспечить грамотное функционирование всех структур государственной власти в области развития и поддержки молодежного предпринимательства, создание эффективной системы государственного управления в рамках реализации молодежной политики в области молодежного предпринимательства.
Процесс стремительной цифровой трансформации крупных коммерческих банков и технологических компаний привел к росту интереса в сфере создания экосистем вокруг своих организаций и брендов другими участниками рынков. Отсутствие правовой базы в регулировании экосистем стало причиной появления предпосылок к возникновению олигополий и монополий. В исследовании приводятся критерии, позволяющие разграничить цифровые экосистемы, по отношению к которым должна вестись политика сдерживания, и компании, использующие в своей работе цифровые и IT-решения. Рассматриваются позиция Министерства экономического развития по государственной поддержке экосистем и подход Центрального банка к регулированию финансовых экосистем через введение нового инструмента – риск-чувствительного лимита. В исследовании представлены основные проблемы, решения которых требует сложившаяся обстановка на национальных рынках. Проводится сценарный анализ разных подходов к регулированию экосистем.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье предложена технология формирования профессиональных компетенций будущих учителей физики, включающая варианты использования таких интерактивных методов обучения, как: метод решения экспериментальных заданий творческого характера, учебная дискуссия, работа с интерактивными картами, деловая игра, разработка и демонстрация физических экспериментов, проектирование элементов образовательного процесса, проектная деятельность. Разработаны критерии, позволяющие определить уровень сформированности профессиональных компетенций. Проведена оценка эффективности применения предложенной технологии при работе с магистрантами направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Физическое образование». Диагностика сформированности профессиональных компетенций подтверждает эффективность предложенной технологии. Экспериментально показано влияние мотивации на уровень сформированности профессиональных компетенций.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью развития цифровой экономики России, что, в свою очередь, зависит от уровня цифровой грамотности педагогов, транслирующих свои знания, навыки и установки новому поколению. В связи с этим в обществе возник социальный заказ на подготовку педагогических кадров, владеющих высоким уровнем цифровой грамотности. Формирование цифровой грамотности является планомерным и целенаправленным процессом. В работе представлено использование интерактивных онлайн-платформ как средства формирования и развития цифровой грамотности будущих педагогов. С помощью экспериментальных данных, собранных в процессе работы со студентами выпускного курса бакалавриата, удалось доказать эффективность применения интерактивных онлайн-платформ как средства развития высокого уровня цифровой грамотности.
В педагогическом образовании актуализировалась проблема формирования у студенческой молодежи ценностного отношения к педагогической профессии и личности педагога. Это определяется противоречивой ситуацией, в рамках которой, с одной стороны, от будущих педагогов требуется проявление ряда профессионально значимых гуманистически ориентированных нравственных качеств, способностей и умений, а с другой стороны, у молодежи в современном социуме ещё до поступления в университет формируются взгляды и личностные качества, во многом противоположные требуемым. В результате существенно искажаются смыслы образования, педагогической деятельности и в целом педагогической профессии, что выступает барьером к овладению студентами педагогическими знаниями и технологиями.
Целью работы стало выявление ключевых характеристик современной социальной реальности, детерминирующих восприятие молодежью ценностного образа педагогической профессии.
С опорой на предикативно-смысловой подход представлено сущностно-смысловое, структурно-содержательное и функциональное понимание феномена социальности педагога и педагогической профессии. Выявлены и раскрыты производные от трансформационных и модернизационных процессов в жизни общества социальные эффекты,
нагружающие сознание молодежи отрицательными жизненными смыслами. Показано, что эти смыслы формируют у молодежи негативные ценностные ориентации, противоречащие сути педагогической профессии, педагогической деятельности и образу педагога.
Статья посвящена исследованию становления профессиональной коммуникативной компетентности студентов лингвистических специальностей. Раскрываются основные подходы в исследовании коммуникативной компетентности и ее компонентов. Описаны подходы к определению данного понятия, обозначены основные различия между ними. Проведено диагностическое исследование, направленное на изучение становления коммуникативной компетенции. На основе проведенного анализа результатов эмпирического исследования сделан вывод о достаточно высокой эффективности обучения студентов-лингвистов и развития их коммуникативной компетентности в рамках дисциплин учебного плана.
В статье раскрывается актуальность информационно-цифровой грамотности, выделяются основные направления исследуемой проблемы, внешние и внутренние факторы организации образовательной среды вуза. Выделены ключевые понятия: «информационно-цифровая грамотность», «профессиональная культура», «цифровая среда». Определены методологические подходы (ценностный, информационный, деятельностный и поликультурный). Выделены специфические черты информационно-цифровой грамотности. Представлен практический опыт работы, способствующий повышению уровня информационных компетенций у обучающихся, всех категорий пользователей библиотеки. Делается вывод о необходимости формирования информационно-цифровой грамотности как компонента профессиональной культуры.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (3++) (далее – ФГОС ВО 3++) содержат требования к механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся в вузе. В статье рассмотрен один из элементов регулярной внутренней оценки качества – анкетирование работодателей. Данная процедура позволяет оперативно и достоверно выявить индикаторы удовлетворенности работодателей подготовкой
обучающихся по программам высшего образования. Авторы делятся опытом проведения анкетирования работодателей в форме опроса и структурой отчета по результатам проведенного анкетирования.
Статья посвящена ретроспективному критическому анализу зарождения, становления и трансформации англосаксонской модели управления профессиональным образованием как государственного-общественного феномена системы образования в целом. Рассматривается корреляционная связь между децентрализованным характером управления профессиональным образованием в странах англосаксонской модели, в частности, Соединенных Штатов Америки, и характерологическими чертами англосаксонского модуса ментальности, зрелости общественного самосознания и демократически ориентированного общественного мировоззрения. Раскрываются сильные и слабые стороны англосаксонской модели государственно-общественного управления профессиональным образованием. Выявляется тенденция к децентрализации профессионального образования в странах «атлантической» (англосаксонской) модели управления, а также «континентальной», что с неизбежностью задает вектор развития в направлении формирования социального партнерства в системе образования.
В статье рассматриваются ключевые характеристики управленческой деятельности в социальной работе с выделением ее основных компонентов (диагностический, прогностический, организаторский, коммуникативный, оценочный). Авторы анализируют варианты интерпретации понятия «управленческая компетентность», предлагают собственную его трактовку. Выделяют основные элементы управленческой компетентности и педагогические условия ее развития
в процессе профессиональной подготовки бакалавров социальной работы: учет актуальных профессиональных требований при выборе целей и содержания подготовки; ориентация бакалавров на самостоятельное приращение управленческих компетенций на фоне осознания их значимости для достижения профессиональной успешности; обеспечение приоритета активных методов обучения, элементов модульного и проблемного обучения, технологий квазипрофессиональной деятельности.
В статье обозначены существующие направления формирования личности будущих лидеров глобальных рынков высоких технологий на примере рынка Фуднет Национальной технологической инициативы. Рассмотрена актуальность научного изучения личности будущих лидеров глобальных рынков высоких технологий при шестом технологическом укладе. Разработана психолого-педагогическая модель личности будущих лидеров глобальных рынков высоких технологий, включающая в себя: личные интересы; этику в использовании цифровых технологий; взаимоотношения с обществом; ценностные ориентации; личность агропроизводителя; ответственность и взаимоотношения с другими лицами. Экспертами были представлены этические принципы, которым должны следовать агропроизводители, с учетом тенденции развития цифровых технологий в сельском хозяйстве. Были выявлены приоритеты развития этических принципов при использовании технологий Фуднета.
В статье рассматривается понятие «дополненная реальность» как одно из направлений в информационных технологиях. Приводится анализ данного понятия, предложены особенности применения технологии дополнительной реальности, ее назначения и функции, структура и содержание. Определены достоинства и недостатки технологии дополненной реальности. Приведены примеры применения дополненной реальности в образовании детей раннего возраста. Показана возможность использования этой технологии в образовательной среде с детьми раннего возраста с целью визуализации учебного материала, дополнения его наглядными информационными технологиями. Описаны основные требования к педагогу, применяющему в своей работе технологию дополнительной реальности.
В статье рассматривается понятие «аналитические умения». Авторами обосновано, что метод экспериментирования может выступать педагогическим средством в развитии аналитических умений у обучающихся, поскольку направлен на развитие мыслительных процессов. Обозначены особенности развития аналитических умений у обучающихся на каждом из периодов образовательного процесса – период дошкольного образования, школьного образования и профессионального образования.
Цель статьи – определить возможности метода экспериментирования в развитии аналитических умений у обучающихся на различных этапах (дошкольный период, период школьного обучения, период профессионального образования).
Методы исследования при написании статьи – анализ ранее
выполненных научных трудов, синтез, обобщение научной информации, систематизация.
Результаты исследования: 1) выделены особенности развития аналитических умений у обучающихся на различных возрастных этапах при использовании метода экспериментирования; 2) определены уровни развития аналитических умений у обучающихся – начальный, базовый, продвинутый; 3) дана характеристика уровней развития аналитических умений; 4) представлена взаимосвязь этапов и уровней развития
аналитических умений у обучающихся в виде схемы.
Новизна исследования определяется: обоснованием этапов развития аналитических умений у обучающихся; соотнесением этапов и
периодов обучения (дошкольный, школьный, период получения профессионального образования); обосновано положение о том, что развитие аналитических умений возможно только при получении новой информации, новых знаний.
Выводы исследования отражают возможности использования метода
экспериментирования в развитии аналитических умений у обучающихся на каждом из этапов процесса образования – дошкольный период, школьный и период получения профессионального образования.
В статье определена значимость патриотического воспитания современного поколения молодежи. Показана необходимость формирования патриотизма у студентов, обучающихся на оборонных специальностях вузов, отличающегося ориентацией на специфику будущей профессиональной деятельности, определенного как профессионально ориентированный патриотизм. Предложена модель воспитания профессионально ориентированного патриотизма студентов в вузе, позволяющая осуществить целенаправленную воспитательную деятельность комплексно, с учетом условий профессиональной подготовки будущих специалистов оборонной отрасли. Структура модели содержит пять блоков, объединенных целью, задачами, содержательным наполнением. Специфика модели определяется особенностями профессиональной деятельности выпускников вуза, связанной с военно-промышленной и оборонной сферой.
В статье обосновывается необходимость обновления региональной системы непрерывной подготовки педагогических работников в связи с масштабными преобразованиями в системе образования, связанными с внедрением цифровых технологий. Представлены результаты анализа уровня цифровой грамотности педагогов общеобразовательных организаций Ставропольского края. Выявлены проблемы, ограничивающие развитие цифровых компетенций педагогов и внедрение цифровых образовательных технологий в учебный процесс общеобразовательных организаций.