Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Актуализация ООП на основе независимой оценки формирования компетенций будущих педагогов

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.20

Аннотация

Введение. Модернизация педагогического образования предполагает поиск новых решений для повышения качества подготовки будущих педагогов и оценки качества их профессиональной подготовки. Для решения данной задачи создаются центры независимой оценки формирования компетенций будущих педагогов, где обучающиеся – будущие учителя – проходят тестирование для установления уровня оценки формирования компетенций будущих педагогов. Независимая оценка связана с внешней оценкой, целью которой является выявление пробелов в подготовке будущих учителей и корректировка процесса подготовки в ООВО.

Цель. Представление актуализации ООП на основе независимой оценки формирования компетенций будущих педагогов.

Материалы и методы. Исследование построено на теоретических и эмпирических методах исследования. В статье рассмотрены основные понятия для исследуемой области. Реализуется комплексный подход, объединяющий системный, деятельностный, компетентностный, критериальный и уровневый подходы.

Результаты и обсуждение. Представлена актуализация ООП на основе независимой оценки формирования компетенций будущих педагогов путём разработки педагогической модели независимой оценки компетенций будущих педагогов, которая должна решить проблему подготовки учителей (повысит уровень профессиональных компетенций). Структурными компонентами модели независимой оценки компетенций будущих педагогов являются: гуманитаристика, общепедагогическая подготовка, предметная подготовка, методическая подготовка. При этом оцениваются компетенции профессиональные, коммуникативные (учитель – ученик, учитель – родители) и надпредметные.

Заключение. Апробация данной модели начата в 2024 / 2025 учебном году, первые результаты апробации будут представлены в 2027 г.

Об авторе

А. И. Мезенцева
Севастопольский государственный университет
Россия

Анна Игоревна Мезенцева, кандидат педагогических наук, доцент

Гуманитарно-педагогический институт; кафедра дидактики, методики, технологий обучения

299053; д. 33, ул. Университетская; Севастополь

Researcher ID: AAY-9199-2021



Список литературы

1. Айгунова О. А. Независимая оценка компетенций студентов педагогических направлений / О. А. Айгунова, П. Л. Лепе, Т. А. Никитина // Сборник практик МГПУ в области оценки качества образования: Проект «Комплексная система оценивания образовательных результатов». М.: Парадигма, 2023. С. 31–50.

2. Андриенкова Ю. Д., Медведев П. Н., Малий Д. В. К вопросу о независимой оценке качества подготовки обучающихся в вузе / Ю. Д. Андриенкова, П. Н. Медведев, Д. В. Малий // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30728 (дата обращения: 21. 12. 2024).

3. Артамонова Е. И. Компетентностный подход к формированию педагога в условиях модернизации образования / Е. И. Артамонова // Понятийный аппарат педагогики и образования : сборник научных трудов / отв. ред.: Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 7. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2012. С. 264–280.

4. Болотов В. А. О построении общероссийской системы оценки качества образования / В. А. Болотов // Вопросы образования. 2005. № 1. С. 5–10.

5. Постановление об утверждении порядка проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=16734&ysclid=m4xwervc7l925861411#5i5oZXUYz4rO9CTu (дата обращения: 21. 12. 2024).

6. Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена : Постановление Правительства РФ от 16. 11. 2016 № 1204. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207283/c05463c8058fa56f90c675ca223d49a58742c2d3/?ysclid=m4xwd99hii548070480 (дата обращения: 21. 12. 2024).

7. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 02. 05. 2015 № 122-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178864/?ysclid=m4xwau32js223887765 (дата обращения: 21. 12. 2024).

8. О независимой оценке квалификации: Федеральный закон от 03. 07. 2016 № 238-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485/?ysclid=m4xw8y4ddl631064215 (дата обращения: 21. 12. 2024).

9. Федотова В. С. Праксиологические основы комплексной оценки готовности учителя к профессиональной деятельности в формате демонстрационного экзамена в высшем образовании / В. С. Федотова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1. № 2 (98). С. 86–108.

10. 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями). URL: https://abit.magtu.ru/44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyam. (дата обращения: 21. 12. 2024).


Рецензия

Для цитирования:


Мезенцева А.И. Актуализация ООП на основе независимой оценки формирования компетенций будущих педагогов. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(1):181-189. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.20

For citation:


Mezentseva A.I. Updating the basic educational program for teachers to-be in line with independent assessment of competence development. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(1):181-189. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.20

Просмотров: 1205


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)