Содержание этапов музыкально-анимационной деятельности младших школьников
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.19
Аннотация
Введение. В последние годы растет признание роли музыки и изобразительного искусства в развитии творческих и музыкальных способностей детей младшего школьного возраста. Песочная анимация (рисование песком), сочетающая в себе различные виды искусств, в первую очередь представляет собой музыкально-анимационную деятельность, чем становится более привлекательной для обучающихся начальной школы. Музыкально-анимационная деятельность способствует развитию когнитивных способностей детей, улучшению социальных навыков и развитию творческих способностей.
Цель. Рассмотреть этапы музыкально-анимационной деятельности младших школьников в процессе развития их музыкально-творческих способностей. Данные этапы имеют практическое значение для результата обучения.
Материалы и методы. В работе использовались общенаучные методы исследования. Среди них особую роль сыграли анализ научной литературы, наблюдение, систематизация, обобщение.
Результаты и обсуждение. Выявлены этапы музыкально-анимационной деятельности младших школьников: создание песочной анимации; подготовка музыкального (вокального) произведения; итоговый продукт музыкально-анимационной деятельности, а именно музыкально-анимационное произведение. Применение описанных этапов в развитии музыкально-творческих способностей у младших школьников позволяют достичь высоких результатов.
Заключение. По итогам исследования можно сделать вывод о том, что музыкальное и художественное образование само по себе играет важную роль в развитии младших школьников, способствуя их творческому и эмоциональному развитию. Музыкально-анимационная деятельность младших школьников в нашем исследовании подразумевает совместное использование различных возможностей музыки (вокально-инструментальной и инструментальной), а также песочной анимации, средствами которой в синтезе с музыкой возможно развивать музыкально-творческие способности у младших школьников. Исследование служит практическим руководством для преподавателей, стремящихся внедрять инновационные образовательные стратегии в свою профессиональную деятельность.
Об авторе
В. В. ЛевченковРоссия
Владимир Владимирович Левченков, аспирант
Институт культуры, истории и права
399770; д. 28, ул. Коммунаров; Елец
Researcher ID: MAI-2670-2025
Список литературы
1. Ветлугина Н. А. Художественный образ и детское творчество / Н. А. Ветлугина // Художественное творчество и ребенок. М., 1972. С. 22–36.
2. Войнова А. Песочное рисование / А. Войнова. Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. 109 с.
3. Заварина С. Ю. Художественно-творческое развитие младших школьников во внеурочной деятельности / С. Ю. Заварина // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1. С. 142–144 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-tvorcheskoe-razvitie-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 03. 12. 2024).
4. Колбышева С. И. Анимационное кино в современной образовательной среде / С. И. Колбышева // Медиаобразование. 2010. № 1. С. 44–51.
5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество : методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. М., 2010. 160 с.
6. Кондратьева Н. В. Структура творческих способностей младших школьников / Н. В. Кондратьева, Ковалев В. П. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21736 (дата обращения: 02. 12. 2024)
7. Лук А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. М.: Политиздат, 1976. 144 с.
8. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. М.: Наука, 1978. 126 с.
9. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Ведать, видеть и творить / Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 2017. 240 с.
10. Неменский Б. М. Роль искусств в системе общего образования. Чему и зачем мы учим? / Б. М. Неменский // Начальная школа. 2000. № 1. С. 3–9.
11. Нестерова Ж. Р. Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности / Ж. Р. Нестерова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 3(79). С. 111–117.
12. Нехлопочина А. Н. Взаимодействие видов искусства в эстетическом развитии младших школьников как педагогическая проблема / А. Н. Нехлопчина // Педагогическое образование. 2009. № 2. С. 119–125.
13. Пищулина А. С. Практические аспекты развития творческого мышления младших школьников / А. С. Пищулина // Молодой ученый. 2021. № 42(384). С. 198–200. URL: https://moluch.ru/archive/384/84638/ (дата обращения: 02. 12. 2024).
14. Шагаева Н. А. Формирование творческой активности младших школьников в процессе внеурочной деятельности / Н. А. Шагаева, А. В. Муджикова, Э. А. Чопадова // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 6А. Ч. I. С. 550–557. doi: 10.34670/AR.2022.50.66.105
15. Юнусова Э. А.-Г. Внеурочная деятельность как одно из условий успешного развития творческих способностей младших школьников / Э. А.-Г. Юнусова // Глобальный научный потенциал. 2022. № 12(141). С. 156–158.
Рецензия
Для цитирования:
Левченков В.В. Содержание этапов музыкально-анимационной деятельности младших школьников. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(1):173-180. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.19
For citation:
Levchenkov V.V. The content of the stages of musical-animation activities of primary school children. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(1):173-180. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.19