Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Развитие аналитических умений у обучающихся на разных возрастных этапах в процессе экспериментирования

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.4.30

Аннотация

   В статье рассматривается понятие «аналитические умения». Авторами обосновано, что метод экспериментирования может выступать педагогическим средством в развитии аналитических умений у обучающихся, поскольку направлен на развитие мыслительных процессов. Обозначены особенности развития аналитических умений у обучающихся на каждом из периодов образовательного процесса – период дошкольного образования, школьного образования и профессионального образования.

   Цель статьи – определить возможности метода экспериментирования в развитии аналитических умений у обучающихся на различных этапах (дошкольный период, период школьного обучения, период профессионального образования).

   Методы исследования при написании статьи – анализ ранее
выполненных научных трудов, синтез, обобщение научной информации, систематизация.

   Результаты исследования: 1) выделены особенности развития аналитических умений у обучающихся на различных возрастных этапах при использовании метода экспериментирования; 2) определены уровни развития аналитических умений у обучающихся – начальный, базовый, продвинутый; 3) дана характеристика уровней развития аналитических умений; 4) представлена взаимосвязь этапов и уровней развития
аналитических умений у обучающихся в виде схемы.

   Новизна исследования определяется: обоснованием этапов развития аналитических умений у обучающихся; соотнесением этапов и
периодов обучения (дошкольный, школьный, период получения профессионального образования); обосновано положение о том, что развитие аналитических умений возможно только при получении новой информации, новых знаний.

   Выводы исследования отражают возможности использования метода
экспериментирования в развитии аналитических умений у обучающихся на каждом из этапов процесса образования – дошкольный период, школьный и период получения профессионального образования.

Об авторах

Л. А. Саенко
Северо-Кавказский социальный институт; Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Людмила Александровна Саенко, доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор

кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Ставрополь



Г. Н. Соломатина
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Россия

Галина Николаевна Соломатина, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра дефектологии и специальной психологии

Краснодар



Список литературы

1. Боно, Э. Серьёзное творческое мышление / Э. Боно ; пер. с англ. Д. Я. Онацкая. – Минск : ООО «Попурри», 2005. – 416 с. – Текст : непосредственный.

2. Игнатьев, В. П. Об оценке уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся / В. П. Игнатьев, Л. Ф. Варламова // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. – Вып. 4 (32). – С. 62–70. – Текст : непосредственный.

3. Мёдова, Н. А. Создание мотивационного пространства студентов и преподавателей средствами смешанного обучения / Н. А. Мёдова, Н. В. Байгулова // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 1 (35). – С. 104–110. – Текст : непосредственный.

4. Овсянникова, И. Г. Педагогические средства формирования у будущих учителей аналитических умений в условиях диалога культур / И. Г. Овсянникова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4. – С. 156-167. – Текст : непосредственный.

5. Рябова, О. В. Исследовательская деятельность как средство формирования познавательно-аналитических умений у младшего школьника / О. В. Рябова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 4 (25). – С. 297–301. – Текст : непосредственный.

6. Саенко, Л. А. Сущность и структура воспитательного пространства / Л. А. Саенко, Г. Н. Соломатина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2020. – № 5 (80). – С. 212–219. – Текст : непосредственный.

7. Саенко, Л. А. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния / Л. А. Саенко, Г. Н. Соломатина // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 4 (38). – С. 68–75. – Текст : непосредственный

8. Сорокун, П. А. Общая психология / П. А. Сорокун. – Псков : ПГПИ, 2003. – 312 с. – Текст : непосредственный.

9. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – Москва : Гардарики, 2005. – 349 с. – Текст : непосредственный.


Рецензия

Для цитирования:


Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Развитие аналитических умений у обучающихся на разных возрастных этапах в процессе экспериментирования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022;(4):260-265. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.4.30

For citation:


Saenko L., Solomatina G. Development of analytical skills in students at different age stages in the process of experimentation. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2022;(4):260-265. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.4.30

Просмотров: 189


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)