Развитие аналитических умений у обучающихся на разных возрастных этапах в процессе экспериментирования
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.4.30
Аннотация
В статье рассматривается понятие «аналитические умения». Авторами обосновано, что метод экспериментирования может выступать педагогическим средством в развитии аналитических умений у обучающихся, поскольку направлен на развитие мыслительных процессов. Обозначены особенности развития аналитических умений у обучающихся на каждом из периодов образовательного процесса – период дошкольного образования, школьного образования и профессионального образования.
Цель статьи – определить возможности метода экспериментирования в развитии аналитических умений у обучающихся на различных этапах (дошкольный период, период школьного обучения, период профессионального образования).
Методы исследования при написании статьи – анализ ранее
выполненных научных трудов, синтез, обобщение научной информации, систематизация.
Результаты исследования: 1) выделены особенности развития аналитических умений у обучающихся на различных возрастных этапах при использовании метода экспериментирования; 2) определены уровни развития аналитических умений у обучающихся – начальный, базовый, продвинутый; 3) дана характеристика уровней развития аналитических умений; 4) представлена взаимосвязь этапов и уровней развития
аналитических умений у обучающихся в виде схемы.
Новизна исследования определяется: обоснованием этапов развития аналитических умений у обучающихся; соотнесением этапов и
периодов обучения (дошкольный, школьный, период получения профессионального образования); обосновано положение о том, что развитие аналитических умений возможно только при получении новой информации, новых знаний.
Выводы исследования отражают возможности использования метода
экспериментирования в развитии аналитических умений у обучающихся на каждом из этапов процесса образования – дошкольный период, школьный и период получения профессионального образования.
Ключевые слова
Об авторах
Л. А. СаенкоРоссия
Людмила Александровна Саенко, доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор
кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Ставрополь
Г. Н. Соломатина
Россия
Галина Николаевна Соломатина, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра дефектологии и специальной психологии
Краснодар
Список литературы
1. Боно, Э. Серьёзное творческое мышление / Э. Боно ; пер. с англ. Д. Я. Онацкая. – Минск : ООО «Попурри», 2005. – 416 с. – Текст : непосредственный.
2. Игнатьев, В. П. Об оценке уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся / В. П. Игнатьев, Л. Ф. Варламова // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. – Вып. 4 (32). – С. 62–70. – Текст : непосредственный.
3. Мёдова, Н. А. Создание мотивационного пространства студентов и преподавателей средствами смешанного обучения / Н. А. Мёдова, Н. В. Байгулова // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 1 (35). – С. 104–110. – Текст : непосредственный.
4. Овсянникова, И. Г. Педагогические средства формирования у будущих учителей аналитических умений в условиях диалога культур / И. Г. Овсянникова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4. – С. 156-167. – Текст : непосредственный.
5. Рябова, О. В. Исследовательская деятельность как средство формирования познавательно-аналитических умений у младшего школьника / О. В. Рябова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 4 (25). – С. 297–301. – Текст : непосредственный.
6. Саенко, Л. А. Сущность и структура воспитательного пространства / Л. А. Саенко, Г. Н. Соломатина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2020. – № 5 (80). – С. 212–219. – Текст : непосредственный.
7. Саенко, Л. А. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния / Л. А. Саенко, Г. Н. Соломатина // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 4 (38). – С. 68–75. – Текст : непосредственный
8. Сорокун, П. А. Общая психология / П. А. Сорокун. – Псков : ПГПИ, 2003. – 312 с. – Текст : непосредственный.
9. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – Москва : Гардарики, 2005. – 349 с. – Текст : непосредственный.
Рецензия
Для цитирования:
Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Развитие аналитических умений у обучающихся на разных возрастных этапах в процессе экспериментирования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022;(4):260-265. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.4.30
For citation:
Saenko L., Solomatina G. Development of analytical skills in students at different age stages in the process of experimentation. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2022;(4):260-265. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.4.30