Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Цифровая грамотность педагогов как ресурс совершенствования системы образования

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.4.32

Аннотация

   В статье обосновывается необходимость обновления региональной системы непрерывной подготовки педагогических работников в связи с масштабными преобразованиями в системе образования, связанными с внедрением цифровых технологий. Представлены результаты анализа уровня цифровой грамотности педагогов общеобразовательных организаций Ставропольского края. Выявлены проблемы, ограничивающие развитие цифровых компетенций педагогов и внедрение цифровых образовательных технологий в учебный процесс общеобразовательных организаций.

Об авторах

Л. В. Халяпина
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Людмила Владимировна Халяпина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой

кафедра педагогики, методологии и технологии образования

Ставрополь



И. В. Букреева
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Ирина Васильевна Букреева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры

кафедры педагогики, методологии и технологии образования

Ставрополь



А. А. Гречкина
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Алена Александровна Гречкина, старший преподаватель

кафедра педагогики, методологии и технологии образования

Ставрополь



Список литературы

1. Бороненко, Т. А. Цифровое наставничество: готовы ли учителя участвовать в формировании цифровой грамотности школьников? / Т. А. Бороненко, В. С Федотова // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 4 (115). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-nastavnichestvo-gotovy-li-uchitelya-uchastvovat-v-formirovanii-tsifrovoy-gramotnosti-shkolnikov (дата обращения: 26. 06. 2022). – Текст : электронный.

2. Дети и технологии / сост. : Т. А. Аймалетдинов [и др.] – Москва : Изд-во НАФИ, 2018. – 72 с. – URL: https://nafi.ru/upload/iblock/e65/e65d52b0a3cce59a634caa2800026cfd.pdf, свободный (дата обращения: 20. 06. 2022). – Загл. с титул. экрана. – Текст : электронный.

3. Давыдов, С. Г. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты / С. Г. Давыдов, О. С. Логунова // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). – 2015. − № 41. − С. 120−141. – Текст : непосредственный.

4. Духовникова, И. Ю. Цифровые компетенции современного учителя как основа успешной преподавательской деятельности / И. Ю. Духовникова, А. М. Король // МНИЖ. – 2021. – № 2-3 (104). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-kompetentsii-sovremennogo-uchitelya-kak-osnova-uspeshnoy-prepodavatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 20. 06. 2022). – Текст : электронный.

5. Конюшенко, С. М. Развитие цифровой грамотности педагога в системе повышения квалификации / С. М. Конюшенко, М. А. Горюнова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 4 (58). – С. 32-40. – Текст : непосредственный.

6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. – URL : https://base.garant.ru/71937200/. – Текст : электронный.

7. Оценка цифровой готовности населения России : доклад к XXII Апр. Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. / Н. Е. Дмитриева (рук. авт. кол.) [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – Москва : Изд. дом ВШЭ, 2021. – 86 с. – Текст : непосредственный.

8. Попов, Д. С. Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска / Д. С. Попов, А. В. Стрельникова, Е. А. Григорьева // Мир России. Социология. Этнология. – 2022. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-rossiyskoy-sredney-shkoly-otdacha-i-faktory-riska (дата обращения: 24. 06. 2022). – Текст : электронный.

9. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае : II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26–27 сентября 2019 г. / А. Ю. Уваров [и др.] ; отв. ред. И. В. Дворецкая ; пер. с кит. Н. С. Кучмы ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – Москва : Изд. дом ВШЭ, 2019. – 155 с. – URL : http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/Problemy-i-perspektivy-tsifrovoj-transfor..niya-v-Rossii-i-Kitae.pdf, свободный (дата обращения: 25. 06. 2022). – Загл. с титул. экрана. – Текст : электронный.

10. Токтарова, В. И. Цифровая грамотность: понятие, компоненты и оценка / В. И. Токтарова, О. В. Ребко // Вестник Марийского государственного университета. – 2021. – № 2 (42). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost-ponyatie-komponenty-i-otsenka (дата обращения: 25. 06. 2022). – Текст : электронный.

11. Хачатурова, К. Р. Творчество современного учителя в цифровой среде: психологический аспект / К. Р. Хачатурова, И. А. Донина // Психолого-педагогический поиск. – 2022. – № 1 (61). – С. 198–209. – Текст : непосредственный

12. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т. А. Аймалетдинов [и др.] ; Аналитический центр НАФИ. – Москва : Изд-во НАФИ, 2019. – 84 с. – URL : https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2019/10/digit-ped.pdf, свободный (дата обращения: 20. 06. 2022). – Загл. с титул. экрана. – Текст : электронный.

13. Цифровая грамотность россиян : исследование 2020 / Аналитический центр НАФИ. – URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/. – Текст : электронный.

14. Digital Education Action Plan 2021–2027. Resetting education and training for the digital age / European Comission. – URL: https://ec.europa.eu/education/education-in-the-eu/digital-education-action-plan_en. – Title from screen. – Текст : электронный.


Рецензия

Для цитирования:


Халяпина Л.В., Букреева И.В., Гречкина А.А. Цифровая грамотность педагогов как ресурс совершенствования системы образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022;(4):273-282. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.4.32

For citation:


Khalyapina L., Bukreeva I., Grechkina A. Teacher’s digital literacy as a resource for improvement the educational system. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2022;(4):273-282. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.4.32

Просмотров: 134


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)