Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск
№ 5 (2024)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

7–16 205
Аннотация

Введение. Развитие цифровых технологий открывает новые возможности для повышения эффективности, прозрачности и доступности финансовых услуг, а также способствует углублению экономического сотрудничества между странами. Особую актуальность эта тема приобретает в контексте стран БРИКС, которые демонстрируют высокие темпы экономического роста и заинтересованы в развитии взаимовыгодного партнерства.

Цель. Изучение теоретических аспектов цифровизации финансовых систем и трансграничной интеграции в контексте перспектив создания валютного инструмента для стран БРИКС.

Материалы и методы. В работе были использованы метод анализа научных статей, монографий и диссертаций по теме исследования, сбор и систематизация статистических данных, сравнение зарубежного опыта создания наднациональных валютных инструментов, метод моделирования и экспертных оценок. Информационная база исследования включает научные статьи и публикации в научных изданиях, диссертации, монографии по теме исследования, интернет-ресурсы, аналитические обзоры.

Результаты и обсуждение. В ходе работы был проанализирован опыт создания наднациональных валютных инструментов, их преимущества и недостатки. Анализ показал, что страны БРИКС демонстрируют значительный потенциал в развитии финансового сотрудничества, создании платформ и инструментов для взаиморасчетов, однако сталкиваются с рядом структурных проблем и вызовов. Сравнение с лучшими зарубежными практиками свидетельствует о наличии значительных резервов для совершенствования платежных инструментов, в частности, создание системы внешнеторговых расчетов на основе блокчейн. Такие усилия закладывают основу для альтернативной финансовой парадигмы, укрепляя позиции БРИКС в глобальной экономической среде.

Заключение. Анализ текущего состояния финансовых систем стран БРИКС, их уровня цифровизации и взаимодействия в финансовой сфере позволил сделать вывод о наличии потенциала для формирования альтернативной финансовой архитектуры и укрепления роли БРИКС в глобальной экономике.

17–24 147
Аннотация

Введение. Для успешной реализации стратегических целей социально-экономического развития России крайне важно максимально использовать потенциал каждого субъекта Федерации, в том числе активно развивать и эффективно использовать его ресурсы. Особое внимание следует уделить инвестиционным и инновационным возможностям, поскольку они играют ключевую роль в устойчивом росте экономики и социальной сферы страны. Для организации эффективной работы по достижению поставленных целей необходимо решить сложную задачу оптимального сочетания двух основных функций региональной инвестиционной и инновационной политики: стимулирования развития и выравнивания различий между регионами. Это требует комплексного подхода и разработки специализированных механизмов поддержки. Важным аспектом, от которого зависит успешность реализации стратегий развития, является интеграция цифровых технологий. Цифровая трансформация активно влияет на привлечение инвестиций в регионы и содействует улучшению инновационного климата. В связи с этим возрастает значимость исследований, направленных на оптимизацию использования цифровых решений в различных сферах экономики и общественной жизни, что призвано способствовать устойчивому развитию регионов и всей страны в целом. Важно учитывать специфику и потенциал каждого региона для эффективной адаптации современных технологий и инноваций.

Цель. Разработка инструментария управления инновационным потенциалом региона на основе его комплексной оценки.

Материалы и методы. Теоретической основой исследования явились труды отечественных экономистов по проблемам управления инновационной деятельностью в регионе. В ходе работы анализировались учебная и научная литература, материалы периодической печати, а также законодательные и нормативно-правовые документы. В ходе исследования применялись методы статистического, системного, сравнительного, структурного и трендового анализа, методы графического и табличного представления результатов исследования.

Результаты и обсуждение. Представлена структура инновационного потенциала региона, рассмотрена классификация видов инновационного потенциала региона.

Заключение. Анализ инновационной среды позволил выявить значительный накопленный кадровый потенциал, а также положительную динамику внутренних затрат на финансирование научных исследований и разработок.

25–34 131
Аннотация

Введение. Оценка и интерпретация значений и уровней расчетных показателей финансовой деятельности компаний – традиционный вопрос для микроуровня экономики. При этом на макроуровне при расчете среднеотраслевых показателей обычно используется два подхода: расчет средневзвешенной величины (практикуется органами статистики) и расчет медианных значений по данным всех компаний отрасли (практикуется информационно-аналитическими системами, например, СПАРК-Интерфакс). Целесообразным представляется комплексное исследование динамики конкретных показателей в условиях кризисов и ограниченной информации, что позволит сформировать подход к оценке реального среднего для конкретной отрасли уровня этих показателей.

Цель. Формирование подхода к оценке значений среднеотраслевых показателей рентабельности собственного капитала компаний химической отрасли и разработка перспектив развития этого подхода в дальнейшем.

Материалы и методы. Информационную базу исследования составили статистические материалы Интерфакса (отчетность компаний химической отрасли), Росстата (ЕМИСС), данные СПАРК-Интерфакс. В работе были аккумулированы данные за период с 2019 года по настоящее время. Авторами использованы методы финансового анализа для расчета конкретных коэффициентов; методы детерминированного моделирования для оценки влияния факторов на уровень рентабельности капитала. Отдельно отметим, что в качестве факторов были использованы абсолютные значения совокупной чистой прибыли и собственного капитала выделенных авторами групп компаний, что позволило показать влияние олигополистической структуры рынка на информационную достоверность и прозрачность конкретной отрасли. В рамках оценки статистических характеристик выборки были использованы методы расчета средних: степенных и структурных, т. е. робастные оценки. 

Результаты и обсуждение. Исследование проводилось по материалам современных теоретических и методических исследований; авторами были аккумулированы современные проблемы оценки и интерпретации коэффициента рентабельности собственного капитала и его применимости для анализа деятельности компаний. Была изучена проблема информационной прозрачности финансовой отчетности конкретной отрасли – химической промышленности – с учетом современного законодательства, кризисов, санкционного давления и ответа на него со стороны российского правительства и лидеров отрасли. Количественный анализ служит продолжением предыдущих частей исследования и показывает, как применяемые меры, с одной стороны, защищают информационное поле российской экономики, с другой – препятствуют проведению адекватной оценки. Для решения последней проблемы авторами предлагается специфический подход к оценке уровня коэффициента рентабельности собственного капитала.

Заключение. Сделаны выводы об основных проблемах финансового анализа на уровне отрасли и предложены направления развития теории и практики финансового анализа в целях совершенствования интерпретации эмпирических данных в сложившихся экономических условиях.

35–42 132
Аннотация

Введение. Инновационная экосистема является условием достижения результативности новаций в механизме реализации сквозных технологий через управление надежностью конструкций, осуществляемых на предприятиях региона. Особое влияние она оказывает на развитие региональной промышленности, обеспечивая снижение себестоимости изделий путем выпуска наукоемкой продукции.

Цель. Выявление проблемы, влияющей на надежность конструкций в системе реализации сквозных технологий и перспектив в стимулировании научных исследований и практическом применении новых материалов, повышающих качество подготовки специалистов.

Материалы и методы. Исследование построено на анализе и поисковой работе в научной литературе, патентным информационным базам и онлайн-данным. Методами исследования являются: общенаучные – анализ, синтез, обобщение, моделирование и др. – и специализированные научные методы – генерация новшеств, использование материала по новому назначению, графический и сравнительный виды анализа.

Результаты и обсуждение. В ходе работы обнаружено влияние экосистемы кафедры на формирование культуры реализации сквозных технологий в машиностроении в учебном процессе, повышению уровня профессиональной подготовки специалистов-инноваторов и созданию условий для их успешной карьеры в будущем. Предложена технология изготовления вала из инновационного композитного базальтового гибридного материала, являющаяся более выгодным решением для сквозных технологий, сочетающий в себе высокую прочность, долговечность, легкость используемого материала.

Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что инновационные компетенции обучающихся по генерированию новшеств в экосистеме кафедры представляются инструментом реализации сквозных технологий в машиностроении.

43–57 129
Аннотация

Введение. Достижение целей устойчивого развития мировым сообществом обусловило появление нового экономического рынка торговли углеродом, функционирование которого стало основой возникновения новых для российской и белорусской учетных практик объектов бухгалтерского учета (углеродных единиц, атрибутов генерации). Однако в законодательстве России и Беларуси отсутствует четкая идентификация углеродных единиц и атрибутов генерации как объектов бухгалтерского учета.

Цель. Исследование эколого-экономической сущности углеродных единиц, атрибутов генерации и состояния рынков их обращения для идентификации данных экологических активов как объектов бухгалтерского учета и определения их места в традиционной учетной системе активов.

Материалы и методы. Применялись диалектический метод научного познания и общенаучные методы исследований, использовались эмпирические данные о достижении целей устойчивого развития мировым сообществом и о функционировании углеродных рынков.

Результаты и обсуждение. Обосновано, что углеродные единицы и атрибуты генерации выступают новыми объектами бухгалтерского учета, но при этом имеют отличительные экономико-учетные черты, не позволяющие включить их в состав других существующих видов активов в целом и экологических активов в частности.

Заключение. На основе оценки экологических, экономических, учетных свойств углеродных единиц и атрибутов генерации, появление которых связано с введением систем торговли квотами на выбросы парниковых газов, определено их место в традиционной учетной системе активов и предложено их включение в отдельный новый вид активов организации – экологические депозитарные офсетные активы.

58–63 124
Аннотация

Введение. На сегодняшний день цифровая трансформация является неотъемлемой частью в большинстве сфер жизнеобеспечения человека.

Цель. В связи с этим в данной статье подробно проанализирована жилищно-коммунальная сфера, рассмотрен внедряемый инструмент цифровой трансформации в вышеуказанной сфере (интеллектуальная транспортная система), приводятся аналитические данные количества городов, на примере которых возможно изучить инструмент цифровой трансформации (интеллектуальная транспортная система) на территории Российской Федерации, выявив положительную или отрицательную динамику.

Материалы и методы. В рамках исследования были изучены материалы по внедрению интеллектуальной транспортной системы на территории Российской Федерации. Более подробно рассмотрено внедрение интеллектуальной транспортной системы на территории города Ставрополя, указаны сроки реализации и статистика изменений до и после внедрения интеллектуальной транспортной системы с 2021 года по сегодняшний день.

Результаты и обсуждения. В рамках исследования внедрения инструментов цифровой трансформации в жилищно-коммунальную сферу на примере города Ставрополя в период с 2021 года по 2024 г была выявлена положительная динамика. Появляется необходимость расширять внедрение инструментов цифровой-трансформации в других городах Российской Федерации.

Заключение. Результаты исследования дали понять, что современный социум острее нуждается в инструментах цифровой трансформации в сферах жизнеобеспечения человека. Цифровая трансформация решает большой объем проблем и задач с которыми современный человек не может справиться в виду большого количества запросов и маленького количества времени.

64–73 101
Аннотация

Введение. В современном мире многие люди знают о таких понятиях, как «акция», «котировки», «инвестиционный портфель». Для того чтобы узнать волатильность ценной бумаги той или иной компании, не обязательно быть аналитиком. Инвестиционный портфель собирается на основе ознакомления с графиками, котировками, прогнозами прибыли.

Цель. Изучение результатов деятельности ПАО «Магнит», которые могут привести к более глубокому анализу инвестиционной среды компании.

Материалы и методы. В ходе работы были использованы метод сравнения, анализа и синтеза, расчетно-конструктивный метод, метод группировок, экономико-статистические методы.

Результаты и обсуждение. Чтобы прийти к правильному или более верному определению будущего успеха инвестирования в бумаги компании, необходимо изучить официальные финансовые отчеты, которые находятся в общем доступе, следить за конференциями, изучать статьи и любые другие актуальные публичные упоминания о компании и ее результатах. Помимо этого, немаловажным фактором в исследовании компании является изучение самих клиентов компании, их отзывов, потоков.

Заключение. По итогам проведенного исследования и после тщательного анализа финансовых результатов компании следует сделать выбор в пользу одного из трех итогов: «sell», «buy», «hold» – «продать», «купить», «держать». 

74–84 99
Аннотация

Введение. В условиях цифровой трансформации требуется внедрение инструментов, которые обуславливают значимые конкурентные преимущества в сложных условиях современной внешней среды.

Цель. Целью исследования является изучение возможностей использования метавселенных как инструмента формирования имиджа учебного заведения для технологического лидерства в образовательной сфере.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в сфере цифровизации социально-экономической деятельности.

Результаты и обсуждение. В ходе работы был исследован феномен метавселенных, рассмотрены истоки происхождения данного явления и изучены разнообразные теоретические и практические подходы к развитию деятельности в виртуальных пространствах, а также прогнозные данные о перспективах деятельности в метавселенных. Опираясь на теорию и практику социально-экономической деятельности в метавселенных, коллектив авторов систематизировал возможные форматы научной, образовательной и профориентационной деятельности Университетов в направлении повышения их имиджа для технологического лидерства и получения существенных преимуществ по сравнению с вузами-конкурентами.

Заключение. По итогам проведенного исследования сформулированы выводы о необходимости построения взвешенной образовательной политики высших учебных заведений России по реализации вектора на технологическое лидерство, основываясь на использовании возможностей виртуальных пространств метавселенных и, в то же время, на разработке превентивных мер по предотвращению рисков и опасностей, связанных с этим процессом. Подобный системный и поступательный подход к использованию метавселенных как инструмента формирования имиджа учебного заведения позволит создать серьезный фундамент для обеспечения технологического лидерства в образовательной сфере.

85–95 118
Аннотация

Введение. Основной функцией коммерческих банков в экономике является помощь в мобилизации сбережений населения, направление их на наиболее эффективное использование, что увеличивает общую массу инвестиций и потенциал экономического роста. Таким образом, банки являются одной из главных структур обеспечения финансовой стабилизации в государстве и создания условий поддержки макроэкономического роста.

Цель. Предложить оптимальный механизм управления ресурсами коммерческого банка.

Материалы и методы. Объективно необходимыми условиями для создания эффективной банковской системы является возможность и практическое осуществление перелива финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования, предоставление потребителям услуг свободы выбора между различными объектами размещения временно свободных денежных средств, а также предоставление одинаковых (равных) прав всем, кто формирует спрос на финансовые ресурсы, наличие развитой банковской системы. Применение коэффициентного, графического, сравнительного и других методов финансового анализа позволит наиболее качественно сформулировать предложения в части повышения эффективности управления ресурсами коммерческого банка.

Результаты и обсуждение. Развитие финансовой системы приводит к обострению конкуренции между коммерческими банками за ресурсы и эффективные направления их размещения. Это может привести к постепенному снижению прибыльности банковской деятельности.

Заключение. В результате проведенного исследования разработана и предложена система наиболее качественного и эффективного управления банковскими ресурсами.

96–101 137
Аннотация

Введение. Вторая половина 2024 год ознаменовалась масштабной трансформацией налогового кодекса. Новеллы затронули, практически каждого плательщика: физических лиц, предпринимателей, применяющих как упрощенную систему налогообложения, так и основную. Изменения налогового законодательства коснулись ставок налогов, пределов применения специальных режимов.

Цель. Проанализировать вероятные последствия изменения налогового законодательства: выделить положительные и спорные моменты для ведения бизнеса в новых реалиях.

Материалы и методы. Исследование включает сравнительную характеристику механизма налогообложения с 2009 по 2024 гг. Использованы методы: монографический, статистическая группировка, сравнительный и субъектно-объектный анализ.

Результаты и обсуждение. По предварительном данным налоговые поправки оцениваются в 2,6 трлн руб. дополнительных доходов федерального бюджета в 2025 г.: рост ставки налога на прибыль – 1,6 трлн руб., дополнительные поступления акцизов при введении акциза на никотиновое сырье и бестабачные никотинсодержащие смеси для нагревания – 50 млрд руб., повышение порогов для УСН, а также признание плательщиков, применяющих УСН, плательщиками НДС – 348 млрд руб., рост ставок НДПИ при добыче алмазов и золота оценивается экспертами в 2,1 млрд руб.

Заключение. На заседании Государственной Думы в мае 2024 года предложили усовершенствовать налоговую систему. В Налоговый кодекс в середине 2024 года внесены около ста поправок, которые дадут возможность реализовать Указы Президента Российской Федерации, направленные на изменение условий ведения предпринимательской деятельности в новых реалиях современной России и мира. Поручения Президента, на которых основана реформа, рассчитаны на период до 2030 года. Реформирование налоговой системы будет постепенное, самые первые изменения вступают в силу с 1 января 2025 года. Налоговая реформа – инициатива, которая предпринимается исключительно с намерением повысить эффективность налоговой системы и ее администрирования, а также с целью максимизации экономических и социальных выгод, которые могут быть легко достигнуты с помощью организованной налоговой системы.

102–111 114
Аннотация

Введение. В современных условиях функционирования отдельных отраслей экономики важен своевременный мониторинг достижения ими установленных социальных и экономических показателей, отражающих результативность проводимой региональной государственной политики. Отраслевая структура региона является его отличительной характеристикой, формирующей базовый потенциал для создания механизмов максимально эффективного использования имеющихся ресурсов в новых экономических условиях. Анализ структурных сдвигов во времени позволяет выявлять так называемые отрасли специализации, которые формируют наибольший удельный вес валового регионального продукта и обеспечивают занятость населения, тем самым повышая уровень благосостояния населения региона.

Цель. Количественный анализ показателей социальной эффективности отраслевой структуры региона, отражающих уровень воздействия принятых экономических мер по удовлетворению потребностей общества в росте благосостояния.

Материалы и методы. Исследование проведено на основе использования инструментов статистического и сравнительного анализа, классификации, группировки, что позволило сформировать базу для оценки структурных отраслевых сдвигов в регионе на основе полученных значений показателей социальной эффективности проводимой региональной политики. В качестве информационной основы исследования использовались обзоры и отчеты российских статистических учреждений(Росстат), а также материалы открытого доступа аналитических компаний.

Результаты и обсуждение. Проанализирована отраслевая структура региона по видам экономической деятельности. Выявлено, что отраслевая специализация за исследуемый период значительно изменилась, что повлияло на экономические и социальные показатели развития региона. Выделенные показатели социальной эффективности отраслевой структуры экономики региона были рассмотрены во взаимосвязи и взаимозависимости, так как формируют единый социальный критерий для целей региональной экономической политики Ставропольского края.

Заключение. Сделан вывод о наличии структурных сдвигов, повлиявших на уровень благосостояния населения региона. Эффективная адаптация к изменяющимся условиям функционирования отраслей с учетом новой специализации обеспечит комплексное взаимосвязанное и сбалансированное развитие отраслей региона.

112–121 119
Аннотация

Введение. В сфере российского налогового законодательства и бухгалтерского учета в 2023 году значительным изменением стал новый обязательный механизм уплаты налогов, известный как единый налоговый счет (ЕНС). Ранее применявшаяся система, при которой большинство налогов уплачивались по отдельным реквизитам, была заменена на единую процедуру перечисления налоговых платежей.

Цель. Всесторонний анализ внедрения единого налогового счета для налогоплательщиков.

Материалы и методы. Исследование построено на детальном анализе института единого налогового счета, методологической основой которого послужили труды отечественных и зарубежных экономистов.

Результаты и обсуждение. В статье определена сущность ЕНС, рассмотрен порядок поступления и использования средств на ЕНС. В ходе исследования произведена группировка налогов, уплачиваемых в единый налоговый счет и через код бюджетной классификации, выявлены положительные и отрицательные аспекты использования ЕНС. Внимание акцентируется на влиянии ЕНС на жизнь обычных граждан, компаний и индивидуальных предпринимателей.

Заключение. Одним из основных выводов исследования является подтверждение того, что единый институт единого налогового счета значительно упрощает уплату налогов, а стремительное развитие технологий ставит вопрос о разработке электронной платформы для ЕНС, которая позволит улучшить коммуникацию между налогоплательщиками и налоговыми органами и повысить эффективность налогового администрирования.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

122–129 116
Аннотация

Введение. В условиях стремительно развивающихся и повсеместно внедряемых цифровых технологий для государственных и муниципальных служащих становится особенно актуальным освоение профессиональных компетенций в части работы с государственными информационными системами и цифровыми сервисами, способными значительно повысить оперативность и эффективность решения задач, стоящих перед специалистами сферы государственного и муниципального управления.

Цель. Формирование оптимальной модели подготовки будущих государственных и муниципальных служащих с использованием средств государственных информационных систем.

Материалы и методы. Исследование построено на анализе требований, предъявляемых современной системой государственного и муниципального управления к специалистам, желающим осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках данной системы.

Результаты и обсуждение. В ходе работы определена структура модели подготовки будущих государственных и муниципальных служащих, предусматривающей использование в процессе обучения государственные информационные системы и цифровые сервисы. Последовательно описаны структурные элементы данной модели.

Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что рассматриваемая модель должна быть сформирована лаконичным образом и состоять из таких компонентов, как: определение профессиональных компетенций государственных и муниципальных служащих, использующих в совей деятельности цифровые сервисы; разработка учебных программ; организация профессиональной практики; сертификация и аттестация; возможность постоянного развития. Последовательная разработка каждого из компонентов позволит построить описываемую модель максимально эффективно и, как следствие, создать действенный механизм подготовки высококвалифицированных государственных и муниципальных служащих, готовых работать и развиваться у современных часто изменяющихся условиях.

130–138 141
Аннотация

Введение. Люди, выступавшие в роли защитников Отечества и в результате ранения, заболевания или травмы получившие инвалидность, оказались в ситуации необходимости восстановления трудоспособности в доступных им по состоянию здоровья условиях труда, включения в трудовую деятельность, с учетом их специфических психофизиологических особенностей.

Цель. Выявление общих и устойчивых характеристик лиц с инвалидностью, приобретённой в процессе боевых действий специальной военной операции в 2022–2024 гг., а также их потребность в профессиональном образовании и профессиональной переподготовке с учетом выявленных особенностей.

Материалы и методы. Исследование построено на анализе анкетного опроса 23 человек, которые участвовали в специальной военной операции и получили статус «инвалид боевых действий» или находятся на этапе оформления инвалидности. Анкетный опрос проходил в очном формате на добровольной основе. Обработка результатов исследования выполнена с помощью статистических методов.

Результаты и обсуждение. В ходе работы обнаружено, что среди инвалидов боевых действий превалирует высокий уровень мотивации к трудовой деятельности. При этом каждый третий инвалид боевых действий не готов к смене профессии, что значительно затрудняет его возможности для дальнейшего трудоустройства и успешной трудовой деятельности.

Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что создание условий для организации профессионального образования и профессиональной переподготовки инвалидов боевых действий необходимо сочетать с мерами профессионально-психологической реабилитации данной категории лиц, среди которых – помощь человеку в осознании необходимости смены профессии и формировании ценностно-мировоззренческих установок, способствующих его самореализации в профессиональной сфере.

139–150 86
Аннотация

Введение. Темпы развития современного производства обусловливают потребность в квалифицированных инженерных кадрах. Вследствие этого актуальной теоретической и практической задачей высшей инженерной школы остается поиск и внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода и определение эффективных технологий для его реализации. В статье рассмотрена фреймовая технология формирования профессиональных компетенций в процессе практико-ориентированной подготовки будущих горных инженеров, описана специфика их профессиональной деятельности.

Цель. Раскрыть сущность фреймовой технологии для включения ее в образовательный процесс с целью подготовки квалифицированных инженерных кадров. Описать алгоритм работы базового элемента в структуре фреймового представления знаний, обеспечивающего структурированность и визуализацию материала – фрейм-молекулы.

Материалы и методы. В исследовании был использован комплекс теоретических и системно-структурных методов: исторический – для анализа истории возникновения фреймов; системно-структурный метод, с помощью которого рассматривались изучаемые события и сценарные (фреймовые) ситуации. В статье принцип работы фрейм-молекулы представлен на примере формирования профессиональной компетенции горных инженеров-спасателей в рамках освоения дисциплины по физической культуре и спорту «Способность выполнить нормативы по физической подготовке спасателей, регламентированные требованиями нормативных документов» и индикатора ее формирования «Имеет навыки формирования тепловой устойчивости организма в условиях учебной шахты».

Результаты и обсуждение. Предложенную авторами визуальную модель фрейм-технологий – «фрейм-молекулу» – можно рассматривать как универсальное средство для представления информации в образовательном процессе и подачи учебного материала. Соединение элементарных фрейм-молекул в цепочки позволяют визуализировать и оптимизировать представление материала, а виды фрейм-молекул: фрейм-образ, фрейм-роль, фрейм-сценарий – конкретизируют и детализируют выполнение профессиональной задачи для формирования профессиональных компетенций.

Заключение. Фреймовые технологии предоставляют возможность усвоения изучаемого материала в сжатые сроки и создают основу для развития индивидуальных когнитивных способностей обучающихся, формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров. Структурно-логическое и визуализированное представление учебного материала позволяет трансформировать компоненты изучаемого явления и изменять связи между блоками (фрейм-молекулами) в зависимости от поставленных образовательных задач. Для широкого внедрения фреймовых технологий в образовательный процесс необходима заинтересованность профессорско-преподавательского состава вузов, методическое сопровождение образовательных программ и профильная материально-техническая база для практической подготовки инженерных кадров. 

151–160 92
Аннотация

Введение. Обращение к вопросам совершенствования гражданского воспитания детей и молодежи вызвано особыми социально-педагогическими условиями современности. В отечественной образовательной практике накоплен значительный опыт гражданского воспитания посредством общественных организаций.

Цель. Выявление особенностей влияния детских и юношеских общественных организаций на гражданское воспитание на разных этапах жизни страны.

Материалы и методы. Исследование построено на анализе документов, регламентирующих деятельность детских и юношеских организаций и объединений, работ ведущих специалистов.

Результаты и обсуждение. Установлено, что гражданское воспитание в детских сообществах и организациях способствует формированию опыта социального взаимодействия, самостоятельности, инициативности, лидерских качеств. Приоритеты в работе детских и молодежных организаций менялись в течение XIX–XXI вв., различия в работе и результатах позволяют выявить факторы продуктивности в гражданском воспитании.

Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что при четко оформленном социальном запросе на формирование и проявление гражданских качеств в детских и юношеских общественных организациях могут быть получены высокие результаты.

161–168 99
Аннотация

Введение. Кадровый дефицит учителей математики, физики и информатики обусловливает необходимость популяризации педагогической профессии, раннего выявления педагогически одаренной молодежи и ее допрофессиональной подготовки на этапе предпрофильного и профильного обучения. Первой ступенью непрерывного педагогического профессионального образования являются профильные психолого-педагогические классы (группы).

Цель. Анализ существующего педагогического опыта обучения в психолого-педагогических классах и представление возможных форм организации занятий по математике.

Материалы и методы. Исследование построено на анализе трудов отечественных и зарубежных педагогов, нормативных документов и методических рекомендаций по организации обучения в психолого-педагогических классах. Методы математической обработки статистических данных.

Результаты и обсуждение. В ходе работы обнаружено, что обучение математике в психолого-педагогических классах имеет ряд особенностей: популяризация математических знаний; профориентационный контекст обучения математике; профессиональные пробы. В 2023 / 2024 учебном году на базе Института математики, физики и информатики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева реализовывался проект «Школа юного педагога» – цикл научно-познавательных занятий. В статье представлены возможные формы организации занятий по математике для обучающихся психолого-педагогических классов: занятие по теме «Популярная теория вероятностей» с элементами ролевой игры «Учитель и ученики» и занятие по теме «Графы» в форме педагогического практикума «Как младшим школьникам рассказать о графах?».

Заключение. По итогам проведенного исследования сделан вывод об отсутствии специальных методик обучения в психолого-педагогических классах физико-математической направленности и представлен авторский опыт организации обучения математике. Результаты приемной кампании 2024 года свидетельствуют о положительной динамике профессионального самоопределения обучающихся психолого-педагогических классов физико-математической направленности. 

169–177 116
Аннотация

Введение. Статья посвящена рассмотрению вопроса объективного повышения роли и ответственности семьи в решении задач гражданско-патриотической социализации ребенка через призму актуализации родительского потенциала.

Цель. Выявление возможностей и дефицитов семейного воспитания в области формирования личности гражданина и патриота, учет которых позволит адекватно выстраивать стратегию и тактику взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей в данном направлении.

Материалы и методы. Исследование построено на основе анализа результатов анкетирования родителей обучающихся дошкольных образовательных организаций по выявлению их отношения к процессу гражданско-патриотического воспитания детей, использования семейных ресурсов для реализации данного аспекта воспитания.

Результаты и обсуждение. В ходе эмпирического исследования обнаружено, что значительная часть родителей признает актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания, приоритетную роль семьи в этом процессе, в то же время отмечаются ценностные трансформации в постановке целей семейного воспитания, снижение значимости задач гражданско-патриотического аспекта воспитания с ослаблением воспитательной функции семьи и, как следствие, недостаточное использование семейных ресурсов для решения данных задач.

Заключение. По итогам проведенного исследования следует отметить, что выявленные дефициты семейного воспитания, связанные с недостаточной реализацией потенциальных возможностей семьи в сфере гражданско-патриотического воспитания дошкольников, ориентируют педагогов на создание необходимых условий для включения родителей в педагогический процесс на субъектной основе, повышения их компетентности в реализации воспитательной функции гражданско-патриотической направленности и ответственности за нее.

178–184 118
Аннотация

Введение. Настоящее время характеризуется стремительными изменениями на рынке труда, что связано с техническим прогрессом и постоянным появлением новых профессий. В связи с меняющимися потребностями в профессиональных кадрах система высшего образования предлагает наряду с традиционными специальностями постоянно увеличивающийся перечень новых направлений подготовки. Старшеклассники, будущие абитуриенты и их родители зачастую не могут быстро ориентироваться в новых предлагаемых специальностях. Кроме этого, современным старшеклассникам свойственны снижение заинтересованности в высшем образовании, социальное отчуждение, репродуктивность получаемых знаний. Поэтому в статье предложен комплекс принципов, на которых должно основываться партнерское взаимодействие образовательных организаций – школы и вуза.

Цель. Выявление педагогических принципов, на основе которых построение взаимодействия школы и вуза будет эффективным.

Материалы и методы. Материалы статьи базируются на результатах анализа научной литературы по проблеме организации партнерского взаимодействия учреждений, а также на результатах опроса педагогов школ и вузов, проведенного в Краснодаре и Ставрополе.

Результаты и обсуждение. Определены базовые принципы построения процесса взаимодействия школы и вуза: вариативности образования, универсальности, многомерности, согласованности, интеграции ресурсов взаимодействующих учебных заведений, сотрудничества, целостности, конгруэнтности, взаимной выгоды. Выделены проблемы построения взаимодействия школы и вуза.

Заключение. Взаимодействие школы и вуза обеспечивает качественную реализацию ряда направлений: предметная подготовка школьников (профильная школа), профориентационная работа; ориентация на получение высшего образования, адаптация учащихся к обучению в вузе; получение первичных знаний о профессии. Педагогические принципы построения взаимодействия между школой и вузом способствуют эффективности данного процесса.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)