Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Отношение родителей к процессу гражданско-патриотического воспитания дошкольников

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.5.18

Аннотация

Введение. Статья посвящена рассмотрению вопроса объективного повышения роли и ответственности семьи в решении задач гражданско-патриотической социализации ребенка через призму актуализации родительского потенциала.

Цель. Выявление возможностей и дефицитов семейного воспитания в области формирования личности гражданина и патриота, учет которых позволит адекватно выстраивать стратегию и тактику взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей в данном направлении.

Материалы и методы. Исследование построено на основе анализа результатов анкетирования родителей обучающихся дошкольных образовательных организаций по выявлению их отношения к процессу гражданско-патриотического воспитания детей, использования семейных ресурсов для реализации данного аспекта воспитания.

Результаты и обсуждение. В ходе эмпирического исследования обнаружено, что значительная часть родителей признает актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания, приоритетную роль семьи в этом процессе, в то же время отмечаются ценностные трансформации в постановке целей семейного воспитания, снижение значимости задач гражданско-патриотического аспекта воспитания с ослаблением воспитательной функции семьи и, как следствие, недостаточное использование семейных ресурсов для решения данных задач.

Заключение. По итогам проведенного исследования следует отметить, что выявленные дефициты семейного воспитания, связанные с недостаточной реализацией потенциальных возможностей семьи в сфере гражданско-патриотического воспитания дошкольников, ориентируют педагогов на создание необходимых условий для включения родителей в педагогический процесс на субъектной основе, повышения их компетентности в реализации воспитательной функции гражданско-патриотической направленности и ответственности за нее.

Об авторе

С. В. Мажаренко
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Светлана Викторовна Мажаренко – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дополнительного образования

Researcher ID: IAM0939-2023

д. 417 «А», ул. Ленина, Ставрополь, 355029



Список литературы

1. Гузенина С. В. Роль семьи в патриотическом воспитании личности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2015. № 1 (1). С. 53–59.

2. Дементьева И. Ф. Изменение принципов семейного воспитания в условиях глобализации // Теории и проблемы политических исследований. 2016. № 2. С. 57–67.

3. Клепцова Е. Ю. К анализу категории «отношение» // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 2-3. С. 125–129.

4. Орлова К. М. Цели воспитания и образ ребенка у современных родителей: кросс-культурное исследование: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2015. С. 7. URL: https://01007874458.pdf(newdisser.ru) (дата обращения: 27.06.2024).

5. Погорелая Я. А. Педагогический потенциал семьи в формировании гражданской идентичности обучающихся начального общего образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1-7 (1). С. 60–63.

6. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/?ysclid=lxxehuhqoh5684272 (дата обращения: 27.06.2024).

7. Ростовская Т. К., Кучмаева О. В. Семья в системе социальных институтов общества: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2024. С. 33. URL: https://urait.ru/bcode/551820/p.33 (дата обращения: 27.06.2024).

8. Метлякова Л. А., Коробкова В. В., Самбикина О. С., Якина. Ю. И. Современные технологии родительского образования: учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. и перераб. Пермь: ПГГПУ, 2016. 307 с. URL: https://e.lanbook.com/book/129553 (дата обращения: 27.06.2024).

9. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года Указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/?ysclid=lxx4xmlwtt233788870 (дата обращения: 27.06.2024)

10. Хоменко И. А. Педагогическая стратегия развития семейного воспитания в современной России // Социальная педагогика. 2013. № 3. С. 25–32.

11. Антонова П. А., Ефтимицэ М., Иванова Е. В., Прогацкая Т. К., Калабина И. А. Цель семейного воспитания: взгляд современных родителей // Комплексные исследования детства. 2021. Т. 3. № 2. С. 91–100.


Рецензия

Для цитирования:


Мажаренко С.В. Отношение родителей к процессу гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(5):169–177. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.5.18

For citation:


Mazharenko S.V. The attitude of parents to the process of civic and patriotic education of preschoolers. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(5):169–177. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.5.18

Просмотров: 116


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)