Гражданское воспитание детей и молодежи в общественных организациях
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.5.16
Аннотация
Введение. Обращение к вопросам совершенствования гражданского воспитания детей и молодежи вызвано особыми социально-педагогическими условиями современности. В отечественной образовательной практике накоплен значительный опыт гражданского воспитания посредством общественных организаций.
Цель. Выявление особенностей влияния детских и юношеских общественных организаций на гражданское воспитание на разных этапах жизни страны.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе документов, регламентирующих деятельность детских и юношеских организаций и объединений, работ ведущих специалистов.
Результаты и обсуждение. Установлено, что гражданское воспитание в детских сообществах и организациях способствует формированию опыта социального взаимодействия, самостоятельности, инициативности, лидерских качеств. Приоритеты в работе детских и молодежных организаций менялись в течение XIX–XXI вв., различия в работе и результатах позволяют выявить факторы продуктивности в гражданском воспитании.
Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что при четко оформленном социальном запросе на формирование и проявление гражданских качеств в детских и юношеских общественных организациях могут быть получены высокие результаты.
Об авторе
Н. Ю. ЖелнаковаРоссия
Нина Юрьевна Желнакова – кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и этнологии
Researcher ID: KIK-8907-2024
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
Список литературы
1. Алиева Л. В. Этапы. Традиции. Ориентиры // Социокинетика: стратегия и тактика детского движения нового века. М., 2002. С. 52–61.
2. Андромонова И. М. Воспитание социальной активности школьников в теории и практике отечественной педагогики. Казань, 1999. 187 с.
3. Арябкина И. В., Куликова Ю. А., Половова Т. М. Гражданское воспитание в современной школе // Эпоха науки. 2022. № 32. С. 170–173.
4. Башаркина Е. А. Гражданское и патриотическое воспитание школьников: основные категории, целевые ориентиры, результаты // Народная газета. 2022. № 1. С. 23–27.
5. Горностаева И. В. Гражданское воспитание младших школьников средствами краеведения: дис. … канд. пед. наук. Смоленск, 2012. 236 с.
6. Государственная программа Ставропольского края «Молодежная политика». URL: https://docs.cntd.ru/document/550308460 (дата обращения: 10.05.2023).
7. Жигадло А. П. Строить гражданское общество // Педагогика. 2008. № 3. С. 126–127.
8. Золотов В. И. Политология / Алтайский. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. Барнаул: АлтГТУ, 2005. 180 с.
9. Информация о реализации государственной молодежной политики в 2002 г. и перспективах на 2003 г. // Вестник молодежной политики. 2003. № 3–4.
10. Кленевская Л. К. История развития детского движения: учебное пособие. Пятигорск. 2009. С. 16-22.
11. Кошкина Н. А., Корепанова К. А. Гражданское воспитание обучающихся основной школы в условиях дополнительного образования // Мир педагогики и психологии. 2021. № 6(59). С. 80–90.
12. Кудинов В. А. Детское и молодежное движение в России в ХХ в. Кострома, 2000. 144 с.
13. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации. М., 2000. С. 155.
14. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года: Постановление правительства РФ от 04 октября 2000 года № 751. URL: https://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 02.02.2024)
15. Об общественных объединениях: закон СССР от 9 окт. 1990 г. № 1708-1 // Ведомости Совета народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 42. Ст. 839.
16. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
17. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000–2001 г. М., 2002. С. 231.
18. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 г. М., 2003. С. 122.
19. Рахматулина Б. Р. Воспитание гражданственности как актуальная социальная проблема современного общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. Вып. 2. С. 81–85.
20. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-1. Оп. 135. Д. 303. Л. 30. URL: https://www.rgaspi.su/ (дата обращения 28.02.2024).
21. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 10.01.2024).
22. Суменко Л. В., Абдуллаев Р.П. Исследование гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023. № 2 (95). С. 246-255.
23. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М. 1980. С. 157.
24. Ткаченко В. В. Молодежные и детские общественные объединения в Российской Федерации в 1990– 2010 гг. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnye-i-detskie-obschestvennye-obedineniya-vrossiyskoy-federatsii-v-1990-2010-gg/viewer (дата обращения 05.02.2024).
25. Узлова Н. В. Гражданское воспитание как часть культурной безопасности // Педагогическое образование. 2022. Т. 3. № 11. С. 178–180.
26. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т.; под ред. В. Я. Струминского. Т. 1: Вопросы воспитания. М., 1953. 637 с.
27. Цыганов А. В. Инновационные подходы в моделировании учебного процесса // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Санкт-Петербург. 2010. № 136. С. 136–143.
28. Шорников Л. И. Гражданственность как качество личности // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 258–268.
Рецензия
Для цитирования:
Желнакова Н.Ю. Гражданское воспитание детей и молодежи в общественных организациях. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(5):151–160. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.5.16
For citation:
Zhelnakova N.Yu. Civic education of children and youth in public organizations. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(5):151–160. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.5.16