Обучение математике в психолого-педагогических классах
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.5.17
Аннотация
Введение. Кадровый дефицит учителей математики, физики и информатики обусловливает необходимость популяризации педагогической профессии, раннего выявления педагогически одаренной молодежи и ее допрофессиональной подготовки на этапе предпрофильного и профильного обучения. Первой ступенью непрерывного педагогического профессионального образования являются профильные психолого-педагогические классы (группы).
Цель. Анализ существующего педагогического опыта обучения в психолого-педагогических классах и представление возможных форм организации занятий по математике.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе трудов отечественных и зарубежных педагогов, нормативных документов и методических рекомендаций по организации обучения в психолого-педагогических классах. Методы математической обработки статистических данных.
Результаты и обсуждение. В ходе работы обнаружено, что обучение математике в психолого-педагогических классах имеет ряд особенностей: популяризация математических знаний; профориентационный контекст обучения математике; профессиональные пробы. В 2023 / 2024 учебном году на базе Института математики, физики и информатики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева реализовывался проект «Школа юного педагога» – цикл научно-познавательных занятий. В статье представлены возможные формы организации занятий по математике для обучающихся психолого-педагогических классов: занятие по теме «Популярная теория вероятностей» с элементами ролевой игры «Учитель и ученики» и занятие по теме «Графы» в форме педагогического практикума «Как младшим школьникам рассказать о графах?».
Заключение. По итогам проведенного исследования сделан вывод об отсутствии специальных методик обучения в психолого-педагогических классах физико-математической направленности и представлен авторский опыт организации обучения математике. Результаты приемной кампании 2024 года свидетельствуют о положительной динамике профессионального самоопределения обучающихся психолого-педагогических классов физико-математической направленности.
Об авторах
М. А. КейвРоссия
Мария Анатольевна Кейв – кандидат педагогических наук, доцент, директор института математики, физики и информатики, доцент кафедры математики и методики обучения математике
д. 89, ул. Ады Лебедевой, Красноярск, 660049
Н. А. Журавлева
Россия
Наталья Александровна Журавлева – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и методики обучения математике
д. 89, ул. Ады Лебедевой, Красноярск, 660049
Список литературы
1. Аллагулов А. М., Кузьменкова О. В., Дроздова Н. В. Развитие психолого-педагогических классов Оренбуржья // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 19. № 2. С. 5–18. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.2.1
2. Антонова М. В. Новые профориентационные форматы в проекте «Профильные психолого-педагогические классы» // Глобальный научный потенциал. 2023. № 2 (143). С. 49–52.
3. Байбородова Л. В., Шипкова Е. Н. Программа допрофессионального педагогического образования в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского // Вестник педагогических инноваций. 2024. № 1 (73). С. 19–28. https:// doi.org/ 10.15293/1812-9463.2401.02
4. Берёзкина О. И., Диких Э. Р. , Зарипова Е. И., Макарова Н. С. Дни единых действий в системе профориентационной работы в классах психолого-педагогической направленности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 3 (36). С. 147–152.
5. Игнатьева Е. Ю., Шилова О. Н., Кузина Н. Н. Психолого-педагогические классы: факты, проблемы, потенциал (Петербургский опыт) // Непрерывное образование: XXI век. 2024. Вып. 1 (45). С. 47–64. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=9186 (дата обращения: 11.07.2024). https://doi.org/10.15393/j5.art.2024.9186
6. Концепция профильных психолого-педагогических классов. М.: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации, 2021. 63 с. URL: https://sh3-izobilnyj-r07.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/170/2805/KONTsEPTsIYa_PPPK.pdf (дата обращения: 24.09.2024).
7. Кривцова Ю. П., Филиппова С. Г., Фомин А. П. Технология организации психолого-педагогических классов в малом городе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 2. С. 33–41. https://doi.org/10.31161/1995-06592023-17-2-33-41
8. Купцова С. А. Психолого-педагогические классы как средство формирования единого образовательного пространства // Kant. 2021. № 3 (40). С. 239–244. https://doi.org/10.24923/2222-243X.2021-40.45
9. Мартьянова Е. Г., Слобожанин А. В. Психолого-педагогические классы России и Белоруссии // Гуманитарные исследования Центральной России. 2023. № 3 (28). С. 61–69. https://doi.org/10.24412/25419056-2023-328-61-69
10. Методические рекомендации по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в субъектах Российской Федерации. М., 2023. 19 с. URL: https://педкласс35.рф/wp-content/uploads/2023/08/МР_Развитие-сети-пп-классов-1.pdf (дата обращения: 24.09.2024).
11. Волохова В. И., Белашина Т. В., Бакаева В. В., Макеев А. А. Модель сопровождения психолого-педагогических классов: опыт разработки и реализации // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1 (69). С. 5–14. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2301.01
12. Позняк А. В. Кадровый ресурс педагогической профилизации образовательного процесса в школе // Весцi БДПУ. Серыя 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. 2022. № 1 (111). С. 12–15.
13. Профильные психолого-педагогические классы. URL: https://apkpro.ru/profilnye-psikhologopedagogicheskie-klassy/ (дата обращения: 24.09.2024).
14. Федина Н. В., Комков А. А., Елисеев В. К. «Неслучайные» абитуриенты, или работа на перспективу. О реновации проекта «Психолого-педагогический класс» в ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 2. С. 71–75.
15. Фетисов А. С. Психолого-педагогические классы как элемент системы непрерывного профессионально-педагогического образования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 89–95. https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2022-12-89-95
16. Халадов Х.-А. С., Головина И. В., Папуткова Г. А. Психолого-педагогические классы: концепт-дизайн допрофессиональной подготовки учителя // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 3А. С. 653– 662. https://doi.org/10.34670/AR.2022.59.38.067
17. UNESCO & International Task Force on Teachers for Education 2030. 2024. Global Report on Teachers: Addressing teacher shortages and transforming the profession. Paris: UNESCO. URL: https://www.unesco.org/en/articles/global-report-teachers-addressing-teacher-shortages-and-transforming-profession (accessed: 01.07.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Кейв М.А., Журавлева Н.А. Обучение математике в психолого-педагогических классах. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(5):161–168. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.5.17
For citation:
Keiv M.A., Zhuravleva N.A. Teaching mathematics in psychological and pedagogical classes. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(5):161–168. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.5.17