Педагогические принципы взаимодействия школы и вуза
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.5.19
Аннотация
Введение. Настоящее время характеризуется стремительными изменениями на рынке труда, что связано с техническим прогрессом и постоянным появлением новых профессий. В связи с меняющимися потребностями в профессиональных кадрах система высшего образования предлагает наряду с традиционными специальностями постоянно увеличивающийся перечень новых направлений подготовки. Старшеклассники, будущие абитуриенты и их родители зачастую не могут быстро ориентироваться в новых предлагаемых специальностях. Кроме этого, современным старшеклассникам свойственны снижение заинтересованности в высшем образовании, социальное отчуждение, репродуктивность получаемых знаний. Поэтому в статье предложен комплекс принципов, на которых должно основываться партнерское взаимодействие образовательных организаций – школы и вуза.
Цель. Выявление педагогических принципов, на основе которых построение взаимодействия школы и вуза будет эффективным.
Материалы и методы. Материалы статьи базируются на результатах анализа научной литературы по проблеме организации партнерского взаимодействия учреждений, а также на результатах опроса педагогов школ и вузов, проведенного в Краснодаре и Ставрополе.
Результаты и обсуждение. Определены базовые принципы построения процесса взаимодействия школы и вуза: вариативности образования, универсальности, многомерности, согласованности, интеграции ресурсов взаимодействующих учебных заведений, сотрудничества, целостности, конгруэнтности, взаимной выгоды. Выделены проблемы построения взаимодействия школы и вуза.
Заключение. Взаимодействие школы и вуза обеспечивает качественную реализацию ряда направлений: предметная подготовка школьников (профильная школа), профориентационная работа; ориентация на получение высшего образования, адаптация учащихся к обучению в вузе; получение первичных знаний о профессии. Педагогические принципы построения взаимодействия между школой и вузом способствуют эффективности данного процесса.
Ключевые слова
Об авторах
Л. А. СаенкоРоссия
Людмила Александровна Саенко – доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории, истории общей педагогики и социальных практик
Researcher ID: ISU-8958-2023
ул. Ленина, 417А, Ставрополь, 355029
Г. Н. Соломатина
Россия
Галина Николаевна Соломатина – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дефектологии и специальной психологии
Researcher ID: ISU-8958-2023
ул. Ставропольская, 149, Краснодар, 350040
А. Д. Ситникова
Россия
Алёна Дмитриевна Ситникова – преподаватель кафедры дефектологии, русского языка и социальной работы
Researcher ID: ISU-2987-2024
ул. Мира, 310, Ставрополь, 355017
Список литературы
1. Абдурахимова А. У., Ефимова Н. С. Организация партнерского взаимодействия «школа – вуз» // Успехи в химии и химической технологии. Т. XXXVI. 2022. № 5. С. 84–87.
2. Воровщиков С. Г., Тараскина М. М. Взаимодействие школы и вуза: инфраструктурный проект // Педагогическое образование и наука. 2022. № 1. С. 16–20.
3. Кондрашова А. В. Форма взаимодействия «Школа – вуз» // Профессиональное образование. 2023. № 4 (145). С. 190–193.
4. Лученков А. В., Логинова Н. Ф. Модели взаимодействия школы и вуза // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. № 12. С. 89.
5. Погодаев А. К., Полякова И. П., Герасименко Т. А. Школа и вуз: традиции и перспективы взаимодействия // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 1. С. 106–109.
6. Попова А. С. Механизмы взаимодействия школы и вуза в современном мире // Актуальные вопросы образования. 2023. № 3. С. 175–177.
7. Резник С. Д., Костромина Т. Д., Чемезов И. С. Взаимодействие вузов со школами при подготовке школьников к обучению в университете: опыт регионального вуза // Друкеровский вестник. 2022. № 1. С. 109–124.
8. Рожнова Н. В. Формы взаимодействия школы и вуза в современных условиях // Вестник ГГУ. 2022. № 2. URL: https://lp009.flfm.ru/vestnik_ggu.
9. Склярова И. В. Принципы взаимодействия школы и вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 4 (18). С. 124–130.
10. Тимофеева В. Г. Опыт взаимодействия школы и вуза в популяризации научных знаний для учащихся // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. № 4. С. 104–107.
Рецензия
Для цитирования:
Саенко Л.А., Соломатина Г.Н., Ситникова А.Д. Педагогические принципы взаимодействия школы и вуза. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(5):178–184. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.5.19
For citation:
Saenko L.A., Solomatina G.N., Sitnikova A.D. Pedagogical principles of interaction between schools and universities. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(5):178–184. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.5.19