ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Введение. Несмотря на ряд разработанных нормативно-правовых актов, в числе которых «Первоначальная стратегия ИМО (Международной морской организации) по сокращению выбросов парниковых газов с судов», поправки к приложению VI «Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ)», НД 2-020101-163 «Правила по предотвращению загрязнения с судов, эксплуатирующихся в морских районах и на внутренних водных путях Российской Федерации» и др., изменения в отечественном судостроении в этом направлении малозаметны, а морской транспорт продолжает эксплуатироваться и в неэкономичных режимах с относительно высокими вредными выбросами. Такие режимы характерны прежде всего судам технического флота (СТФ), а также судам прибрежного и внутрипортового плавания (СПВП), которые работают с частыми маневренными и долевыми режимами. Поэтому актуальными являются задачи модернизации силовых электроэнергетических установок таких судов с целью повышения их энергоэффективности и экологичности. Однако развитие сухопутных дорог иногда приводит к тому, что прибрежные морские сообщения, широко использовавшиеся в недалеком прошлом, могут быть практически полностью необоснованно прекращены. А устаревающий флот прибрежного плавания перестаёт обновляться.
Цель. Обоснование необходимости развития прибрежных морских сообщений, а также исследование основных направлений модернизации силовых электроэнергетических установок СТФ и СПВП.
Материалы и методы. Один из способов решения данной многофакторной задачи заключается в применении комбинированных электроэнергетических установок. На примере г. Владивостока показано, что прибрежные грузопассажирские перевозки, несмотря на их сезонность, имеют существенные преимущества перед сухопутными перевозками.
Результаты и обсуждения. Суда, оборудованные предложенной комбинированной электростанцией, содержащей разнотипные источники энергии, свободны от вышеперечисленных недостатков и отвечают требованиям нормативно-правовых актов. Достигается ряд положительных эффектов. Во-первых, снижение таких вредных выбросов в атмосферу дизельными двигателями, как оксиды азота (NOx), серы (SOx), углерода (СО и СО2) и сажи. Во-вторых, снижение расхода горюче-смазочных материалов. В-третьих, бόльший моторесурс дизельных двигателей.
Заключение. Модернизация электроэнергетических установок путём их гибридизации позволяет повысить эколого-экономические показатели судов, работающих с частыми маневренными и долевыми режимами. Суда с предложенной структурой силовой дизель-аккумуляторной энергоустановки, несмотря на несколько бόльшую их строительную стоимость по сравнению с обычными дизельными судами, характеризуются пониженными эксплуатационными затратами на их содержание и отвечают требованиям отечественных и международных нормативно-правовых актов по сокращению выбросов парниковых газов с судов.
Введение. Актуальность работы определяется тем, что спиновый магнитный поток электрона, являясь основой собственного магнитного поля ферромагнетиков, до сих пор не установлен. В 1948 г. Ф. Лондон вычислил квант магнитного потока от электрического тока, созданного одним электроном. Ключевым условием вычисления явилось приписывание электрону кванта кинетического момента ћ. В 1956 году Л. Купер описал двухчастичные системы коррелированных электронов (куперовские пары), возникающие в проводниках вследствие электрон-фононного взаимодействия. Приписывание двухчастичной системе кванта кинетического момента ћ приводит к уменьшению вычисляемого значения кванта магнитного потока вдвое. Ни Ф. Лондон, ни Л. Купер в своих расчетах не учитывали магнитные потоки, обусловленные спинами электронов. В 1961 г. Б. С. Дивер и У. М. Фэрбэнк и независимо Р. Долл и М. Небауэр измерили квант магнитного потока. Результат оказался вдвое меньше кванта Ф. Лондона. С тех пор считается, что квант магнитного потока создается исключительно куперовскими парами и что он вдвое меньше кванта Ф. Лондона.
Цель. Установление спинового магнитного потока электрона.
Материалы и методы. Проблема заключается в том, что общепринятая концепция спина электрона не позволяет его вычислить, что связано с неопределенностью структуры электрона. Задача работы поэтому состоит в принятии дополнительных временных (рабочих) допущений. Геометрическая форма электрона неизвестна. Однако считается, что это не шар и не сфера. Это следует из формулы его классического радиуса. Полная неопределенность формы электрона позволяет непротиворечиво представить его спин в виде момента импульса, образованного материальной точкой с массой электрона, обращающейся по окружности неопределенного радиуса (сколь угодно малого, причем его величина значения не имеет). Этот подход может иметь недостатки, но он имеет и существенное достоинство в виде возможности использовать готовую формулу для магнитного потока, созданного «током» одного электрона.
Результаты и обсуждение. В действительности существуют квант Ф. Лондона, квант магнитного потока, обусловленный спином электрона, и их суперпозиция (квазиквант).
Заключение. Установлен спиновый магнитный поток электрона. Именно он является основой собственного магнитного поля в ферромагнитных элементах электротехнических комплексов и систем.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Введение. В настоящее время молодежное предпринимательство считается ключевым драйвером экономического роста и инновационного развития регионов, а цифровая трансформация, в частности технологические инструменты искусственного интеллекта (ИИ), раскрывают новые перспективы для создания действенной экосистемы молодежного бизнеса.
Цель. Интегрировать предпосылки формирования системы продвижения молодежного бизнеса в регионе, которые включают маркетинговые инструменты и технологии искусственного интеллекта, для преодоления ключевых барьеров и максимизации предпринимательской активности в молодежной среде.
Материалы и методы. В основе исследования лежит системный анализ российского и зарубежного опыта популяризации молодежного предпринимательства, маркетинговый анализ микросреды, включая сегментацию целевой аудитории и SWOT-анализ Ставропольского края, а также проектирование регионального кластера. Методологическую основу составили общенаучные методы анализа, синтеза, а также анкетирование для оценки предпринимательской активности молодежи.
Результаты и обсуждение. В ходе исследования выявлены ключевые барьеры молодежного предпринимательства, а именно недостаток опыта и финансовых ресурсов, высокий уровень страха неудачи, а также определены 5 ключевых сегментов целевой аудитории с уникальными потребностями: школьники, студенты, выпускники, активные молодые участники рынка труда и безработные молодые люди. На основе анализа целевой аудитории была разработана комплексная маркетинговая стратегия, в ядро которой предложено интегрировать технологии ИИ: AI-чат для консультаций, систему предиктивной аналитики для оценки жизнеспособности бизнес-идей, платформу для персонализированного обучения и интеллектуальные системы подбора мер поддержки. Итогом проведенного исследования стало проектирование модели регионального молодежного предпринимательского кластера, в рамках которого ИИ выступает центральным элементом, обеспечивающим синергию между участниками экосистемы.
Заключение. Проведенное исследование доказывает, что использование технологий ИИ позволяет перейти от общих программ поддержки к персонализированным, что позволит значительно повысить эффективность системы продвижения молодежного предпринимательства в регионе. Внедрение предложенной модели в Ставропольском крае будет способствовать снижению барьеров для развития предпринимательства в молодежной среде, а также увеличению числа успешных стартапов и укреплению региональной экономики.
Введение. На сегодняшний день многие маркетологи отмечают рост популярности использования email-рассылки как вспомогательного инструмента маркетинга. Такой выбор связан с распространением информационных технологий и стабилизации эксплуатации электронных почтовых ящиков в последние годы, но вызывает споры из-за непонимания предпринимателями и раздражения пользователей, получающих много спама. Важно оценить актуальность и эффективность этого рынка, чтобы решить, стоит ли компаниям инвестировать в email-маркетинг.
Цель. Выявление и анализ эффективных инструментов и возможностей применения email-маркетинга в современных условиях.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе статистических данных и научной литературы в области email-маркетинга. Был проведен анализ рынка email-маркетинга в России, прогнозирование объемов данного рынка, расчет и сравнение маркетинговых показателей крупнейших российских компаний, которые инвестировали в email-маркетинг.
Результаты и обсуждение. В ходе работы обнаружен активный рост российского рынка email-маркетинга и перспективность данного направления для компаний, низкий уровень риска при использовании email-рассылок в качестве одного из инструментов цифрового маркетинга организации. Также представлены авторские рекомендации по составлению заголовков для email-рассылок и автоматизации данного процесса с помощью ИИ.
Заключение. Email-рассылки остаются важным и перспективным инструментом маркетинга в России и обещают рост в 2025 году благодаря простоте использования и автоматизации с помощью искусственного интеллекта. Высокие маркетинговые показатели Яндекса, Сбербанка и Озона, которые активно инвестируют в email-маркетинг, подтверждают эффективность данного инструмента. Внедрение технологий ИИ дополнительно усиливает эффективность email-кампаний, позволяя улучшать качество контента, делая его более релевантным и привлекательным.
Введение. На современном этапе развития экономики и конкурентной предпринимательской среды использование достижений науки и инноваций, современной техники и технологий на производстве является одним из основных способов решения экономических, социальных и экологических проблем. В статье представлена экономическая система взаимодействия инновационной деятельности с другими направлениями деятельности промышленного предприятия, а построенные балансовые соотношения показывают связь факторно-видовой, общей и двухкомпонентной экономико-математической модели, позволяющей принимать управленческие решения и повышающей эффективность реализации инноваций в результате более глубокой их интеграции в финансово-хозяйственную деятельность.
Цель. Модернизация механизма управления инновационной деятельностью промышленных предприятий для осуществления интеграции в комплексную систему управления финансово-хозяйственной деятельностью.
Материалы и методы. В работе для формирования балансовых соотношений и создания модели применялись методы анализа и синтеза, экономико-математического моделирования и статистические методы. Информационная база исследования представлена официальными и аналитическими материалами Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития РФ, научными специализированными периодическими изданиями, законодательными и нормативными актами Российской Федерации, методическими рекомендациями федеральных органов исполнительной власти.
Результаты и обсуждение. Построенные балансовые соотношения позволяют предприятию повысить эффективность реализации инноваций, которые учитывают интегрированность инновационной деятельности в комплексную систему управления промышленным предприятием для достижения синергетического эффекта в менеджменте.
Заключение. Для моделирования интеграции инновационной деятельности в комплексную систему управления промышленным предприятием предложены три вида экономико-математической модели: факторно-видовая; общая; двухкомпонентная. В результате практической реализации в разработанной методике рекомендовано реализовывать семь этапов, которые позволяют принимать управленческие решения, связанные с обоснованием экономической целесообразности реализации инновации на основе определения ее эффективности.
Введение. Внедрение цифровых технологий в процессы принятия управленческих решений требует комплексного подхода, интегрирующего технологические инновации, организационные изменения и развитие человеческого капитала. Несмотря на активное развитие цифровизации, существуют значительные отраслевые и региональные различия, обусловленные уровнем цифровой зрелости предприятий, технологическими ограничениями и компетентностными разрывами.
Цель. Комплексный анализ методов принятия управленческих решений, где с помощью формальной логики выявляются особенности и специфика их цифровизации; разработка прогнозов и предложений, направленных на повышение эффективности цифровой трансформации управленческих решений.
Материалы и методы. В статье использован системный и структурный анализ научной литературы и практический опыт российских предприятий, осуществляющих процессы цифровизации управленческих решений, методы формальной логики, позволившие уточнить современный управленческий инструментарий.
Результаты и обсуждение. Авторами исследованы и выявлены отраслевые и региональные различия процессов цифровизации на российских предприятиях, формирующих собственные модели цифровой трансформации, сочетающих глобальные технологические тренды с локальными управленческими практиками. Выявлены и проанализированы основные барьеры и ограничения цифровой трансформации, сформулированы перспективы дальнейшего развития данного направления на отечественных предприятиях.
Заключение. На основе полученных результатов предложены конкретные пути решения выявленных проблем и рекомендации по повышению эффективности цифровой трансформации управленческих решений на российских предприятиях.
Введение. В условиях глобальной трансформации экономик, основанных на знаниях и культурном капитале, креативные индустрии (КИ) становятся ключевым драйвером роста, диверсификации и создания высокопродуктивной занятости. Впервые в таджикском контексте проанализированы барьеры развития КИ: доминирование традиционных («осязаемых») секторов, недооценка вклада культуры в ВВП, слабая инфраструктура поддержки (финансы, образование, защита интеллектуальной собственности, рынки сбыта), а также отсутствие релевантной статистики.
Цель. Оценить потенциал креативных индустрий как стратегического ресурса экономической диверсификации Республики Таджикистан на основе анализа глобального и регионального опыта.
Материалы и методы. Исследование построено на сравнительном анализе международных данных (США, страны ЕС, Центральной Азии), системном анализе экономической статистики и культурного потенциала Таджикистана, а также на методе кейс-стади (case-study) успешных практик развития КИ.
Результаты и обсуждение. Выявлен значительный нереализованный потенциал культурного капитала Таджикистана для развития КИ. Установлены ключевые барьеры: институциональная недооценка сектора, отсутствие релевантной статистики, слабая инфраструктура поддержки (финансовая, образовательная, правовая). С учетом международного опыта обосновывается, что стратегическое развитие КИ может стать новым драйвером экономической диверсификации: даст возможность снижать зависимость от сырьевого экспорта и денежных переводов, создавать высокопродуктивную занятость (особенно для молодежи), стимулировать малый и средний бизнес (МСБ), экспорт, туризм и формирование национального бренда.
Заключение. Разработан комплекс практических рекомендаций для РТ, включающий институциональное признание сектора, создание системы измерения его вклада, развитие целевой инфраструктуры поддержки и интеграцию КИ в национальную стратегию развития. Делается вывод о необходимости переосмысления культурного капитала как стратегического ресурса для будущего экономического роста Таджикистана. Реализация предложенных мер позволит превратить культурный капитал в экономический актив, способствующий дальнейшему социально-экономическому развитию страны.
Введение. В условиях глобальных изменений экономики и общества роль основного субъекта экономики – предпринимателя – требует переоценки как в части теории предпринимательства, так и в вопросах формирования навыков, необходимых для успешной реализации предпринимательских проектов. Идентификация успешного предпринимателя как ориентира для профессионального роста, стабильно создающего новый продукт с высокой добавленной стоимостью, есть важная научная и прикладная проблема, решению которой посвящена статья.
Цель. Формирование модели эталонного предпринимателя и ее эмпирическая проверка.
Материалы и методы. Исследование основано на опросе более 400 предпринимателей – членов общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», проведенного в 2025 году. Использовался целевой тип выборки, сформированной на основе представительства 12 регионов России. Использована авторская разработка модели эталонного предпринимателя, построенная на результатах консалтинговой работы автора при проведении анализа практических кейсов предпринимателей – членов «Опоры России», а также личного многолетнего предпринимательского опыта автора.
Результаты и обсуждение. Анализ результатов исследования позволил классифицировать виды предпринимательства, выявить виды политического и научного предпринимательства, сформировать эталонную модель предпринимателя, состоящую из нескольких элементов, свидетельствующих о зрелости предпринимателя, таких как: возраст, стаж в бизнесе, количество реализованных проектов, их гетерогенность, участие в общественной деятельности и преподавание. В статье доказана существенность элементов модели на основе эмпирических данных, проведен сравнительный анализ традиционного и эталонного предпринимателя, сформировано авторское видение предпринимательской деятельности как профессии.
Заключение. По итогам проведенного исследования сделаны выводы о необходимости внедрения эталонной модели предпринимателя в практику обучения и формирования программ профессионального роста предпринимателей.
Введение. В условиях нестабильности внешней среды, сохранения режима санкций, трансформации логистических и иных деловых связей особую актуальность имеют исследования, связанные с разными аспектами изучения устойчивого развития российской экономики.
Цель. Выявление ключевых особенностей устойчивого развития российской экономики, характеризующих современный этап ее становления.
Материалы и методы. В качестве методов исследования использовались: контент-анализ публикаций отечественных и зарубежных авторов, метод блочной группировки, статистический, табличный и графический методы. Исследование проводилось на материалах Федеральной службы государственной статистики, а также материалах, представленных на официальном сайте Российского союза промышленников и предпринимателей России.
Результаты и обсуждение. В ходе работы выявлены следующие ключевые особенности устойчивого развития российской экономики: в России действует нормативно-правовое обеспечение устойчивого развития, выстроен необходимый статистический контроль и учет по целям устойчивого развития, в том числе по цели устойчивого экономического роста и занятости, в то же время показатели по устойчивому развитию экономики России пока отражают неровную динамику. Помимо государственного регулирования процесса устойчивого развития российской экономики в качестве макрорегуляторов в этом направлении выступают: торгово-промышленные палаты, Российский союз промышленников и предпринимателей и другие ассоциации и союзы. Создана необходимая и обновляющаяся в режиме реального времени база эффективных практик в области устойчивого развития, соответствующих методических документов.
Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать выводы о том, что необходим комплекс дополнительных мер по обеспечению положительного роста национальных индикаторов устойчивого развития (активизация делового партнерства, обмен успешным опытом по применению эффективных практик устойчивого развития, совершенствование отчётности по устойчивому развитию, активизация участия российских компаний в рейтингах и т. д.). Все эти меры в комплексе должны содействовать значительному улучшению процесса устойчивого развития российской экономики в долгосрочной перспективе.
Введение. Технологические изменения влияют на управление предприятием, заставляя принимать решение о выборе стратегии развития.
Цель. Идентификация сущности понятия «цифровая бизнес-стратегия», обоснование необходимости трансформации функциональной IТ-стратегии в цифровую бизнес-стратегию для масштабной цифровой трансформации компании.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили отчеты отечественных и зарубежных экспертов в сфере программного обеспечения бизнеса, инновационных цифровых продуктов, а также маркетологов IT-сферы, доказавших необходимость адаптации бизнеса к современным процессам цифровизации общества.
Результаты и обсуждение. Обосновано, что цифровая бизнес-стратегия предполагает формулирование и реализацию организацией своей стратегии на основе цифровых ресурсов, которые создают ей добавленную стоимость, позволяют конкурировать на рынке и формируют новые стандарты и бизнес-модели.
Заключение. Выход за пределы традиционного мышления по IТ-стратегии, выход за пределы систем и технологий, базирование деятельности компании на ресурсно-ориентированном подходе и нематериальных ресурсах, связь цифровой стратегии с созданием ценности для бизнеса и операционной эффективностью. Доказано, что цифровая бизнес-стратегия описывает общее видение компании в контексте цифровизации, включая стратегические меры по ее достижению.
Введение. Эффективная маркетинговая стратегия для коммерческой организации является необходимым условием стабильного роста выручки и доли на рынке. Чётко сформулированная стратегия позволяет определить целевую аудиторию, выявить её потребности и предпочтения, выбрать оптимальные каналы коммуникации. Это не только способствует эффективному привлечению клиентов, но и повышает лояльность существующих. Кроме того, прозрачное освещение услуг и их преимуществ поможет клиентам сделать осознанный выбор, а также укрепит долгосрочные отношения с организацией. К настоящему времени учеными проведено большое количество исследований в области внедрения digital-маркетинга в деятельность коммерческих бизнес-структур. Вместе с тем сфера оказания медицинских услуг остается недостаточно изученной с точки зрения использования ею инструментов digital-маркетинга, что и обусловило выбор объекта настоящего исследования – это сеть медицинских клиник «Парацельс».
Цель. Разработка подхода к формированию стратегии digital-маркетинга для организаций сферы медицинских услуг.
Материалы и методы. В работе использован анализ литературы, опрос, контент-анализ, статистическая обработка данных.
Результаты и обсуждение. В процессе выполнения исследования выявлены особенности продвижения медицинских услуг, предложена воронка стратегии digitalмаркетинга, разработана последовательность действий по разработке эффективной стратегии digital-маркетинга.
Заключение. Разработанный подход к формированию стратегии может быть использован для осуществления маркетинговых активностей сети медицинских клиник «Парацельс», а также служить примером для разработки маркетингового плана других организаций исследуемой сферы.
Введение. В статье проанализированы основные показатели операционных моделей, в которых были выявлены ключевые различия в методологии и функционировании. Исламская модель банка как финансового института основана на исполнении религиозных предписаний мусульман, которая включает в том числе запрет на использование процентов в деятельности банка, спекуляций с активами, сделок, связанных с большой неопределенностью, другой подход к распределению финансов, концентрируя внимание на этике и справедливости.
Цель. Внедрить исламский банкинг в традиционную банковскую систему с выявлением преимуществ для развития финансовой системы.
Материалы и методы. Традиционная банковская модель ориентирована на фиксированный доход, что несет риски только для той стороны, которая получает или платит процентный доход, в отличие от исламского банкинга, который использует механизмы справедливого распределения рисков в сделках (мудараба, мушарака, мурабаха, что в конечном итоге снижает риск спекуляций и повышает успешность проектов.
Результаты и обсуждение. Статистические данные, проводимые в основном американскими и европейскими агентствами, как показано в статье, свидетельствуют о высокой устойчивости исламских банков в кризисных условиях экономики: средняя доходность активов превысила показатель традиционного банкинга. Религиозный аспект, как показывает опыт работы банковской сферы в западных странах, играет второстепенную роль и способствует росту на спрос в этичные инвестиции.
Заключение. Исследование подтверждает, что исламская модель показывает эффективное перераспределение капитала, сочетая соблюдение норм исламского права с экономической целесообразностью, и остается вовлеченной в глобальные рыночные процессы.
Введение. В представленной статье авторы исследуют вопросы управленческого обеспечения экологически комфортной городской среды для человека как одного из основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. В этой связи приобретает актуальность изучение структуры городской среды и ее влияния на качество жизни городских жителей. В настоящий момент города являются опорными пунктами социально-экономического развития, финансовыми и инновационно-технологическими центрами с развитой инфраструктурой и кадровым потенциалом.
Цель. Анализ динамики и тенденций индекса качества среды на территории исследуемого объекта, тенденций финансирования программы обеспечения экологического комфорта и обоснование не только социальноэкологической, но и инвестиционной значимости повышения качества этой услуги.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе динамики индекса качества городской среды (это показатель, отражающий уровень благополучия жителей и учитывающий различные аспекты, среди которых экологическое благополучие, развитость инфраструктуры, доступность культурных и образовательных учреждений, условия проживания и транспортная доступность), а также динамики финансирования региональной и муниципальной программ по формированию комфортной городской среды.
Результаты и обсуждение. Обоснована зависимость уровня экологического комфорта городской среды не только от прямых инвестиций в экологические мероприятия, но и от степени развития социальной сферы города, социальной активности и социальных связей между людьми. Эти факторы в совокупности способствуют улучшению психологического и физически осязаемого комфорта населения, а также росту субъективных оценок жителями качества их жизни.
Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что уровень экологического комфорта в населённых пунктах напрямую коррелирует с индексом качества урбанизированной территории и влияет на уровень и качество жизни граждан. В результате удаётся достичь стабильного и эффективного развития урбанизированных населённых территорий, а также повысить их привлекательность в глазах инвесторов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Введение. Статья посвящена использованию электронной формы учебника (ЭФУ) при обучении физике, что становится все более актуальным в связи с развитием цифровых технологий и необходимостью адаптации образовательного процесса к современным требованиям. Вопрос использования электронного учебника в школе активно исследуется учеными-методистами в настоящее время.
Цель. Определить возможности использования электронной формы учебника при обучении физике в основной школе.
Материалы и методы. В ходе исследования был проведен анализ структуры электронного учебника по физике. ЭФУ предоставляет ряд преимуществ учителям и ученикам, таких как доступность материалов в любое время и в любом месте, возможность адаптации учебного материала под индивидуальные потребности и темп обучения, а также развитие навыков работы с цифровыми ресурсами и повышение мотивации к обучению. Электронная форма учебника содержит большое количество заданий различного формата, что способствует формированию функциональной грамотности обучающихся. Однако применение ЭФУ также требует от учителя определенных навыков работы с электронными ресурсами и планирования уроков с учетом особенностей цифровой среды. Необходимо также учитывать возможные технические проблемы и обеспечивать доступ к Интернету для всех обучающихся. Использование ЭФУ на уроках может способствовать повышению качества образования, развитию навыков работы с информацией и созданию более комфортной и интересной учебной среды. Но для успешного внедрения ЭФУ в образовательный процесс требуется комплексный подход и адаптация методик обучения к новым условиям.
Результаты и обсуждение. Разработаны методические рекомендации для проведения уроков с использованием материалов электронного учебника. Проанализирована возможность электронного учебника при формировании функциональной грамотности и экологического воспитания обучающихся. Составлено внеурочное мероприятие по физике «Энергия будущего: бережливое использование и новые технологии» с экологической направленностью.
Заключение. В целом ЭФУ являются перспективным и инновационным инструментом в современном образовании, но для полного перехода на электронные учебники необходимо решить проблемы с доступом к технологиям и разработать эффективные методики обучения с их использованием.
Введение. В статье подчеркивается значимость самостоятельных занятий оздоровительной направленности для обучающихся девушек, рассматривается влияние физической активности и оздоровительных практик на общее здоровье, психологическое состояние и успехи в учебе среди женской аудитории.
Цель. Определить эффективность самостоятельных занятий физкультурно-оздоровительной направленности с девушками.
Материалы и методы. Основные методы исследования: анализ научной литературы, посвященной проблеме ведения здорового образа жизни; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, методы статистической обработки данных.
Результаты и обсуждение. Создан комплекс мероприятий, направленных на повышение мотивации и, соответственно, эффективности самостоятельных занятий оздоровительного характера среди девушек. В работе выявлены и описаны практические методы и приемы, способствующие активной самоорганизации, укреплению заинтересованности и формированию положительной эмоциональной обстановки для занятий. Акцентируется внимание на том, что внедрение предложенных мероприятий приводит к значительному улучшению как физического состояния участниц, так и их общей психологической устойчивости, что подтверждает успешность разработанного комплекса.
Заключение. Внедрение разработанного комплекса мероприятий, ориентированных на повышение мотивации к самостоятельным занятиям оздоровительного характера, будет способствовать формированию и развитию активной и здоровой личности девушек, что создаст условия для успешной адаптации к современному образовательному пространству, а также гарантирует их физическое и психологическое благополучие, что, в свою очередь, повысит общую эффективность занятий спортом.
Введение. В статье рассматривается компетентностный подход как эффективный инструмент повышения качества образовательного процесса в системе высшего образования. Раскрываются теоретические основы подхода, структура и виды компетенций, а также механизмы, через которые компетентностная модель способствует практико-ориентированной подготовке обучающихся.
Цель. Выделение проблем и перспектив внедрения компетентностного подхода в вузовскую практику: методические трудности, кадровые барьеры, формализация программ и разрыв с профессиональной средой, перспективные направления развития компетентностного подхода с целью формирования конкурентоспособного выпускника, способного к эффективной профессиональной и социальной реализации.
Материалы и методы. Одним из наиболее перспективных и активно внедряемых методов, соответствующих этим задачам, выступает компетентностный. Он ориентирует образовательный процесс не столько на трансляцию информации, сколько на формирование у студентов целостной системы знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной и социальной реализации.
Результаты и обсуждение. В отличие от традиционного подхода, который сосредоточен на передаче знаний, компетентностный подход делает акцент на конечных образовательных результатах. В качестве таких результатов рассматриваются не только знания, но и способности применять их в реальных и нестандартных ситуациях, способность анализировать, принимать решения, взаимодействовать в команде и самостоятельно обучаться. Такой подход направлен на формирование «готовности к действию», а не просто «знания о предмете».
Заключение. Перспективы развития компетентностного подхода в высшей школе связаны с институционализацией системной методической поддержки, цифровизацией оценки результатов, усилением взаимодействия с профессиональным сообществом и модернизацией образовательной инфраструктуры, что позволит стать основой качественного обновления отечественной системы высшего образования.
Введение. Социальный заказ на повышение статуса и профессионализма педагогов актуализировал проблему значительного усиления практической подготовки, направленной на выполнение студентом определенных видов работ, связанных с решением профессиональных задач. В этих условиях перед педагогическим вузом ставятся задачи активизации практической подготовки будущих педагогов, способных внедрять проблемно ориентированное обучение в учебный процесс. В этом плане целесообразно рассмотреть возможности педагогических ситуаций, потенциал которых в настоящее время используется не в полной мере.
Цель. Представить классификацию педагогических ситуаций студентов в практической подготовке и содержание их решения в условиях реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО).
Материалы и методы. Методологической базой исследования являлись морфологический и квалиметрический подходы, с позиций которых практическая подготовка студентов рассматривается как гибкая система, учитывающая постановку профессиональных задач для процесса сопровождения ребенка в общении в разных видах деятельности со стороны педагогов и родителей – для получения стратегии решения в условиях реализации ФОП ДО. В исследовании использовался квалиметрический подход, предусматривающий педагогическую экспертизу с применением метода групповых экспертных оценок.
Результаты и обсуждение. Научная новизна исследования заключается в определении типов педагогических ситуаций с помощью метода групповых экспертных оценок. В качестве результата представленный в данной работе морфологический анализ (Ф. Цвикки) позволяет не только определить алгоритм анализа и решения типов педагогических ситуаций, но и задает параметры решений профессиональных задач будущего педагога. При этом педагогические ситуации обеспечивают развитие навыков самостоятельной работы, получение качественных профессиональных знаний, умений, навыков и творческого решения конкретных проблем, что помогает осмыслению условий реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования, в которых будущему педагогу предстоит осуществлять профессионально-педагогическую деятельность.
Заключение. Материалы исследования могут использоваться администрацией, преподавателями вузов при организации практической подготовки для эффективного взаимодействия в условиях современной рыночной экономики и подготовки будущих квалифицированных специалистов в условиях реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Вопросы обучения инженерных кадров и их подготовки к профессиональной деятельности имеют приоритетное значение в современном обществе. Для формирования психологической системы профессиональной деятельности будущих горных инженеров необходим подход, направленный на подготовку специалистов, готовых к работе в реальных производственных условиях с минимальным адаптационным периодом.
Цель. На основе сущности и структуры профессиональной деятельности обосновать научный подход и разработать структуру формирования психологической системы профессиональной деятельности будущих горных инженеров.
Материалы и методы. В работе с научной литературой использовался системный подход и общетеоретические методы анализа, обобщения и сравнения. На основе анализа научной литературы, специфики профессиональной деятельности горных инженеров, автор предлагает в качестве методологической основы исследования применить концепцию системогенеза профессиональной деятельности.
Результаты и обсуждение. На основе системогенетического подхода разработана структура формирования психологической системы профессиональной деятельности будущих горных инженеров, которая включает следующие компоненты: мотив, личностный смысл деятельности, цель, нормативные способы деятельности, программу деятельности, деятельность субъекта: субъективные и объективные условия деятельности, личностные качества субъекта, целенаправленные действия субъекта, результат. Системообразующим фактором формирования психологической системы профессиональной деятельности будущих горных инженеров является результат, который определяет ее функционирование и развитие. Результат как конечный этап связан функционально с мотивом и целью деятельности.
Заключение. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная структура формирования психологической системы профессиональной деятельности будущих горных инженеров может быть использована как алгоритм подготовки выпускников по инженерным специальностям. Достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается логикой исследования, применением взаимодополняющих методов, адекватных цели исследования, подтверждением полученных результатов в процессе практической реализации образовательных программ в партнерстве с представителями промышленных предприятий в образовательном процессе инженерного вуза.
Введение. В связи с существующим на данный момент огромным разнообразием методов и подходов к обучению иностранным языкам в исследовании поднимается вопрос целесообразности и оправданности использования некоторых методов (например, беспереводного) в рамках коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам. Также определяется роль преподавателя в рамках отдельных методов.
Цель. Анализ существующих методов и отбор наиболее эффективных, отвечающих требованиям времени и потребностям обучающихся.
Материалы и методы. В работе использованы такие теоретические методы, как классификация, сравнение и анализ методов обучения иностранным языкам. Материалами исследования послужили работы исследователей в данной области, отзывы практикующих преподавателей и обучающихся, собственные профессиональные наблюдения, а также соответствующие учебные пособия.
Результаты и обсуждение. Эффективность отдельных методов, основанных на коммуникативном подходе, напрямую зависит от правильной реализации их в рамках определённой коммуникативной задачи на основании соответствующей коммуникативной компетенции, основываясь на ряде основополагающих принципов коммуникативного подхода. Зачастую к таким принципам относят отказ от родного языка при обучении иностранному. Однако детальный анализ подобных методик в части их оправданности и эффективности показывает, что усвоение иностранного языка при применении беспереводного метода дает неплохие результаты для развития навыков устной речи, овладению же всеми аспектами языковой системы: грамматикой, лексикой, фонетикой и такими видами речевой деятельности, как письмо и чтение – в рамках беспереводного метода уделяется недостаточно внимания.
Заключение. Таким образом, некоторые методы обучения иностранным языкам (например, беспереводной) имеют ряд серьезных недостатков, которые отмечаются рядом авторитетных исследователей. Статья подчеркивает необходимость критического подхода к современным методам обучения иностранным языкам и отбора только действительно эффективных, рациональных и прошедших проверку временем компонентов этих методов.
Введение. В современном мире быстрорастущих объемов информационного обмена и необходимости постоянного саморазвития в профессиональной сфере все большее значение приобретает развитие навыков критического (рефлективного) мышления. Указанный навык закрепляется как в стандартах профессионального образования, так и в различных манифестах. И если развитию сотрудников в сфере частного бизнеса в современной России уделяется все большее внимание с целью повышения результативности показателей и роста личностной эффективности по KPI, то государственная служба до недавнего времени оставалась жестко регламентированной законодательными процессуальными нормами и введенными на рабочих местах должностными регламентами, опирающимися на уже сформированный на этапе обучения уровень компетенций и компонентов мышления молодых специалистов.
Цель. Определение состояния и технологий развития аналитического компонента критического мышления на всех основных образовательных этапах применительно к системе работы молодых специалистов государственной гражданской службы в сфере экономики на примере налоговых органов РФ.
Материалы и методы. Исследование базируется на анализе сущности и состояния развития отдельных показателей и проявлений критического мышления молодых специалистов-экономистов в государственной гражданской службе с учетом определенного его нормативным и сущностным назначением в системе развития современного общества и развития рынка труда; на анализе структуры динамики компонентов критического мышления в процессе обучения будущих специалистов по специальностям, требующимся для государственной гражданской службы, а также на результатах реализации технологии peer-to-peer (взаимного) обучения на внеаудиторных занятиях студентов выпускных курсов вуза для целей развития аналитического компонента их критического мышления.
Заключение. Согласно итогам проведенного исследования, уровень развития критического мышления в рамках профессионального обучения хотя и повышается, однако остается на среднем уровне, в то время как в рамках профессиональной деятельности практически не развивается далее. Кроме того, установлено, что уровень развития критического мышления неоднороден и развивается в рамках профессионального обучения диспропорционально, так как наименее развитым остается аналитический его компонент. Решением данной проблемы может стать внедрение элементов технологии peer-to-peer-обучения, связанных с образовательным процессом и приближенных к будущей профессиональной деятельности.
Введение. В современном мире, где процессы глобализации и межкультурного взаимодействия приобретают все большее значение, к педагогу предъявляются новые требования. Помимо традиционных профессиональных навыков, современный учитель должен развивать в себе поликультурные гражданские качества, такие как: толерантность и открытость к межкультурному диалогу, способность к эффективной межкультурной коммуникации, уважение к культурному разнообразию, осознание гражданской ответственности в глобальном контексте. Изучение иностранного языка играет ключевую роль в формировании этих качеств, поскольку оно выходит за рамки простого усвоения грамматики и лексики. Оно предполагает знакомство с культурой стран изучаемого языка, сравнительный анализ ценностей и традиций, развитие навыков межкультурного взаимопонимания.
Цель. Представить авторские диагностики формирования поликультурных гражданских качеств будущих педагогов средствами иностранного языка.
Материалы и методы. В исследовании применялся комплексный подход, включающий анализ следующих источников и методов: нормативно-правовая база, научно-теоретическая основа, методы исследования.
Результаты и обсуждение. Результаты исследования убедительно демонстрируют важность развития поликультурных гражданских качеств у студентов педагогических специальностей, а также подтверждают эффективность использования иностранного языка в качестве средства их формирования. В рамках работы был создан комплекс диагностических методик, включающий: анкетные опросы, кейс-анализ, проектную деятельность, игровое моделирование ситуаций, интегральный «Индекс поликультурной гражданственности» (ИПГ). Эти инструменты позволяют всесторонне оценить: когнитивный компонент (знания о культурах), эмоционально-ценностную сферу (установки и отношение), практические навыки межкультурного взаимодействия. Анализ данных выявил три четко выраженных уровня сформированности компетенций (базовый, продвинутый, профессиональный),
Заключение. Системное применение предложенных методик в сочетании с интерактивными технологиями обучения позволяет формировать новый тип педагога – профессионально компетентного, открытого к межкультурному диалогу и осознающего свою гражданскую ответственность.
Введение. В статье представлено обоснование дидактической целесообразности использования цифровых образовательных материалов, разрабатываемых с привлечением сети Интернет, а именно учебных интернет-ресурсов, перечислены навыки (коммуникативные, рефлексивные и исследовательские), развитию которых они способствуют. Также кратко описывается методология учебных интернет-ресурсов и алгоритм работы с каждым из пяти форматов для учителей. В статью включены примеры разработанных заданий по теме «В какую школу пойти учиться», изучаемой в 9 классе.
Цель. Обоснование методической необходимости использования разных форматов учебных интернет-ресурсов как альтернативных средств обучения для развития иноязычной коммуникативной и социокультурной компетенции обучающихся.
Материалы и методы. Для достижения цели были использованы методы сравнительного анализа результатов научных исследований по актуальным вопросам информатизации лингвистического образования, их систематизация и обобщение. Методический эксперимент, педагогическое наблюдение и контрольное тестирование спланированы и реализованы с целью подтверждения выдвинутой гипотезы. Задания для разных форматов учебных интернет-ресурсов были разработаны с учетом содержания рабочих программ и учебников.
Результаты и обсуждение. На основе анализа широкого круга научных источников автор уделяет особое внимание внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку в школе и дополнительном образовании. Успешная апробация разработанных учебно-дидактических материалов позволила сделать выводы об успешности использования нового метода. Педагогическое наблюдение подтвердило первоначальную гипотезу о том, что выполнение нестандартных заданий на основе ресурсов Интернета приводит к развитию необходимых лингвистических компетенций и гибких навыков.
Заключение. В заключении сформулированы выводы о целесообразности использования учебных интернет-ресурсов в контексте реализации новых технологий. Подчеркивается, что данный метод позволяет учителям разрабатывать проблемные и проектные задания для совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех ее составляющих, развития креативности и повышения мотивации обучающихся.
Введение. В связи с непрерывной модернизацией Вооруженных Сил Российской Федерации наблюдается существенное увеличение внимания к теоретическим, методологическим и практическим аспектам воспитательного процесса в военной образовательной системе. В контексте воспитания гармонично развитой личности курсанта военного вуза политический компонент приобретает первостепенное значение, что подчёркивает актуальность политического воспитания как специализированной области. Политическое воспитание курсантов, проявляющееся на уровне индивидуального сознания и поведения как развитая политическая культура и компетентность, требует полноценного содержательного и организационного обеспечения, что связано с конкретными педагогическими условиями, реализуемыми как в рамках учебного процесса, так и во внеучебной деятельности.
Цель. Определение эффективности педагогических условий политического воспитания курсантов военного вуза за счёт выявления позитивной динамики показателей политической культуры и компетентности.
Материалы и методы. Эмпирическое исследование предполагает в качестве диагностического инструментария для четырёх кластеров показателей тестирование, полуструктурированное интервью, ситуационные тесты, ранжирование, индивидуальные опросные процедуры, экспертную оценку, а также методику «Самооценка волевых качеств личности» и «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении». Обработка результатов проводилась с использованием дисперсионного анализа.
Результаты и обсуждение. В ходе работы выявлено, что реализуемые педагогические условия, сконцентрированные по двум направлениям – учебная и внеучебная деятельность, – определили позитивную динамику четырёх кластеров показателей, относящихся к политической культуре и политической компетентности курсантов военного вуза: когнитивному, личностному, ценностному и поведенческому.
Заключение. По итогам проведённого исследования можно сделать вывод о том, что существуют значимые различия между экспериментальной и контрольной группами по всем показателям, относящимся к результатам сформированности политической культуры и компетентности, отражающим результативность реализации педагогических условий политического воспитания курсантов.
Введение. Система отечественного образования сегодня находится на новом этапе своего развития. Вопрос профессиональной подготовки педагогических кадров остается одним из животрепещущих вопросов современной системы образования. Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования образовательного процесса педагогических вузов с целью повышения качества подготовки педагогических кадров.
Цель. Выявление ключевых проблем и перспектив совершенствования системы подготовки педагогических кадров, обеспечивающих повышение качества педагогического образования и улучшение уровня профессионализма работников сферы образования.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили труды отечественных ученых, представляющие различные подходы в педагогике. Исследование построено на анализе теоретических подходов к процессу подготовки педагогических кадров.
Результаты и обсуждение. В работе рассмотрены различные теоретические подходы к процессу подготовки педагогических кадров. Проанализированы современные практические подходы формирования профессиональных компетенций педагогов: интегративная модель профессиональной подготовки обучающихся в дуальной системе подготовки педагогических кадров (Д. А. Коршуновым); новая модель организации производственной практики, реализуемая в Тульском государственном педагогическом университете имени Л. Н. Толстого (С. В. Краюшкина). Эмпирическим материалом выступили результаты опроса молодых педагогов Воронежской, Липецкой и Ростовской областей, проработавших в системе образования от 1 года до 3 лет. Практическая значимость статьи состоит в использовании полученных результатов в системе высшего педагогического образования с целью обеспечения качественной профессиональной подготовки выпускников.
Заключение. По итогам проведенного исследования автором сделаны выводы о том, что необходимо при организации процесса формирования профессиональных качеств педагога учитывать сформировавшиеся теоретические подходы, в том числе педагогическое наследие великих русских педагогов (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.); ориентироваться на смещение подготовки педагогических кадров в сторону практико-ориентированного обучения и переструктурировать процесс практической подготовки в сторону увеличения производственной практики, организованной в форме стажировки с закреплением за ними педагогов-наставников.






















