Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Состояние и перспективы технологии peer-to-peer-обучения для развития критического мышления в системе обучения будущих молодых специалистов государственной гражданской службы в сфере экономики (на примере налоговых органов России)

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.20

Аннотация

Введение. В современном мире быстрорастущих объемов информационного обмена и необходимости постоянного саморазвития в профессиональной сфере все большее значение приобретает развитие навыков критического (рефлективного) мышления. Указанный навык закрепляется как в стандартах профессионального образования, так и в различных манифестах. И если развитию сотрудников в сфере частного бизнеса в современной России уделяется все большее внимание с целью повышения результативности показателей и роста личностной эффективности по KPI, то государственная служба до недавнего времени оставалась жестко регламентированной законодательными процессуальными нормами и введенными на рабочих местах должностными регламентами, опирающимися на уже сформированный на этапе обучения уровень компетенций и компонентов мышления молодых специалистов.
Цель. Определение состояния и технологий развития аналитического компонента критического мышления на всех основных образовательных этапах применительно к системе работы молодых специалистов государственной гражданской службы в сфере экономики на примере налоговых органов РФ.
Материалы и методы. Исследование базируется на анализе сущности и состояния развития отдельных показателей и проявлений критического мышления молодых специалистов-экономистов в государственной гражданской службе с учетом определенного его нормативным и сущностным назначением в системе развития современного общества и развития рынка труда; на анализе структуры динамики компонентов критического мышления в процессе обучения будущих специалистов по специальностям, требующимся для государственной гражданской службы, а также на результатах реализации технологии peer-to-peer (взаимного) обучения на внеаудиторных занятиях студентов выпускных курсов вуза для целей развития аналитического компонента их критического мышления.
Заключение. Согласно итогам проведенного исследования, уровень развития критического мышления в рамках профессионального обучения хотя и повышается, однако остается на среднем уровне, в то время как в рамках профессиональной деятельности практически не развивается далее. Кроме того, установлено, что уровень развития критического мышления неоднороден и развивается в рамках профессионального обучения диспропорционально, так как наименее развитым остается аналитический его компонент. Решением данной проблемы может стать внедрение элементов технологии peer-to-peer-обучения, связанных с образовательным процессом и приближенных к будущей профессиональной деятельности.

Об авторах

Д. С. Марков
Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт
Россия

Денис Сергеевич Марков – аспирант кафедры профессионального обучения
Researcher ID: NHP-7417-2025 

д.17, б-р Мира, Невинномысск, 357108



Л. А. Филимонюк
Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт; Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Людмила Андреевна Филимонюк – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, методологии и технологии образования, профессор кафедры профессионального обучения 
Scopus ID: 57220033088, Researcher ID: NHP-5821-2025

д.17, б-р Мира, Невинномысск, 357108;
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017



И. В. Чупаха
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Ирина Валентиновна Чупаха – кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и социализации личности психолого-педагогического фактуальтета, заместитель декана по учебной работе психолого-педагогического фактультета 
Researcher ID: NIU-9841- 2025

д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017



Список литературы

1. Декларация человекоцентричности ФНС. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1702817294&tld=ru&lang=ru&name=ФНС%20Декларация.pdf (дата обращения: 20.05.2025).

2. Александр Бугаев: «Очень важно развивать критическое мышление школьников». URL: https://edu.gov.ru/press/5336/aleksandr-bugaev-ochen-vazhno-razvivat-kriticheskoe-myshlenie-shkolnikov/ (дата обращения: 01.06.2025).

3. «Перестаем мыслить критически». Человечество предупредили о риске массовых манипуляций. URL: https://nakedscience.ru/community/852640 (дата обращения: 01.06.2025).

4. Чигишева О. П. У истоков «критической грамотности»: теоретические воззрения Паулу Фрейре в контексте подготовки современных исследователей // Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 6. С. 359–368.

5. Муратова О. А. Роль критического мышления в структуре коммуникативной личности экономиста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 203–206.

6. Марков Д. С., Филимонюк Л. А. Роль структурированного развития критического мышления в системе современной педагогической профессиональной подготовки будущих экономистов // Science and technology: interdisciplinary research: Collection of articles XV International Scientific and Practical Conference. Melbourne: ICSRD «Scientific View», 2024. С. 103–114.

7. Курбушко П. Ф., Галиев Т. Т., Бекбаева Ж. С. Показатели и уровни развития критического мышления студентов // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции, 24–25 апреля 2018 г., Екатеринбург. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2018. С. 418–421.

8. Каширина А. А., Чхиквадзе Т. В. Особенности критического мышления у студентов ранней и средней взрослости // Человеческий капитал. 2023. № 10. С. 180–189.

9. План деятельности Федеральной налоговой службы на 2024 год и плановый период 2025–2029 годов» (утверждено Минфином России 18.01.2024 № 03-00-03/ВН-1623) // Электронная база законов, кодексов и нормативно-правовых актов Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/plan-dejatelnosti-federalnoi-nalogovoi-sluzhby-na-2024-god-i/ (дата обращения: 11.05.2025).

10. Стехов А. В. Педагогические технологии развития критического и креативного мышления // Педагогические технологии. 2020. № 4. C. 158–171.

11. Хабарова Т. С., Садова В. А. Технология развития критического мышления в формировании информационнопознавательной самостоятельности студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29474 (дата обращения: 26.05.2025)

12. Марков Д. С., Филимонюк Л. А. Развитие критического мышления в профессиональной образовательной среде в условиях клиповой реальности: сборк трудов конфереции // Соромовские чтения-2025: научно-образовательное пространство, реалии и перспективы повышения качества образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Краснодар 14.02.2025). Чебоксары: Лару-тару (Среда), 2025. С. 141–144. – ISBN 978-5-907965-24-9.

13. Воропаева Е.В. Использование концепции взаимного обучения (peer-to-peer) при формировании критического мышления подростков на онлайн-уроках иностранного языка // Интерактивная наука. 2022. № 10(75). С. 15–17.


Рецензия

Для цитирования:


Марков Д.С., Филимонюк Л.А., Чупаха И.В. Состояние и перспективы технологии peer-to-peer-обучения для развития критического мышления в системе обучения будущих молодых специалистов государственной гражданской службы в сфере экономики (на примере налоговых органов России). Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(5):171-182. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.20

For citation:


Markov D.S., Filimonyuk L.A., Chupakha I.V. The state and prospects of peer-to-peer learning technology for developing critical thinking with the state civil service specialists to-be in the sphere of economy (by the example of tax authorities of Russia). Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(5):171-182. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.20

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)