Различные подходы к обучению иностранным языкам: преимущества, недостатки, роль преподавателя
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.19
Аннотация
Введение. В связи с существующим на данный момент огромным разнообразием методов и подходов к обучению иностранным языкам в исследовании поднимается вопрос целесообразности и оправданности использования некоторых методов (например, беспереводного) в рамках коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам. Также определяется роль преподавателя в рамках отдельных методов.
Цель. Анализ существующих методов и отбор наиболее эффективных, отвечающих требованиям времени и потребностям обучающихся.
Материалы и методы. В работе использованы такие теоретические методы, как классификация, сравнение и анализ методов обучения иностранным языкам. Материалами исследования послужили работы исследователей в данной области, отзывы практикующих преподавателей и обучающихся, собственные профессиональные наблюдения, а также соответствующие учебные пособия.
Результаты и обсуждение. Эффективность отдельных методов, основанных на коммуникативном подходе, напрямую зависит от правильной реализации их в рамках определённой коммуникативной задачи на основании соответствующей коммуникативной компетенции, основываясь на ряде основополагающих принципов коммуникативного подхода. Зачастую к таким принципам относят отказ от родного языка при обучении иностранному. Однако детальный анализ подобных методик в части их оправданности и эффективности показывает, что усвоение иностранного языка при применении беспереводного метода дает неплохие результаты для развития навыков устной речи, овладению же всеми аспектами языковой системы: грамматикой, лексикой, фонетикой и такими видами речевой деятельности, как письмо и чтение – в рамках беспереводного метода уделяется недостаточно внимания.
Заключение. Таким образом, некоторые методы обучения иностранным языкам (например, беспереводной) имеют ряд серьезных недостатков, которые отмечаются рядом авторитетных исследователей. Статья подчеркивает необходимость критического подхода к современным методам обучения иностранным языкам и отбора только действительно эффективных, рациональных и прошедших проверку временем компонентов этих методов.
Об авторе
И. О. ЗахароваРоссия
Ирина Олеговна Захарова – старший преподаватель кафедры иностранных языков Института управления персоналом, социальных и бизнес-коммуникаций
Researcher ID: NIS-8532-2025.
д. 99, Рязанский пр-т, Москва, 109542
Список литературы
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Балыхина Т. М., Игнатьева О. П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. М.: Изд-во РУДН, 2006. 121 с.
3. Гез Н. И., Фролова Г. М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. М.: Академия, 2008. 256 с.
4. Давыдова Ю. Г. Cущность понятия «коммуникативный подход» в современной методике преподавания иностранных языков // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/cuschnostponyatiya-kommunikativnyy-podhod-v-sovremennoy-metodike-prepodavaniya-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 20.01.2025).
5. Ившин В. Д., Зинина Ю. М. Что такое AILA и каковы ее цели? // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-aila-i-kakovy-ee-tseli (дата обращения: 23.01.2025).
6. Коренева М. Р., Каурова Е. М. Феномен компенсаторной компетенции и репрезентация её структуры в лингводидактике // МНКО. 2021. № 1(86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kompensatornoy-kompetentsii-ireprezentatsiya-ee-struktury-v-lingvodidaktike (дата обращения: 21.05.2025).
7. Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: СТУПЕНИ; ИНФРА-М, 2002. 448 с.
8. Нефёдова М. А. Современные подходы к обучению иностранному языку // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 2(66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyepodhody-k-obucheniyu-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 22.01.2025).
9. Павловская И. Ю. Основы методологии обучения иностранным языкам: Тестология: курс лекций. СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2002. 237 с.
10. Рахманов И. В. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX–XX вв. М.: Педагогика, 1972. 318 с.
11. Рыбак М. В. Становление и развитие подходов к обучению иностранным языкам в отечественном образовании в конце XX – первой четверти XXI века: дис. … канд. пед. наук: 10 00 00 / Рыбак М. В. Курск, 2025. 241 с.
12. Стурикова М. В. Коммуникативная компетенция: к вопросу о дефиниции и структуре // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentsiya-kvoprosu-o-definitsii-i-strukture (дата обращения: 22.01.2025).
13. Biztorg. Образец для подражания: как Berlitz стал первой франшизой языковых школ. URL: https://biztorg.ru/news/66cdc2179a79471dcc661c16 (дата обращения: 12.02.2025).
14. Media Foxford. ИИ будет проводить индивидуальные уроки для школьников США. URL: https://media.foxford.ru/news/ii-budet-provodit-individualnye-uroki-dlya-shkolnikov-ssha (дата обращения: 12.02.2025).
15. VC. В новой школе в Аризоне будут использовать искусственный интеллект вместо учителей. URL: https://vc.ru/ai/1743106-v-novoi-shkole-v-arizone-budut-ispolzovat-iskusstvennyi-intellekt-vmesto-uchitelei (дата обращения: 12.02.2025).
16. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment – Companion volume, Council of Europe Publishing, Strasbourg, 2020. 274 p.
17. Wilkins D. A. A communicative Approach to Syllabus Construction in Adult Language Learning. Paper presented at a symposium on «A Unit/Credit System for Modern Languages in Adult Education», St. Wolfgang, Austria, June 17–28, 1973. 8 p.
Рецензия
Для цитирования:
Захарова И.О. Различные подходы к обучению иностранным языкам: преимущества, недостатки, роль преподавателя. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(5):161-170. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.19
For citation:
Zakharova I.O. Various approaches to teaching foreign languages: advantages, disadvantages, the role of a teacher. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(5):161-170. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.19























