Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Педагогические условия политического воспитания курсантов военного вуза: результаты эмпирического исследования

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.23

Аннотация

Введение. В связи с непрерывной модернизацией Вооруженных Сил Российской Федерации наблюдается существенное увеличение внимания к теоретическим, методологическим и практическим аспектам воспитательного процесса в военной образовательной системе. В контексте воспитания гармонично развитой личности курсанта военного вуза политический компонент приобретает первостепенное значение, что подчёркивает актуальность политического воспитания как специализированной области. Политическое воспитание курсантов, проявляющееся на уровне индивидуального сознания и поведения как развитая политическая культура и компетентность, требует полноценного содержательного и организационного обеспечения, что связано с конкретными педагогическими условиями, реализуемыми как в рамках учебного процесса, так и во внеучебной деятельности.
Цель. Определение эффективности педагогических условий политического воспитания курсантов военного вуза за счёт выявления позитивной динамики показателей политической культуры и компетентности.
Материалы и методы. Эмпирическое исследование предполагает в качестве диагностического инструментария для четырёх кластеров показателей тестирование, полуструктурированное интервью, ситуационные тесты, ранжирование, индивидуальные опросные процедуры, экспертную оценку, а также методику «Самооценка волевых качеств личности» и «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении». Обработка результатов проводилась с использованием дисперсионного анализа.
Результаты и обсуждение. В ходе работы выявлено, что реализуемые педагогические условия, сконцентрированные по двум направлениям – учебная и внеучебная деятельность, – определили позитивную динамику четырёх кластеров показателей, относящихся к политической культуре и политической компетентности курсантов военного вуза: когнитивному, личностному, ценностному и поведенческому.
Заключение. По итогам проведённого исследования можно сделать вывод о том, что существуют значимые различия между экспериментальной и контрольной группами по всем показателям, относящимся к результатам сформированности политической культуры и компетентности, отражающим результативность реализации педагогических условий политического воспитания курсантов.

Об авторе

Г. М. Сергиенко
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова
Россия

Григорий Михайлович Сергиенко – курсовой офицер-преподаватель 

д. 135, ул. Дзержинского, Краснодар, 350090



Список литературы

1. Акимов А. Н. Функциональные компетенции курсантов военного вуза: понятие и сущность // Управление образованием: теория и практика. 2024. Т. 14. № 11-2. С. 26–33. https://doi.org/10.25726/2201-8925-5946-u

2. Быков А. К. Системный подход в воспитании курсантов военных вузов и сплочении их коллективов // ЦИТИСЭ. 2022. № 1(31). С. 266–277. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.23

3. Дениско И. В. Формирование политической культуры курсантов образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля в современных условиях (социально-философский анализ): дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2011. 176 с.

4. Куршев А. В. Концептуальные основы и педагогические условия гражданского воспитания курсантов высших военных учебных заведений России. Казань, 2019. 92 c.

5. Лопуха Т. Л., Подмаренко А. А. Политическое воспитание курсантов военного вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11(53). Ч. 3. С. 63–65. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.53.052

6. Панкевич О. В. О политической компетентности как важном критерии сформированности политической культуры военнослужащих // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания в контексте обеспечения национальной безопасности: материалы V Междунар. науч.-практической конф. Минск, 2018. С. 178–181.

7. Подмаренко А. А. Формирование политической культуры курсантов военного вуза: дис. … канд. пед. наук: 5.8.7. Кемерово, 2022. 197 с.

8. Сергиенко Г. М. Политическое воспитание курсантов военного вуза: сущность и показатели результативности // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 121–128.

9. Соловей Д. В., Спирина В. И. Особенности образовательной среды военного вуза // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С. 36–43.

10. Царева Н. А. Особенности организации воспитательной работы в военном вузе // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 12. С. 98–102.


Рецензия

Для цитирования:


Сергиенко Г.М. Педагогические условия политического воспитания курсантов военного вуза: результаты эмпирического исследования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(5):204-209. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.23

For citation:


Sergienko G.M. Pedagogical conditions of political upbringing of military university cadets: results of an empirical research. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(5):204-209. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.23

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)