ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Введение. Ключевым лейтмотивом данного исследования являются мировые тенденции биполярного характера: плотного экономического изолирования и интернационального сотрудничества с разносторонним внешним влиянием на возможности и появление новых рисков в организации. Цель – анализ и выявление перспективных методов формирования диверсификации для достижения максимально возможной эффективности. Материалы и методы. Данное исследование построено на анализе и выявлении перспективных методов формирования диверсификации с целью достижения возможной максимальной эффективности. При этом автор допускает возможность достижения указанных целей путём развития и дальнейшей динамики прироста организации или выбора тактики построения устойчивой экономической системы, способной преодолевать внешние раздражители. Результаты и обсуждение. Основой таких суждений, является имеющееся на текущий момент возможность и перспектива менеджмента в выборе альтернативных путей достижения эффективности в предпринимательской (производственной) деятельности при условиях общей цифровизации. Заключение. Выявлен основополагающий фактор развития организации – устойчивость, состоящая из отдельных частей, представляющих единое понимание возможности.
Введение. В статье исследуется тема бизнеса на территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации. Решение вопросов пространственного развития в Российской Федерации осложняется текущей политической и экономической ситуацией. Одним из инструментов стимулирования экономической и инвестиционной активности на территории Российской Федерации является механизм развития бизнеса на территориях опережающего социально-экономического развития. Материалы и методы. Решению задач исследования способствовали научно-исследовательские методы. Метод системного анализа, позволил рассмотреть ряд территорий как совокупность элементов, которые образуют общую систему инструментов. Сравнительный метод расширил диапазон исследования, так как с его помощью выявлены сходства и различия в предпринимательской деятельности на разных территориях. Возможности использованных методов позволили разрешить обозначенные в исследовании задачи. Результаты и обсуждение. Представлена структурная схема требований к резидентам ТОСЭР в соответствии с федеральным законодательством. Приведены льготы для резидентов ТОСЭР «Невинномысск». Представлены показатели инвестиционной деятельности резидентов ТОСЭР «Невинномысск» и объем их льгот. Заключение. Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что создание территорий такого типа придаёт новый импульс развитию моногородов и открывает новые перспективы для их социально-экономического развития.
Введение. Повсеместная цифровизация приводит к созданию новых технологий. На современном этапе искусственный интеллект внедрен во все сферы общественной жизни: образование, медицину, машиностроение и сельское хозяйство. Компании-разработчики продуктов на базе искусственного интеллекта обещают автоматизировать все виды задач, которые ранее считались исключительно сферой человеческого творчества и рассуждений: от написания текстов до создания графиков, обобщения и анализа данных. Несмотря на все поразительные достижения в области искусственного интеллекта и других цифровых инструментов за последнее десятилетие, их успехи в улучшении благосостояния населения остаются под вопросом. Цель. Оценка влияния развития новой языковой модели GPT-3.5 на экономику. Материалы и методы. Исследование построено на анализе трудов отечественных и зарубежных экономистов в сфере искусственного интеллекта. При проведении исследования использованы три вида методов: теоретические, практические и специальные. Методологическую основу составляют теоретические способы исследования. Результаты и обсуждение. В ходе работы проведен анализ функционирования ChatGPT в настоящее время. Проведена оценка текущего состояния рынка продуктов, основанных на технологии искусственного интеллекта. Проанализированы преимущества и недостатки новой языковой модели GPT-4. Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что ChatGPT способен стать мощным драйвером развития цифровой экономики. Новая языковая модель не лишена недостатков в виде устаревшей информационной базы. Несмотря на это, чат-бот нового поколения приобретает возможность распознавания речи и графических изображений.
Введение. В данной научной статье исследуется тема импортозамещения как инструмент развития экономики страны. В современных условиях, когда на мировом рынке происходят глобальные изменения, Россия сталкивается с необходимостью сокращения зависимости от импорта и развития отечественного производства. Рассматриваются различные аспекты импортозамещения, включая его понятия, влияющее на его развитие факторы и методы, которые могут быть использованы для стимулирования локализации производства. Материалы и методы исследований. В статье рассмотрены основные причины, вызвавшие необходимость импортозамещения в России, а также анализируются меры, предпринятые правительством для решения данной проблемы. Представлены анализ результатов проведенных исследований в этой области, а также рекомендации по дальнейшему развитию стратегии импортозамещения в России. Результаты исследований и их обсуждение. Основные результаты исследования показывают, что импортозамещение может стать ключевым фактором для развития экономики РФ, привести к увеличению местного производства, уменьшению зависимости от импорта и повышению экономической безопасности. Для достижения этих результатов необходимо рассмотреть различные меры стимулирования импортозамещения, такие как развитие национальных производственных возможностей, содействие инновационной деятельности, улучшение инфраструктуры и льготное налоговое регулирование. Заключение. Анализ приводит к выводу о том, что импортозамещение является эффективным инструментом развития экономики страны, но для его реализации необходима комплексная стратегия, которая учитывает как экономические, так и политические аспекты данной программы.
Введение. Состояние и развитие малого и среднего предпринимательства является важной составляющей социально-экономической безопасности государства, обеспечивая диверсификацию экономики, наполняя потребительский рынок разнообразными товарами и услугами, обеспечивая занятость и соответственно социальную и экономическую безопасность. В условиях глобальной технологической неопределенности становится важным актуализировать теоретико-методологические основы развития малого и среднего предпринимательства как одного из базовых звеньев национальной экономики. Цель. Статья посвящена исследованию отраслевой и территориальной структуры малого и среднего бизнеса. Материалы и методы. Теоретической основой исследования являются результаты научных и практико-ориентированных трудов в области малого и среднего предпринимательства; работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные описанию факторов, определяющих состояние и развитие малого и среднего предпринимательства. Результаты и обсуждение. Малый и средний бизнес в сельских населенных пунктах в Республике Беларусь до настоящего времени слабо диверсифицирован по видам экономической деятельности, а значит и здесь существует реальная возможность повышения его роли в обеспечении высоких темпов социально-экономического развития малых и средних населенных пунктов. Заключение. В результате было установлено, что социально-экономическая роль в современной экономике малого и среднего бизнеса заключается прежде всего в значительном увеличении адаптационных возможностей народного хозяйства к изменениям (в том числе и шоковым) на глобальных и внутренних рынках, а также содействии в повышении уровня и качества жизни населения отдельных регионов и всей страны.
Введение. Современный этап социально-экономического развития определяет необходимость повышения роли государственных институтов в управлении процессами хозяйствования, и в первую очередь на уровне территорий. В данной связи повышается роль государственно-частного партнерства как механизма и инструмента реализации крупномасштабных проектов по освоению новых территорий и развитию инфраструктуры, что обусловило актуальность темы настоящего исследования. Цель. Выявление проблем развития государственно-частного партнерства и определение перспектив реализации проектов в данной области на региональном уровне. Материалы и методы. В статье проводится анализ форм и механизмов развития государственно-частного партнерства в целом по стране с акцентом на особенности реализации данного института взаимодействия государства и частного сектора в Республике Дагестан. Исследование опирается на методы наблюдения и статистического анализа, что позволило авторам получить актуальную информацию о состоянии данной сферы и далее сделать выводы относительно перспектив ее развития. Результаты и обсуждение. Проанализировано текущее состояние сферы государственно-частного партнерства в Республике Дагестан, выявлены наиболее популярные направления реализации взаимодействия государства и бизнеса. Определены преимущества государственно-частного партнерства как перспективного инструмента развития региона, выявлены проблемы и трудности на пути дальнейшего распространения данной формы взаимоотношений. На основе изучения опыта других регионов страны предложены меры по устранению возникших проблем и перспективы реализации механизма государственно-частного партнерства для экономики Республики Дагестан. Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о чрезвычайной важности дальнейшего развития механизма государственно-частного партнерства для реализации важных инфраструктурных проектов в Республике Дагестан.
Введение. В статье рассмотрены основные тенденции развития малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан в 2018–2022 годах. С 2020 года экономика субъектов Российской Федерации столкнулась со сложностями, обусловленными внешними факторами (сложная эпидимеологическая ситуация, санкционное давление и др.). Цель исследования – оценить деловую активность субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан и выявить степень адаптации малого и среднего бизнеса к кризисным условиям. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, графический анализ и статистический анализ. Исследование построено на анализе данных, опубликованных в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики за 2017–2022 годы. Результаты и обсуждение. В ходе исследования были проанализированы ключевые показатели, характеризующие деловую активность сектора малого и среднего предпринимательства: число субъектов малого и среднего предпринимательства, среднегодовая численность работников, оборот субъектов малого и среднего предпринимательства, их сальдированный финансовый результат. Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что, несмотря на все сложности и негативные прогнозы, субъекты малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан достаточно успешно адаптировались к кризисным условиям: в 2022 году наблюдалась положительная динамика практически всех анализируемых показателей.
Введение. Уже к началу 2000-х специалистам было понятно значительное технологическое отставание российской промышленности в IT-отрасли. После усиления санкционного давления на Россию в 2014 году, а затем в 2022 году последствия санкций в этой сфере по степени негативного влияния оценивались как критические с высокими рисками для экономики. Источники этого отставания надо рассматривать в ретроспективе санкций, накладываемых в высокотехнологических отраслях западными странами на Советский Союз, начиная с 40–50-х годов прошлого века. Кроме этого, необходимо проанализировать ошибки в построении перспективных планов развития экономики IT-сферы, которые были допущены правительством СССР. Цель. Рассмотреть ретроспективу санкций в IT-отрасли, проанализировать причину технологического отставания. Материалы и методы. Исследование построено на сравнительном анализе вводимых против СССР санкций и критическом анализе мер, предпринимаемых правительством Союза, в сфере развития вычислительной техники. Результаты и обсуждение. В ходе работы показано формирование предпосылок к отставанию в сферах высокотехнологичного компьютерного производства и создания программного обеспечения, обусловленное западными санкциями и ошибками, допущенными в экономической политике страны. Заключение. Суверенитет России в области современной микроэлектроники и программного обеспечения возможно восстановить, так как для этого в стране есть научная школа, собственные технологические разработки и сырьевая база, которая может обеспечить все потребности отрасли.
Введение. Трудоустройство в России остается одной из наиболее актуальных и проблематичных тем как для молодежи, так и для взрослых людей. Несмотря на ряд положительных изменений в экономике, многие выпускники вузов все еще сталкиваются с трудностями при поиске работы. Одной из основных проблем трудоустройства является отсутствие вакансий в регионах. Цель. Обосновать необходимость увеличения количества рабочих мест, создания условий для развития новых предприятий и инфраструктуры. Материалы и методы. В качестве возможных методологических ограничений и их влияния на целостность и обоснованность полученных результатов являются вопросы, которые вузы культуры и искусств не смогут решить без помощи федерального центра. Результаты и обсуждение. В целом развитие трудоустройства выпускников институтов культуры и искусств является важной задачей, которая требует комплексного подхода и сотрудничества всех заинтересованных сторон. Необходимо создавать условия для профессионального роста и развития специалистов, чтобы они могли реализовывать свой потенциал и вносить свой вклад в развитие культурной сферы в России и за ее пределами. Важным аспектом улучшения трудоустройства выпускников является развитие профессиональных компетенций в рамках образовательного процесса; создание учебных планов и программ, учитывающих современные требования рынка труда и позволяющих выпускникам получить необходимые знания и навыки для успешного трудоустройства. Заключение. В целом решение проблемы трудоустройства выпускников институтов культуры и искусств требует комплексного подхода и сотрудничества всех заинтересованных сторон. Необходимо создать эффективные механизмы для связи между учебными заведениями, работодателями и государственными органами, разработать программы поддержки молодых специалистов, стимулировать работодателей на более высокую оплату труда работников культуры. Только таким образом можно обеспечить успешное трудоустройство выпускников и улучшить качество кадров в сфере культуры и искусств.
Введение. Статья посвящена обоснованию, разработке методического подхода к оценке и развитию организационно-экономических отношений работников, направленных на систематическое комплексное повышение результативности, эффективности деятельности на основе персонифицированного подхода. Целью стала разработка методологического подхода к оценке и развитию организационно-экономических отношений, направленных на комплексное повышение результативности, эффективности труда и эффективности деятельности работников производственных предприятий. Материалы и методы исследования. С использованием диалектического метода, методов системного, структурно-функционального анализа разработан методологический подход к оценке и развитию организационно-экономических отношений работников производственных предприятий, включающий авторские принципы, критерии, методы, методики расчета показателей. Результаты и обсуждение. Разработаны методические рекомендации собственникам и руководителям производственных предприятий к комплексному повышению результативности и эффективности деятельности работников. Заключение. По итогам проведенного исследования на основе предложенного подхода к оценке и развитию организационно-экономических отношений мы можем сделать вывод, что систематическое использование персонифицированных методов оценки и изменения ценностей, профессиональных и личностных качеств, интересов и мотивации к повышению эффективности деятельности организации, совершенствованию трудовой деятельности, вознаграждения и оценки удовлетворенности, а также принципов и методов создания условий неизбежности участия работников в повышении совершенствовании, согласованности действий приводит к комплексному повышению эффективности деятельности организации.
Введение. Тема проектного управления является особенно актуальной в наши дни. Быстрое научно-техническое развитие приводит к возникновению новейших технологий, в основании которых – новейшие разновидности продукта, а также услуг. С каждым годом условия для ведения предпринимательской деятельности становятся все сложнее, ужесточается борьба за клиента и ресурсы. Во множественных секторах сегодняшней экономики обстоятельства хозяйственной деятельности изменяются с большой скоростью. Кроме того, внешняя среда нестабильна, на нее влияют политические и экономические факторы. Все это непосредственно отражается на деятельности организаций в целом. Материалы и методы. Организациям для сохранения конкурентоспособности необходимо иметь большое количество, информации, инновационных технологий, а также инструменты и методы для управления ими и контроля над ними. Следовательно, для сохранения жизнеспособности и прибыльности фирмам необходимо приспосабливаться к различным изменениям, путем внедрения инновационных проектов и способностью ими управлять. Результаты и обсуждение. Процесс управления проектами является неотъемлемой частью ведения бизнеса в современном мире, поскольку неразрывно связан с принятием решений, которые являются ответной реакцией на какое-либо внешнее или внутреннее воздействие, направленное на определение и устранение проблемы для получения результатов от поставленной цели. Заключение. Умение руководителя правильно конструировать и осуществлять изменения позволяют организациям своевременно адаптироваться к меняющимся условиям и быть эффективными в конкурентной борьбе. Изменения непрерывны, они охватывают все сферы жизни и деятельности общества, именно поэтому любая организация должна уметь выстраивать свою деятельность в соответствии с ними.
Введение. Турбулентность российской экономики в последние годы создает предпосылки для смены парадигмы развития бизнеса, в которой ключевая роль эффективного инструмента для бизнеса в динамичной среде отводится финансовому контроллингу. А в эпоху четвертой промышленной революции, характеризуемой цифровизацией бизнес-процессов, финансовый контроллинг также претерпевает существенные изменения. Приводится анализ проблем, обусловливающих необходимость внедрения финансового контроллинга всеми экономическими субъектами, а также формулирование требований, предъявляемых к финансовому контроллингу в современных условиях. Нерешенные и дискуссионные вопросы концептуального и прикладного аспекта развития и внедрения финансового контроллинга вызывают необходимость уточнения и разработки новых подходов. Материалы и методы. Методологическая основа исследования включает комплекс общенаучных и специальных методов, обусловленных развитием цифровых технологий. Результаты и обсуждение. Проанализирована сущность и особенности финансового контроллинга в системе корпоративного управления. Понятийный аппарат дополнен авторской трактовкой «цифрового финансового контроллинга», расширен функционал контроллинга. Обоснована необходимость применения финансового контроллинга – качественно новой системы управления компанией, обусловленной рядом причин, среди которых необходимость быстрого реагирования на внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность организации; предупреждение кризисных ситуаций, обусловленных нестабильностью экономической конъюнктуры, и другие. Научная новизна исследования заключается в повышении роли цифровых технологий для эффективного финансового контроллинга. Особое внимание уделено синергии цифровых технологий и финансового контроллинга, дающей ощутимый экономический эффект. Заключение. Результаты исследования позволили усовершенствовать систему финансового контроллинга в условиях цифровой среды функционирования бизнеса, представив последовательность этапов ее внедрения; разработать специальный инструментарий, упрощающий работу финансовым менеджерам и контроллерам.
Введение. Цифровые технологии стали частью повседневной жизни большинства людей, и они стали ожидаемым элементом взаимодействия как с предприятиями, так и с государственными и муниципальными органами. Это открыло мир цифровых государственных услуг, чтобы обеспечить простой онлайн-опыт в сочетании с эффективностью и инновациями для каждого гражданина, что позволяет каждому человеку свободно общаться с государственными органами и получать доступ к необходимой информации одним нажатием кнопки. Часы ожидания в длинных очередях превратились в онлайн-формы с выпадающими меню и простыми инструкциями. Стало возможным получить доступ к нужным вам данным, не выходя из дома или на ходу с помощью смартфона. Цель. Выделение проблем и перспектив применения суперсервисов налоговой службы налогоплательщиками и самими налоговыми органами. Материалы и методы. Исследование построено на анализе цифровой среды, цифрового налогового поля. Использованы следующие методы: монографический, статистическая группировка, сравнительный и субъектно-объектный анализ. Результаты и обсуждение. В процессе исследования выполнено структурирование информации, касающейся всех аспектов цифровизации налогового администрирования в современных условиях, высказаны предложения по развитию цифрового налогового контроля, которые могут применяться при реализации проекта цифровой трансформации государственных услуг для населения, сформулированы «точки роста» дружественного цифрового поля для налогоплательщиков. Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что цифровое правительство – это общий административный процесс, связанный с предоставлением открытых и эффективных услуг населению с помощью цифровых технологий. Работа правительства по цифровой трансформации – это больше, чем просто размещение форм в Интернете; она включает в себя оценку потребностей и интересов своих граждан и соответствующую адаптацию. Взаимодействие, обеспечиваемое государственными цифровыми услугами, может осуществляться в рамках трех основных категорий: между государственным учреждением или внутри него и другим государственным учреждением, между правительством и гражданином или между правительством и бизнесом.
Введение. Принятие стратегических решений органов государственной власти Российской Федерации в системе подготовки кадров формируется в условиях цифровой нестабильности, дефицита квалифицированных трудовых ресурсов и усиления социально-технологического неравенства, что влечет за собой необходимость формирования новых подходов к их исследованию. Цель. Научное обоснование направлений стратегирования непрерывной профессиональной подготовки кадров в цифровой экономике. Материалы и методы. Исследование построено на анализе трудов отечественных и зарубежных ученых по вопросам стратегического государственного планирования подготовки кадров, методиках формирования государственного задания на оказание образовательных услуг в Российской Федерации, контрольных цифр приема обучающихся и потребностей работодателей в персонале. Предложенный авторский подход позволяет учесть фактическую динамику занятости работников в течение года, отследить отрасли с высокой сезонной колеблемостью уровня занятости, а также учесть структурные сдвиги кадровой потребности, вызванные изменениями пропорций в национальной и региональной экономике. Результаты и обсуждение. Разработанная методика стратегического государственного планирования непрерывной подготовки кадров была апробирована на данных регионов Южного федерального округа РФ. В среднем по всем отраслям экономики Южного федерального округа РФ ожидаемый неиспользованный потенциал системы непрерывной подготовки кадров составляет 98,0 %, что требует адаптации стратегического государственного планирования подготовки кадров к условиям цифровой трансформации. Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что механизмы стратегического государственного планирования, сформированные на основании прогнозов развития системы подготовки кадров, позволят создать условия для укрепления кадрового суверенитета Российской Федерации и повысить социоцентрированность цифровой экономики.
Введение. Региональная денежно-кредитная политика является частью национального монетарного механизма и осуществляется с учетом особенностей каждого региона. Ее целью является обеспечение социально-экономического развития регионов путем использования монетарных методов в сочетании с уникальными характеристиками каждого региона. Материалы и методы. Исследование построено на анализе макроэкономических показателей региона, а также оценке эффективности денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком. Результаты и обсуждение. В результате исследования было выявлено, что государственные органы занимаются регулированием финансово-кредитной системы и денежно-кредитных потоков региона для обеспечения стабильного развития финансового рынка и достижения высоких темпов экономического роста основные проблемы, с которыми сталкивается региональная экономика. Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что правильная денежно-кредитная политика способна повысить уровень экономического развития края, улучшить инвестиционный климат и обеспечить устойчивое функционирование экономики.
Введение. В работе рассматривается вопрос формирования сбалансированной структуры финансовых ресурсов предприятия, следовательно, обосновывается оптимальный подход расчета единого индикатора, демонстрирующего качество проводимой политики в этой сфере. Изучено мнение в научной литературе касательно выстраивания оптимальной политики управления собственным капиталом и прочими финансовыми ресурсами. На примере предприятия СХА «Кубань» проведен анализ политики управления финансовыми ресурсами, осуществлен расчет единого индикатора ее качества. На основе полученного результата сформирован пример выводов о текущем положении дел в сфере управления собственным капиталом и другими источниками финансирования, а также представлены рекомендации относительно дальнейшего улучшения ситуации в этой сфере. Материалы и методы. Исследование построено на основе изучения научных работ по теме выстраивания оптимальной политики управления финансовыми ресурсами, анализа баланса, отчета о финансовых результатах, прочих форм бухгалтерской отчетности сельскохозяйственного предприятия СХА «Кубань». Также в процессе выполнения работы были учтены макроэкономические параметры, влияющие на определение цены привлекаемых финансовых ресурсов субъектом хозяйственной деятельности. Результаты и обсуждение. В ходе работы обнаружено отсутствие единого показателя, который охарактеризовал бы качество политики управления финансовыми ресурсами предприятия. При этом разные авторы предлагают использовать в качестве ориентира разные индикаторы, в том числе прибыльность собственного капитала, уровень финансового риска, а также среднюю цену, которую предприятие платит за привлекаемые финансовые ресурсы. В таком контексте предложено объединить три ключевых аспекта политики финансирования в рамках единого интегрального показателя управления финансовыми ресурсами. Заключение. Подчеркивается важность применения комплексного подхода при осуществлении идентификации оптимального направления улучшения структуры финансирования современного предприятия. Автором разработан комплексный индикатор управления финансовыми ресурсами, учитывающий рентабельность собственного капитала, финансовой автономии и среднюю цену заемных средств. Предложенный единый показатель позволит оценивать качество проводимой политики в сфере привлечения источников финансирования при выстраивании различных сценариев и сопоставлении различных компаний.
Введение. В статье представлен анализ системы профессиональной подготовки и развития кадров на примере некоммерческих организаций. На сегодняшний день для некоммерческого сектора вопросы совершенствования кадрового потенциала (профессионального развития и переподготовки персонала) являются наиболее актуальными. Цель – проанализировать систему профессионального развития кадров некоммерческих организаций Ставропольского края и дать оценку. Материалы и методы. Исследование построено на основе использования общенаучных специальных методов: абстрактно-логического, экономико-статистического и системного. Результаты и обсуждение. Цель деятельности некоммерческих организаций – повышение благосостояния гражданского общества, создание и поддержание благоприятных условий его развития. Профессиональное развитие персонала НКО в Ставропольском крае является позитивным трендом. Направления развития кадров некоммерческого сектора достаточно активно развиваются, что, в свою очередь, положительно сказывается на профессионализме кадров и качестве выполняемых ими задач. Реализация программ профессионального развития предполагает использование большого количества методов и форм обучения и развития кадров, а количество учебных площадок увеличивается с каждым годом. В рамках исследования были выделены проблемы, получившие наибольшее количество голосов среди респондентов: низкий уровень информационной открытости НКО края; отсутствие методического обеспечения по решению конкретных задач; недостаточное развитие потенциала развития третьего сектора. Несмотря на то, что на сегодняшний день регион нельзя назвать лидером регионального рейтинга НКО, по сравнению с предыдущим годом произошло значительное увеличение показателя рейтинга. Заключение. Анализ имеющихся данных по результатам реализации обучающих мероприятий и программ позволил сделать вывод об уровне работы органов власти и представителей некоммерческого сектора региона.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Введение. В статье представлен ретроспективный анализ становления досуговой педагогики Коменского, которая характеризуется как образование, нацеленное на восприятие мира человека в качестве ценного и духовного. Цель статьи – мотивация педагогов внешкольного образования, чтобы они, по словам Коменского «следовали за ним», обогатили свою работу его идеями. Эти идеи являются конструктивным дополнением к уже существующим источникам, которые оказались жизненно важными, функциональными и выдержали проверку временем. Материалы и методы исследования. В работе проанализированы отдельные научные труды через призму специфики педагогики досуга. Результаты и обсуждение. Отмечается, что педагогика досуга Коменского рассматривается как воспитание и имеет философско-религиозное измерение. Педагогика досуга ориентирована на понимание, что есть человек. В жизни человека всё должно быть сбалансировано, должны чередоваться труд и отдых. Досуг – это время для творчества и образования. Заключение. По итогам исследования можно сказать, что педагогическое наследие чешского педагога и философа Яна Амоса Коменского в области педагогики досуга не отделяется от его взглядов на содержание, формы и методы воспитания в обучении. Они органично вписываются в процесс воспитания вне школы в свободное время, являясь важной составляющей его неустаревающей дидактической теории и в настоящее время.
Введение. В условиях необходимости реализации положений Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года приобретает особую важность исследование региональных культурно-исторических, инфраструктурных, ландшафтных и иных особенностей в контексте дальнейшего развития физической культуры и спорта. Цель – показать роль и значение национальных видов спортивных единоборств в деле физического воспитания юношей на примере карачаевской национальной борьбы на поясах. Материалы и методы. Исследование основывается на культурно-историческом, этноспортивном, системно-деятельностном методологических подходах, а также сравнении, обобщении и анализе полученных результатов. Результаты и обсуждение. Показаны особенности и роль национальной борьбы на поясах как наиболее популярного вида традиционных единоборств в народной физической культуре карачаевцев. На основании проведенного эксперимента авторами утверждается целесообразность включения упражнений, используемых в процессе физической подготовки борцов на поясах, в содержание физического воспитания юношей. Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что включение элементов физической подготовки, практикуемых в карачаевской борьбе на поясах, а также развивающего потенциала других этноспортивных дисциплин в процесс физического воспитания юношей может служить дальнейшему развитию региональных образовательных программ физического воспитания, росту физкультурно-массовой работы, популяризации здорового образа жизни среди жителей и гостей Карачаево-Черкесской Республики, приращению научного знания в области использования развивающего потенциала этноспорта в процессе физического воспитания молодежи. Новизна исследования состоит в том, что впервые рассмотрены возможности использования элементов физической подготовки борцов, занимающихся карачаевской борьбой на поясах, в практике городского и сельского общеобразовательных учреждений республики как средства физического воспитания юношей.
В данной статье рассматриваются мировые подходы к изучению и оцениванию формирования человеческого капитала и его роли в мировом образовательном пространстве. Раскрыты понятия и определения цифрового образования, являющегося неотъемлемой частью высшего образования. Выявлена и проанализирована необходимая связь между цифровым образованием и человеческим капиталом. Цель – анализ внедрения компьютерных программ и определение эффективности данных программ в образовательной среде. Исследование апробировано в Южном федеральном университете на базе Академии психологии и педагогики среди студентов 1–4-х курсов. Перечислены основные критерии, входящие в формирование человеческого капитала, последние необходимы для комплексной оценки формирования человеческого капитала студента. Материалы и методы. Описана оригинальная методика применения программы для ЭВМ «Определение параметра человеческого капитала индивидуума» и База данных «Динамика изменения показателя человеческого капитала» (результаты интеллектуальной деятельности) для определения формирования человеческого капитала студента. Результаты и обсуждение. Используя данные результатов, выданные программой для ЭВМ, исследована эффективность применения индивидуальной траектории обучения при формировании человеческого капитала студентов с сохранением полученных результатов в базе данных. Заключение. Данные программы как одни из методов комплексной оценки формирования человеческого капитала показали свою действенность и имеют значимый эффект в педагогическом, психологическом, экономическом и культурном направлении. В дальнейшем это будет способствовать благоприятному развитию цифрового образования, человеческого капитала в стране в целом, а также развитию инноваций, увеличению производительности труда, овладению необходимыми производственными или управленческими навыками.
Введение. В статье обозначена проблема совершенствования деятельности педагогов в рамках обновления воспитательной функции образовательных организаций в условиях современной российской действительности. Цель. Исследование актуального состояния готовности педагогов региональной системы дошкольного образования к реализации задач гражданско-патриотического воспитания. Материалы и методы. Теоретическая часть исследования посвящена изучению научных подходов к определению структурных компонентов готовности педагога в сфере гражданско-патриотического воспитания. Прикладная часть исследования включает обработку и анализ результатов анкетирования педагогов дошкольного образования. Результаты и обсуждение. На основе анализа научной литературы предложена структура готовности педагога к деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Представлены результаты эмпирического исследования готовности педагогов дошкольных образовательных организаций Ставропольского края к профессиональной деятельности в области воспитания гражданина и патриота. Заключение. По итогам проведенного исследования установлено, что в практике образовательного процесса определяется круг проблем, влияющих на эффективность реализации гражданско-патриотического воспитания, педагоги имеют выраженную потребность в наращивании компетенций в рамках реализации воспитательной функции гражданско-патриотической направленности.
Введение. Перед высшими учебными заведениями стоит задача по формированию специалиста современности, который обладает не только профессиональными званиями и умениями, но и владеет, по меньшей мере, одним иностранным языком. Профессиональные иноязычные умения необходимы для взаимодействия с иностранными коллегами, работы с научно-технической литературой, патентами, мануалами, характеристиками, инструкциями и т. п. Для формирования профессиональных иноязычных умений обучающихся технического вуза необходим чёткий план с определённым набором (комплексом) упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Так как половина учебного времени выделяется на самостоятельное обучение, то данный комплекс должен быть также ориентирован на самостоятельное выполнение как дома, так и в аудитории. Цель. Выделение комплекса упражнений для формирования профессиональных иноязычных умений обучающихся технического профиля. Материалы и методы. Для проведения исследования использовались теоретические (контент-анализ литературы по теме исследования, обобщение, систематизация) и эмпирические (опрос, анкетирование, тестирование, собеседование) методы исследования. Результаты и обсуждение. В исследовании представлены результаты педагогического эксперимента с целью проверки эффективности разработанного комплекса упражнений. Отличительная особенность данного исследования состоит в том, что предложен структурированный подход к процессу формирования профессиональных иноязычных умений обучающихся технического вуза. Данный подход позволяет повысить эффективность обучения, систематизировать работу преподавателя и обучающихся. Заключение. Представленный комплекс упражнений для формирования профессиональных иноязычных умений обучающихся технического профиля позволяет наиболее эффективно и в более краткий срок сформировать иноязычные коммуникативные компетенции обучающихся.
Введение. В статье определены возможности моделирования и использования программно-методологического обеспечения курсов ДПО. Уточнены определения, непосредственно связанные с процессом и продуктами теоретизации программно-методологического обеспечения курсов ДПО. Цель. Исследование и уточнение, теоретизация и моделирование программно-методологического обеспечения курсов ДПО. Материалы и методы. Методами изучения и описания выделенного направления научного поиска и научного исследования определены педагогическое и профессиональное моделирование, научная теоретизация, технологизация педагогических процессов и анализ качества выделяемых педагогических явлений и уточняемых научно-педагогических перспектив. Результаты и обсуждение. Идеи теоретизации и моделирования программно-методологического обеспечения курсов ДПО определяются в плоскостях классического и инновационного поиска, решения задач и проблем непрерывного образования. Целостность и уникальность выделяемых идей программно-методологического обеспечения курсов ДПО отражают современную идеологию разработки и использования программно-методологического обеспечения курсов ДПО. Универсальность идей теоретизации и технологизации педагогических процессов позволяют выделить и обосновать в своевременном уточнении проблемы моделирования и использования программно-методологического обеспечения курсов ДПО как системы смыслов и противоречий, гарантирующих в решении и оптимизации составляющих целостное развитие и личности, и среды; модели программно-методологического обеспечения курсов ДПО как идеализируемые ресурсы, фасилитирующие в объективизации потребностей решение всех дидактических и научно-педагогических задач (иллюстрация, изучение, уточнение, дополнение, модификация и пр.); принципы создания и реализации программно-методологического обеспечения курсов ДПО как системы ценностей и смыслов теоретизации и технологизации описываемого педагогического процесса и педагогического явления; педагогические условия повышения качества моделирования и использования программно-методологического обеспечения курсов ДПО как кейс-модели, вариативно определяющие и реализующие уровневые возможности развития личности и теоретизируемого педагогического процесса. Заключение. Выстраивая перспективы теоретизации и реализации идей повышения качества моделирования и использования программно-методологического обеспечения курсов ДПО, можно выделить в интегративном представлении направленности и перспективности достижений личности три типа решения теоретизируемых в работе профессионально-педагогических задач (алгоритмический, креативно-стимульный и инновационно-перспективный).
Введение. Масштабность территории России, неоднородность ее ландшафтов, многообразие культуры и традиций народов многонациональной страны, особенности социально-экономического развития регионов обусловливают актуальность проблемы осмысления влияния среды на развитие региональных и территориальных образовательных систем. Острота проблемы наиболее ярко выражается в условиях роста неопределенности среды, динамичных геополитических изменений в мире. Цель. Выявление специфики региональной системы образования Республики Саха (Якутия), ее кадрового, научного задела, потенциальных возможностей роста и проблем, связанных с факторами среды. Материалы и методы. Исследование построено на анализе мастер-плана Якутска, материалов стратегических сессий и экспертных дискуссий о приоритетах развития образования на Дальнем Востоке, проходивших в 2021–2023 гг. Результаты и обсуждение. В ходе работы обнаружено, что факторы среды обусловливают разнообразие моделей развития территориальных и региональных образовательных систем. В условиях формирования суверенной системы образования России, усиления самостоятельности образовательных организаций, роста общественного запроса на системные изменения в образовании актуальность учета внешних факторов в управлении развитием образования значительно возрастает. Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что управление развитием региональной образовательной системы предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач, направленных на снижение барьеров доступности образования, переход от стратегии локальных изменений на системные преобразования, построенные на программной основе.
Введение. В статье рассматривается актуальная в настоящее время проблема наставничества в системе поддержки молодого специалиста педагогического профиля. Актуальность исследования определяется разнообразными проблемами, с которыми сталкиваются молодые педагоги, и уходом молодых специалистов из педагогической профессии. Эти причины обусловили в педагогических исследованиях повышение интереса к внедрению в образовательные учреждения технологии наставничества. Цель. Выявление особенностей технологии наставничества в системе поддержки молодого специалиста педагогического профиля, позволяющие ему эффективно адаптироваться в современном образовательном пространстве. Материалы и методы: анализ, обобщение и сравнение материала исследования наставничества в образовательной организации. Результаты и обсуждение. В ходе исследования было определено, что технология наставничества – двусторонний процесс, в который включены молодой специалист и педагог-наставник. Технология наставничества будет иметь положительный эффект от следующих факторов: организация процесса наставничества в учреждении; планирования работы; от мотивации наставника участвовать в помощи молодому учителю; от самого молодого учителя, его готовности принять помощь опытного педагога. Заключение. В различных образовательных учреждениях выстраивается собственная модель реализации технологии наставничества. Построение модели зависит от ряда показателей: уровень и направление затруднений молодого учителя, готовность молодого специалиста реализовать свои функции как учителя, сложившиеся взаимоотношения в коллективе; доверие и уважение между наставником и наставляемым; поддержка реализации технологии наставничества в учреждении со стороны администрации и др. Авторами сделан вывод, что технология наставничества в современной практике адаптации молодого специалиста является важным механизмом профессионального становления учителя.
Введение. В современных условиях перед учителем стоят новые задачи и вызовы, связанные с достижением современных образовательных результатов. Среди них – отбор и применение эффективных педагогических инструментов, составляющих технологическую основу методики обучения предмету. Анализ литературы и образовательной практики показывает наличие у учителей математики общеобразовательных школ методологических дефицитов в данной сфере. Для их преодоления необходимо в первую очередь определить основные понятия, имеющие отношение к проблеме выбора педагогических инструментов обучения математике. Цель. Формирование понятийного аппарата проблемы выбора педагогических инструментов обучения математике в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Материалы и методы. Исследование построено на анализе нормативных документов и научной литературы для выделения ключевых понятий. Также использовались: метод понятийного аппарата, предполагающий сопоставление выделенных понятий в трудах различных ученых; систематизация и обобщение результатов научного поиска; авторская интерпретация основных категорий дидактики в контексте проблемы выбора педагогических инструментов обучения математике в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Результаты и обсуждение. На основе теоретического исследования был выделен список ключевых понятий, связанных с проблемой выбора педагогических инструментов обучения математике. Проведен анализ имеющихся подходов к их определению в историческом ракурсе и в современной дидактике. Даны трактовки всех выделенных терминов в соответствии с принципами системности, соответствия базовым общеметодическим категориям, дефинитивности, соответствия актуальным запросам педагогической науки и практики, предметной определенности, прогностичности. Проведен анализ согласованности заявленных дефиниций с имеющимися результатами в дидактике и методике обучения математике. Заключение. По итогам проведенного исследования был сделан вывод о том, что описанный понятийный аппарат станет методологической основой для проведения исследования по диагностике готовности педагогов к осознанному выбору педагогических инструментов обучения математике.