Технология наставничества в системе поддержки молодого специалиста педагогического профиля
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.25
Аннотация
Введение. В статье рассматривается актуальная в настоящее время проблема наставничества в системе поддержки молодого специалиста педагогического профиля. Актуальность исследования определяется разнообразными проблемами, с которыми сталкиваются молодые педагоги, и уходом молодых специалистов из педагогической профессии. Эти причины обусловили в педагогических исследованиях повышение интереса к внедрению в образовательные учреждения технологии наставничества. Цель. Выявление особенностей технологии наставничества в системе поддержки молодого специалиста педагогического профиля, позволяющие ему эффективно адаптироваться в современном образовательном пространстве. Материалы и методы: анализ, обобщение и сравнение материала исследования наставничества в образовательной организации. Результаты и обсуждение. В ходе исследования было определено, что технология наставничества – двусторонний процесс, в который включены молодой специалист и педагог-наставник. Технология наставничества будет иметь положительный эффект от следующих факторов: организация процесса наставничества в учреждении; планирования работы; от мотивации наставника участвовать в помощи молодому учителю; от самого молодого учителя, его готовности принять помощь опытного педагога. Заключение. В различных образовательных учреждениях выстраивается собственная модель реализации технологии наставничества. Построение модели зависит от ряда показателей: уровень и направление затруднений молодого учителя, готовность молодого специалиста реализовать свои функции как учителя, сложившиеся взаимоотношения в коллективе; доверие и уважение между наставником и наставляемым; поддержка реализации технологии наставничества в учреждении со стороны администрации и др. Авторами сделан вывод, что технология наставничества в современной практике адаптации молодого специалиста является важным механизмом профессионального становления учителя.
Об авторах
Л. А. СаенкоРоссия
Людмила Александровна Саенко – доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории, истории общей педагогики и социальных практик
Researcher ID: ISU-8958-2023
д. 417А, ул. Ленина, Ставрополь, 355029
Г. Н. Соломатина
Россия
Галина Николаевна Соломатина – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дефектологии и специальной психологии
д. 149, ул. Ставропольская, Краснодар, 350040
Список литературы
1. Ведерникова Л. В. Педагогическая поддержка саморазвития педагога // Педагогическое образование и наука. 2010. № 5. С. 87–91.
2. Вершловский С. Г. Профессиональная деятельность молодого учителя: социально-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1982. 145 с.
3. Гаврутенко Т. В., Мокрецова Л. А. Организационно-педагогические условия развития наставничества учителей: управленческая практика // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 1 (34). С. 135–140.
4. Дипломатова З. Ю., Иванов В. Н., Александрова Г. А. Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2021. № 1 (110). С. 131–140.
5. Игнатьева Е. В., Базарнова Н. Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. 2018. № 2. С. 1.
6. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП. 2016. № 5. С. 92–112.
7. Маланов И. А. Проблемы профессионального становления и развития современных молодых учителей // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 32–36.
8. Наставничество в системе образования России: практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М.: Рыбаков Фонд, 2016. 153 с.
9. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информ.-метод. материалы / авт.-сост.: Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко. 2-е изд., доп. и перераб. Казань: Ин-т развития образования Республики Татарстан, 2020. 51 с.
10. Попов А. А., Яндукова Т. А. Роль наставничества в подготовке будущих учителей-предметников в условиях общеобразовательной организации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 3 (84). С. 156–164.
11. Шалагина Е. В., Прямикова Е. В. Проблемы профессиональной адаптации и интеграции молодых педагогов: способы поддержки // Педагогическое образование в России. 2022. № 1. С. 111–119.
Рецензия
Для цитирования:
Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Технология наставничества в системе поддержки молодого специалиста педагогического профиля. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(5):228–234. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.25
For citation:
Saenko L.А., Solomatina G.N. Mentoring technology in the system of support for a young specialist of a pedagogical profile. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(5):228–234. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.25