Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Понятийный аппарат проблемы выбора педагогических инструментов обучения математике в условиях реализации ФГОС

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.26

Аннотация

Введение. В современных условиях перед учителем стоят новые задачи и вызовы, связанные с достижением современных образовательных результатов. Среди них – отбор и применение эффективных педагогических инструментов, составляющих технологическую основу методики обучения предмету. Анализ литературы и образовательной практики показывает наличие у учителей математики общеобразовательных школ методологических дефицитов в данной сфере. Для их преодоления необходимо в первую очередь определить основные понятия, имеющие отношение к проблеме выбора педагогических инструментов обучения математике. Цель. Формирование понятийного аппарата проблемы выбора педагогических инструментов обучения математике в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Материалы и методы. Исследование построено на анализе нормативных документов и научной литературы для выделения ключевых понятий. Также использовались: метод понятийного аппарата, предполагающий сопоставление выделенных понятий в трудах различных ученых; систематизация и обобщение результатов научного поиска; авторская интерпретация основных категорий дидактики в контексте проблемы выбора педагогических инструментов обучения математике в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Результаты и обсуждение. На основе теоретического исследования был выделен список ключевых понятий, связанных с проблемой выбора педагогических инструментов обучения математике. Проведен анализ имеющихся подходов к их определению в историческом ракурсе и в современной дидактике. Даны трактовки всех выделенных терминов в соответствии с принципами системности, соответствия базовым общеметодическим категориям, дефинитивности, соответствия актуальным запросам педагогической науки и практики, предметной определенности, прогностичности. Проведен анализ согласованности заявленных дефиниций с имеющимися результатами в дидактике и методике обучения математике. Заключение. По итогам проведенного исследования был сделан вывод о том, что описанный понятийный аппарат станет методологической основой для проведения исследования по диагностике готовности педагогов к осознанному выбору педагогических инструментов обучения математике. 

Об авторах

О. В. Тумашева
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия

Ольга Викторовна Тумашева – кандидат педагогических наук, доцент, сотрудник кафедры математики и методики обучения математике

Scopus ID: 57209204781

д. 89, ул. А. Лебедевой, Красноярск, 660049



О. В. Берсенева
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия

Олеся Васильевна Берсенева – кандидат педагогических наук, доцент, сотрудник кафедры математики и методики обучения математике

Scopus ID: 57205328487

д. 89, ул. А. Лебедевой, Красноярск, 660049



М. Б. Шашкина
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия

Мария Борисовна Шашкина – кандидат педагогических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой математики и методики обучения математике 

Scopus ID: 57219266587

д. 89, ул. А. Лебедевой, Красноярск, 660049



Список литературы

1. Абыканова Б., Бекова Г., Мырзагерейкызы Г. Методы и подходы интерактивном обучении // Вестник Атырауского университета им. Х. Досмухамедова. 2020. Т. 57. № 2. С. 49–56.

2. Алтыникова Н. В., Музаев А. А. Оценка предметно-методических компетенций учителей: апробация единых федеральных оценочных материалов // Психологическая наука и образование. 2019. № 24 (1). С. 31–41. DOI:10.17759/pse.2019240102.

3. Ахметова Д. З., Челнокова Т. А. Понятийный аппарат инклюзивного образования как инновационного явления в образовательном пространстве России // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. 484 с.

4. Васильева А. В. Формирование понятийного аппарата предметной области интерактивного обучения (в педагогике и методике) // Непрерывное образование: XXI век. 2021. №. 1 (33). DOI: 10.15393/ j5.art.2021.6664.

5. Вербицкий А. А., Трунова Е. Г. Проблема адекватности понятийного аппарата современного образования // Педагогика. 2017. № 87. С. 3–15.

6. Вьюнова Д. С., Швец Тэнэта-Гурий О. А. К вопросу о применении понятий «педагогическая технология» и «методика обучения» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 3. С. 78–83. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-3-78-83.

7. Горохова Н. А., Кулаковская М. В. Проблема выбора педагогической технологии в образовании // The Scientific Heritage. 2019. № 41-4 (41). C. 18–20.

8. Горшков О. А., Дорофеев А. В. Реализация метапредметного подхода на уроках математики в основной школе // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2021. № 4 (61). С. 179–183.

9. Денищева, Л. О., Савинцева Н. В., Сафуанов И. С. и др. Особенности формирования и оценки математической грамотности школьников // Science for Education Today. 2021. Т. 11. № 4. С. 113–135. DOI: 10.15293/2658-6762.2104.06.

10. Жабборов Х. Х., Арслонов У. У., Бурханова Ш. И. К. Актуальные проблемы преподавания математики и пути их решения // Проблемы педагогики. 2021. № 6 (57). C. 57-61.

11. Лю Ф., Дружинина М. В. Перевод и классификация понятий образовательных технологий в Китае и России. Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN320.pdf [дата обращения: 14.06.2023].

12. Богданова Ю. С., Михалкина Е. А. Некоторые методические рекомендации по организации процесса формирования и оценивания УУД учащихся профильной школы // Вестник науки. 2023. Т. 4. № 1 (58). С. 125–128.

13. Мозелова И. В., Микова С. С. Понятия «методика», «метод», «технология», «подход» и «прием» в лингводидактике // Рема. Rhema. 2022. № 1. С. 86–108. DOI: 10.31862/2500-2953-2022-1-86-108.

14. Петунин О. В. Профессиональные затруднения педагога при внедрении ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24061 [дата обращения: 10.06.2023].

15. Позднякова Е. В., Малышенко Г. А. Метапредметные задания как средство развития универсальных учебных действий поколения альфа в процессе математической подготовки в 5–9 классах // Наука и школа. 2022. № 6. С. 216–231.

16. Рябов В. А., Галанова Р. Ю., Шитова О. А. и др. Образовательные технологии достижения метапредметных результатов всероссийских проверочных работ // Школьные технологии. 2021. № 6. С. 103–108.

17. Сергеева М. Г., Баталов А. А. Роль педагогических технологий в подготовке востребованного на рынке труда специалиста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 225–228.

18. Стрельчук Е. Н. Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятия в российской и зарубежной педагогике // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 10–19. DOI: 10.32744/pse.2019.1.1.

19. Сухотинова А. С. Обзор содержания педагогических исследований по проблеме методов обучения в советской педагогической теории и практике // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогические науки. Образование. 2021. Т. 64. № 2. С. 99–104.

20. Титова Е. В. Методологический потенциал концепции коллективного творческого воспитания // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 1(191). С. 88–96.

21. Тумашева О. В., Шашкина М. Б. Биконтекстные задания как инструмент формирования и мониторинга читательской грамотности при обучении математике // Математика в школе. 2020. № 6. С. 30–36.

22. Тумашева О. В., Шашкина М. Б. Методические затруднения учителей математики в современной школе // Научно-педагогическое обозрение. 2022. № 6 (46). С. 28–38.

23. Тюгаева Н. А. Методы обучения и психолого-педагогические технологии: сущность, тенденции развития // Человек: преступление и наказание. 2019. Т. 27 (1–4). № 3. С. 366–379. DOI: 10.33463/19999917.2019.27(1-4).3.366-379.

24. Хайбулаев М. Х., Валиева Р. В., Салманова Д. А. и др. Сущность и структура педагогических технологий // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 1–2. С. 101–108. DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-101-108.

25. Abramovich S., Grinshpan A. Z., Milligan D. L. Teaching mathematics through concept motivation and action learning // Hindawi Education Research International. 2019. No. 2019. DOI: 10.1155/2019/3745406.

26. Anthamatten P., Bryant L. M. P., Ferrucci B. J., Jennings S. Theobald R. Giant maps as pedagogical tools for teaching geography and mathematics // Journal of Geography. 2018. No. 117:5. Pp. 183–192. DOI: 10.1080/00221341.2017.1413413.

27. Carbajal R. M., Angulo C. V. Role playing games for mathematics education // Education in the Knowledge Society. 2019. No. 20. Pр. 7–13.

28. Delgado-Rebolledo R., Zakaryan D. Relationships between the knowledge of practices in mathematics and the pedagogical content knowledge of a mathematics lecturer // International Journal of Science and Mathematics Education. 2020. No. 18. Р. 567–587. DOI: 10.1007/s10763-019-09977-0.

29. Helsa Yu., Darhim D., Juandi D., Turmudi T. Blended learning in teaching mathematics // AKSIOMA: Jurnal Program Studi Pendidikan Matematika. 2021. Vol. 10. No. 2. Pр. 733–743. DOI: 10.24127/ajpm. v10i2.3447.

30. Nand K., Baghaei N., Casey J., Barmada B., Mehdipour F., Liang H. N. Engaging children with educational content via Gamification // Smart Learning Environments. 2019. No. 6. DOI: 10.1186/s40561-019-0085-2.


Рецензия

Для цитирования:


Тумашева О.В., Берсенева О.В., Шашкина М.Б. Понятийный аппарат проблемы выбора педагогических инструментов обучения математике в условиях реализации ФГОС. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(5):235–245. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.26

For citation:


Tumasheva O.V., Berseneva O.V., Shashkina M.B. Concept apparatus of choosing pedagogical tools for teaching mathematics in the conditions of the implementation of the of the federal state educational standard. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(5):235–245. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.26

Просмотров: 139


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)