Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Цифровые технологии налогового контроля в общей концепции цифровизации государственных органов: мировой опыт, российский опыт

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.13

Аннотация

Введение. Цифровые технологии стали частью повседневной жизни большинства людей, и они стали ожидаемым элементом взаимодействия как с предприятиями, так и с государственными и муниципальными органами. Это открыло мир цифровых государственных услуг, чтобы обеспечить простой онлайн-опыт в сочетании с эффективностью и инновациями для каждого гражданина, что позволяет каждому человеку свободно общаться с государственными органами и получать доступ к необходимой информации одним нажатием кнопки. Часы ожидания в длинных очередях превратились в онлайн-формы с выпадающими меню и простыми инструкциями. Стало возможным получить доступ к нужным вам данным, не выходя из дома или на ходу с помощью смартфона. Цель. Выделение проблем и перспектив применения суперсервисов налоговой службы налогоплательщиками и самими налоговыми органами. Материалы и методы. Исследование построено на анализе цифровой среды, цифрового налогового поля. Использованы следующие методы: монографический, статистическая группировка, сравнительный и субъектно-объектный анализ. Результаты и обсуждение. В процессе исследования выполнено структурирование информации, касающейся всех аспектов цифровизации налогового администрирования в современных условиях, высказаны предложения по развитию цифрового налогового контроля, которые могут применяться при реализации проекта цифровой трансформации государственных услуг для населения, сформулированы «точки роста» дружественного цифрового поля для налогоплательщиков. Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что цифровое правительство – это общий административный процесс, связанный с предоставлением открытых и эффективных услуг населению с помощью цифровых технологий. Работа правительства по цифровой трансформации – это больше, чем просто размещение форм в Интернете; она включает в себя оценку потребностей и интересов своих граждан и соответствующую адаптацию. Взаимодействие, обеспечиваемое государственными цифровыми услугами, может осуществляться в рамках трех основных категорий: между государственным учреждением или внутри него и другим государственным учреждением, между правительством и гражданином или между правительством и бизнесом. 

Об авторах

В. В. Рощупкина
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Виолетта Викторовна Рощупкина – доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита

Researcher ID ISB-5189-2023

д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017



М. В. Рощупкин
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Матвей Валентинович Рощупкин – бакалавр по направлению «Экономика», профиль «Международные финансы» 

д. 49/2, Ленинградский проспект, Москва, 125167

 



Список литературы

1. Рощупкина В. В. Чат-бот государственных органов – виртуальный помощник предпринимателя: сб. избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2021. С. 106-107.

2. Клушина Н. П., Рощупкина В. В. Социальный предприниматель – субъект цифрового пространства // Современные вызовы и реалии экономического развития России: сб. материалов VII Международной научно-практической конференции (Ставрополь, 6–9 октября, 2021 года). Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2021. С. 315–317.

3. Клушина В. В., Рощупкина В. В. Модель партнерского взаимодействия предпринимателя и налогового органа с позиции клиентоцентричности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 8-2. С. 181–185. DOI: 10.17513/vaael.1827.

4. Концепция использования ИТ в работе федеральных органов // Российская газета [Дата обращения: 02 июня 2023 г.].

5. Цинделиани И. А. Совершенствование налогового контроля в условиях цифровизации // Правоприменение. 2022. Т. 6. № 1. С. 77–87.

6. Реунова Л. В., Мамиек Л. В. Развитие налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Новые технологии. 2021. Т. 17. № 4. С. 103–110.

7. Горелик И. В. Цифровые возможности администрирования единого сельскохозяйственного налога // Современные вызовы и реалии экономического развития России: сб. материалов VII Международной научно-практической конференции (Ставрополь, 6–9 октября, 2021 года). Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2021. С. 114–116.

8. Рощупкина В. В. Цифровизация ресурсов налоговой службы в вопросах администрирования обложения имущества предпринимателей // Кластеризация цифровой экономики: глобальные вызовы: сб. трудов национальной научно-практической конференции с зарубежным участием: в 2 т. Т 2 / под ред. Д. Г. Родионова, А. В. Бабкина. 2020. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. С. 209–218. DOI: 10.18720/IEP/2020.5/26.

9. Кузьмин И. В. Налоговый мониторинг – цифровизация налогового контроля // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2020. № 2. С. 70–75.

10. Латышкина Д. Е. Некоторые современные аспекты цифровизации налогового контроля // Modern Science. 2020. № 1-1. С. 144–148.

11. Лев М. Ю. Налоговое администрирование как механизм укрепления экономической безопасности налоговой системы государства // Экономическая безопасность. 2022. Т. 5. № 2. С. 525-546.


Рецензия

Для цитирования:


Рощупкина В.В., Рощупкин М.В. Цифровые технологии налогового контроля в общей концепции цифровизации государственных органов: мировой опыт, российский опыт. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(5):118–124. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.13

For citation:


Roshchupkina V.V., Roshchupkin M.V. Digital technologies of tax control in the general concept of digitalization of the state: international experience, Russian experience. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(5):118–124. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.13

Просмотров: 146


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)