Комплекс упражнений для формирования профессиональных иноязычных умений обучающихся технического вуза
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.22
Аннотация
Введение. Перед высшими учебными заведениями стоит задача по формированию специалиста современности, который обладает не только профессиональными званиями и умениями, но и владеет, по меньшей мере, одним иностранным языком. Профессиональные иноязычные умения необходимы для взаимодействия с иностранными коллегами, работы с научно-технической литературой, патентами, мануалами, характеристиками, инструкциями и т. п. Для формирования профессиональных иноязычных умений обучающихся технического вуза необходим чёткий план с определённым набором (комплексом) упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Так как половина учебного времени выделяется на самостоятельное обучение, то данный комплекс должен быть также ориентирован на самостоятельное выполнение как дома, так и в аудитории. Цель. Выделение комплекса упражнений для формирования профессиональных иноязычных умений обучающихся технического профиля. Материалы и методы. Для проведения исследования использовались теоретические (контент-анализ литературы по теме исследования, обобщение, систематизация) и эмпирические (опрос, анкетирование, тестирование, собеседование) методы исследования. Результаты и обсуждение. В исследовании представлены результаты педагогического эксперимента с целью проверки эффективности разработанного комплекса упражнений. Отличительная особенность данного исследования состоит в том, что предложен структурированный подход к процессу формирования профессиональных иноязычных умений обучающихся технического вуза. Данный подход позволяет повысить эффективность обучения, систематизировать работу преподавателя и обучающихся. Заключение. Представленный комплекс упражнений для формирования профессиональных иноязычных умений обучающихся технического профиля позволяет наиболее эффективно и в более краткий срок сформировать иноязычные коммуникативные компетенции обучающихся.
Ключевые слова
Об авторах
А. И. МезенцеваРоссия
Анна Игоревна Мезенцева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дидактика, методики и технологии обучения»
Researcher ID: AAY-9199-2021, AuthorID 620423
д. 33, ул. Университетская, Севастополь, 299053
С. А. Маврин
Россия
Сергей Анатольевич Маврин – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информационной безопасности
Scopus ID: 58246092100, Researcher ID: GSE-3666-2022
д. 33, ул. Университетская, Севастополь, 299053
Список литературы
1. Собинова Л. А., Поздеева С. И. Комплекс упражнений по организации обучения профессионально ориентированному иноязычному чтению студентов технического вуза с использованием электронного учебного пособия // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 1(11). С. 86–91.
2. Барышников Н. В. Профессиональная межкультурная коммуникация: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2010. С. 112–116.
3. Вейзе А. А. Решение речемыслительных задач при работе с иноязычным текстом // Проблемность в обучении иностранным языкам в вузе: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1994. С. 112–115.
4. Джапарова Э. К., Мезенцева А. И. Практический курс английского языка для инженерных специальностей: учебное пособие. Ч. 1. Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2020. 173 с.
5. Собинова Л. А. Содержание методики обучения профессионально ориентированному иноязычному чтению студентов технического вуза с использованием электронного учебного пособия // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1(178). С. 93–97. DOI 10.23951/1609-624X-2017-1-93-97
6. Рубо И. Г. К вопросу о психологической характеристике стратегий чтения научного текста // Иностранный язык для специалистов. Психологические, методические, лингвистические аспекты. М., 1990. С. 3–10.
7. Мезенцева А. И., Михайлова A. Г. Информационные технологии в преподавании профессионально ориентированного технического английского языка: монография. М.: РУСАЙНС, 2023. 78 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Российское образование: федерал, портал. URL: httр://www.еdu.ru (дата обращения: 09.10.2022)
Рецензия
Для цитирования:
Мезенцева А.И., Маврин С.А. Комплекс упражнений для формирования профессиональных иноязычных умений обучающихся технического вуза. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(5):188–205. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.22
For citation:
Mezentseva A.I., Mavrin S.A. A set of exercises to develop professional foreign language skills of technical university students. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(5):188–205. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.22