Досуговая педагогика Яна Амоса Коменского
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.18
Аннотация
Введение. В статье представлен ретроспективный анализ становления досуговой педагогики Коменского, которая характеризуется как образование, нацеленное на восприятие мира человека в качестве ценного и духовного. Цель статьи – мотивация педагогов внешкольного образования, чтобы они, по словам Коменского «следовали за ним», обогатили свою работу его идеями. Эти идеи являются конструктивным дополнением к уже существующим источникам, которые оказались жизненно важными, функциональными и выдержали проверку временем. Материалы и методы исследования. В работе проанализированы отдельные научные труды через призму специфики педагогики досуга. Результаты и обсуждение. Отмечается, что педагогика досуга Коменского рассматривается как воспитание и имеет философско-религиозное измерение. Педагогика досуга ориентирована на понимание, что есть человек. В жизни человека всё должно быть сбалансировано, должны чередоваться труд и отдых. Досуг – это время для творчества и образования. Заключение. По итогам исследования можно сказать, что педагогическое наследие чешского педагога и философа Яна Амоса Коменского в области педагогики досуга не отделяется от его взглядов на содержание, формы и методы воспитания в обучении. Они органично вписываются в процесс воспитания вне школы в свободное время, являясь важной составляющей его неустаревающей дидактической теории и в настоящее время.
Ключевые слова
Об авторе
С. В. АсриеваРоссия
Снежана Вячеславовна Асриева – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности, режиссуры театрализованных представлений и актерского искусства
д. 8, ул. Румянцева, Смоленск, 214019
Список литературы
1. Ачесон Р. Следы Коменского в Америке: 1635–1735 // Бюллетень Канадского общества коменских исследований. КОМЕНСКИЙ. 1997. Т. 5, № 2. С. 11–20.
2. Alt R. Herkunft und Bedeutung des «Orbis Pictus» – Ein Beitrag zur Geschichte des Lehrbuches // Alt R. Pädagogische Werke. Group 2. Berlin: VWVV, 1970. S. 183–222.
3. Beer J. Panlottia und die Idee einer Universalsprache / W. Korthaase, S. Hauff, A. Fritsch (Hrsg.) // Comenius und der Weltfriede. Berlin: Deutsche Comenius-Gesellschaft, 2005. S. 208-227.
4. Грохольская О. Г. Педагогические идеи Яна Амоса Коменского и их современное прочтение // История и педагогика естествознания. 2017. № 4. С. 40–44.
5. Коменский Я. А. Избранные педагогические произведения: в 2 т. / под ред. В. Пискунова. Т. 1. М., 1982. 300 с.
6. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / сост.: В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М., 1987. 430 с.
7. Корнетов Г. Б. Ян Амос Коменский и возникновение педагогической науки // Историко-педагогический журнал. 2017. № 1. С. 13–21.
Рецензия
Для цитирования:
Асриева С.В. Досуговая педагогика Яна Амоса Коменского. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(5):160–164. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.18
For citation:
Asrieva S.V. Leisure pedagogy of John Amos Comenius. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(5):160–164. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.18