Образовательная система Якутии: как преодолеть негативное влияние факторов среды
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.24
Аннотация
Введение. Масштабность территории России, неоднородность ее ландшафтов, многообразие культуры и традиций народов многонациональной страны, особенности социально-экономического развития регионов обусловливают актуальность проблемы осмысления влияния среды на развитие региональных и территориальных образовательных систем. Острота проблемы наиболее ярко выражается в условиях роста неопределенности среды, динамичных геополитических изменений в мире. Цель. Выявление специфики региональной системы образования Республики Саха (Якутия), ее кадрового, научного задела, потенциальных возможностей роста и проблем, связанных с факторами среды. Материалы и методы. Исследование построено на анализе мастер-плана Якутска, материалов стратегических сессий и экспертных дискуссий о приоритетах развития образования на Дальнем Востоке, проходивших в 2021–2023 гг. Результаты и обсуждение. В ходе работы обнаружено, что факторы среды обусловливают разнообразие моделей развития территориальных и региональных образовательных систем. В условиях формирования суверенной системы образования России, усиления самостоятельности образовательных организаций, роста общественного запроса на системные изменения в образовании актуальность учета внешних факторов в управлении развитием образования значительно возрастает. Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что управление развитием региональной образовательной системы предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач, направленных на снижение барьеров доступности образования, переход от стратегии локальных изменений на системные преобразования, построенные на программной основе.
Об авторе
В. М. СаввиновРоссия
Василий Михайлович Саввинов – кандидат педагогических наук, проректор по стратегическому развитию
Scopus ID: 57192165130, ResearcherID Web of Science: AAS-3307-2021
д. 58, ул. Белинского, Якутск, 677000
Список литературы
1. Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов / Д. В. Козлов, Д. П. Платонова, О. В. Лешуков. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 32 с. (Современная аналитика образования. № 4 (12)).
2. Глава Якутии рассказал об оттоке IT-специалистов из республики. РИА Новости, 17 июня 2022 г. URL: https://ria.ru/20220617/ottok-1795957140.html (дата обращения: 25.07.2023).
3. Доступность высшего образования в регионах России / А. Д. Громов, Д. В. Платонова, Д. С. Семенов, Т. Л. Пырова. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 32 с. (Современная аналитика образования. № 8).
4. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2022 года. Республика Саха (Якутия). URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2022/_vpo/material.php?type=2&id=11107 (дата обращения: 24.07.2023).
5. Калаврий Т. Ю., Романова Е. В. Особенности реакции российского студенчества на дистанционное обучение в условиях карантина (на примере Республики Саха (Якутия)) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. 2020. № 1(17). С. 13–22.
6. Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство Вып. 7 (67): Современная аналитика образования. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 78 с. (Современная аналитика образования. № 7 (67)).
7. «От Волги до Енисея…»: образовательная миграция молодежи в России / Н. К. Габдрахманов, Н. Ю. Никифорова, О. В. Лешуков. М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 48 с.
8. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России / О. В. Лешуков, Д. Г. Евсеева, А.Д. Громов, Д. П. Платонова. М : НИУ ВШЭ, 2017. 78 с. (Современная аналитика образования. №3 (11)).
9. Петросянц Д. В. Современные методы оценки эффективности деятельности университетов: монография. М.: Проспект, 2022. 176 с.
10. Публичный отчет Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) за 2021 год. URL: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS--/ publichnye-doklady-mo-rsja (дата обращения: 25.07.2022).
11. Перечень востребованных и перспективных на рынке труда Республики Саха (Якутия) профессий, специальностей и направлений подготовки, требующих среднего профессионального образования и высшего образования: Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 ноября 2022 года №1070-р (с изменениями на 23 марта 2023 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/406286693?marker (дата обращения: 1.08.2023)
12. Роль университетов в обеспечении территориальной связанности России в меняющемся мире: итоговый доклад по II Форуму «Университеты и развитие геостратегических территорий России», Якутск, 10–12 июня 2022 года Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, 2022. 132 с.
13. Саввинов В. М. Модель оценки управления развитием территориальной образовательной системы в условиях гетерогенности среды // Управление образованием: теория и практика. 2018. № 1(29). С. 14–22.
14. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока России: тенденции, проблемы, подходы к управлению пространственным развитием / отв. ред. Е. Б. Веприкова. Хабаровск: ФАНУ «Востокгосплан», 2021. 288 с.
Рецензия
Для цитирования:
Саввинов В.М. Образовательная система Якутии: как преодолеть негативное влияние факторов среды. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(5):217–227. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.24
For citation:
Savvinov V.M. The educational system of Yakutia: overcoming the challenges. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(5):217–227. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.24