Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск
№ 4 (2025)
Скачать выпуск PDF

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

9-17 40
Аннотация

   Введение. Существующие в промышленности электрические машины, являясь ключевыми элементами энергетических систем, подвержены внутренним повреждениям, таким как витковые замыкания, деградация изоляции, дисбаланс магнитных полей и механический износ. Традиционные методы диагностики, основанные на анализе вибраций, тепловых характеристик или статических электрических параметров, зачастую недостаточно чувствительны для раннего обнаружения скрытых повреждений, особенно в условиях нестационарных режимов работы и влияния внешних помех. В последние годы акцент смещается в сторону интеллектуальных систем мониторинга, использующих цифровую обработку сигналов и методы машинного обучения. В связи с ограничениями, связанными с непараметрической априорной неопределённостью, особый интерес представляют адаптивные алгоритмы идентификации, способные динамически подстраиваться под изменяющиеся условия работы машины, а также интегрировать дополнительную априорную информацию: исходные данные, экспертные оценки, физические модели процессов.

   Цель. Разработать методы адаптивной идентификации и декомпозиции сигналов для раннего обнаружения витковых замыканий в обмотке ротора синхронных генераторов, обеспечивающие повышение точности диагностики и предотвращение аварийных режимов.

   Материалы и методы. Исследование построено на анализе сигналов с датчиков магнитного поля рассеяния, полученных при различных режимах работы синхронного генератора (холостой ход, нагрузка 25–100 %) и имитации витковых замыканий (1,2–17,2 % витков), с применением адаптивных алгоритмов идентификации, декомпозиции и обработки данных 12-битным АЦП (частота дискретизации 10 кГц).

   Результаты и обсуждение. Использование данных с магнитометрических датчиков и декомпозиции сигналов позволило достичь порога обнаружения повреждений в 2,7 % от общего числа витков, что подтверждает практическую значимость подхода. Коэффициенты разложения для положительной и отрицательной полуволн сравниваются через интегральный критерий несимметрии.  Эксперименты показали, что при замыкании 4 % витков значение возрастает с 1,3 % до 3,7 %, а при 17,2 % – до 13,5 %.

   Заключение. Сочетание адаптивных алгоритмов и априорной информации создает мощный инструмент для решения разнообразных задач, требующих гибкости и точности. Априорная информация служит своего рода концептуальным ядром, объединяющим экспертные знания и данные, которое помогает адаптивным алгоритмам становиться более умными и эффективными.

18-26 25
Аннотация

   Введение. В работе предлагается модель оценки эффективности проведения технического обслуживания и ремонтов (ТОиР), базирующаяся на расчетах надежности системы электроснабжения (СЭС) после проведения восстановительных работ (ремонтов) с учетом математического ожидания ущерба от недоотпуска электроэнергии у потребителей. Так как ущерб является локальной характеристикой последствия возникшего отказа (неисправности, аварии), то он привязан к конкретному потребителю или группе потребителей, т. е. к определенному объекту. В качестве таких объектов выступают или подстанции, или крупные потребители.

   Цель. Для проверки работоспособности модели провести расчеты по оценке влияния на надежность электроснабжения.

   Материалы и методы. Для того чтобы проверить работоспособность предложенной модели, с ее помощью были проведены расчеты по оценке влияния на надежность электроснабжения участка Южного филиала городских электрических сетей г. Новосибирска. В него вошли две подстанции и три наиболее крупных потребителя юго-восточной части Центрального и части Октябрьского районов города Новосибирска.

   Результаты и обсуждение. Были проведены расчеты надежности СЭС до и после проведения ремонтно-восстановительных работ. С учетом выделенных средств на ремонт уровень надежности может быть повышен на 1 % у выбранных потребителей за различные временные сроки.

   Заключение. Было показано в цифрах, что в СЭС с изношенным оборудованием восстановление надежности требует как более частого ремонтного обслуживания, так и увеличенных ремонтных издержек. Так как данные результаты получены расчетным путем и обладают объективными количественными характеристиками, то может быть эффективно решена задача о дозировках корректирующих воздействий на различных объектах СЭС.

27-41 21
Аннотация

   Введение. Бурное развитие дистанционного управления и цифровых технологий в энергетике являются двигателем внедрения новых подходов и методов в управлении энергосистемой. Одно из направлений развития энергетического комплекса – повышение его устойчивости и надежности. Для выполнения этой задачи в данной работе разработаны технические решения, направленные на повышение эффективности фазоповоротного комплекса с тиристорным управлением и интеграцию устройства в структуру электрической сети. Благодаря тиристорному управлению стало возможным погружение данного комплекса в структуру дистанционного управления энергосистемой, что позволяет задействовать его при оперативном и противоаварийном управлении. Разработанные решения являются актуальными в настоящее время.

   Цель. Исследование существующих фазоповоротных комплексов и разработка схемы и алгоритма тиристорного управления.

   Материалы и методы. Исследование построено на анализе работы существующих фазоповоротных систем и их алгоритмов управления, создании модели в программных комплексах MatLAB и RastrWin3 и исследования их влияния на параметры электроэнергетического режима.

   Результаты и обсуждение. В ходе работы обнаружены существенные преимущества тиристорной системы управления, позволяющие внедрять фазоповоротный комплекс в структуру сложной сети сверхвысокого напряжения, а также использовать данный комплекс при противоаварийном управлении.

   Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что разработанный фазоповоротный комплекс с тиристорным управлением эффективно регулирует перетоки активной мощности по сети сверхвысокого напряжения, повышает устойчивость энергосистемы и повышает надежность работы сетевого оборудования. По итогам проведенных исследований, намечены дальнейшие цели по разработке методов повышения устойчивости за счет применения фазоповоротных комплексов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

42-53 23
Аннотация

   Введение. В условиях цифровой трансформации и глобальных изменений в бизнес-среде компании стремятся внедрять инновационные подходы к управлению. Одним из таких подходов является самоуправление, ориентированное на децентрализацию власти, повышение автономии сотрудников и улучшение взаимодействия внутри организации.

   Цель. Проанализировать опыт внедрения моделей самоуправления на примере компании Mindbox, описать их ключевые аспекты и предложить практические рекомендации для коммерческих организаций.

   Материалы и методы. Исследование построено на анализе опыта компании Mindbox, включая используемые подходы, такие как социократия, холакратия и клиентократия. Применены методы описательного анализа, сравнительного исследования и систематизации данных.

   Результаты и обсуждение. В ходе исследования выявлены ключевые этапы внедрения самоуправления, включая трансформацию корпоративной культуры, использование прозрачных процедур принятия решений и адаптацию сотрудников к новым ролям. Показана экономическая эффективность подходов: снижение затрат на менеджмент и рост вовлеченности сотрудников. Установлено, что такие модели способствуют повышению гибкости процессов и удовлетворенности клиентов.

   Заключение. Результаты анализа подтверждают, что модели самоуправления при правильной адаптации могут быть успешно внедрены в российских компаниях, обеспечивая их устойчивость в условиях динамичных изменений. Представленные рекомендации могут быть полезны как для практиков, так и для исследователей в области управления.

54-61 20
Аннотация

   Введение. Современные условия функционирования промышленности характеризуются необходимостью повышения устойчивой экономической эффективности предприятий на фоне цифровой трансформации и усиления конкуренции. Актуальность приобретает интеграция инструментов бережливого производства и цифровизации, обладающая потенциалом синергетического эффекта.

   Цель. Провести системный анализ влияния инструментов бережливого производства и цифровых технологий на ключевые показатели экономической эффективности промышленного предприятия и выявить эффекты интеграции.

   Материалы и методы. Методологическую основу составили труды отечественных и зарубежных авторов. Применены методы системного и сравнительного анализа, а также практический подход на основе данных кейс-стадий, аналитических отчетов и прикладных исследований.

   Результаты и обсуждение. Установлено, что такие инструменты бережливого производства, как стандартизация, 5S, VSM, SMED и визуализация, оказывают направленное влияние на производственные и ресурсные метрики: производительность труда, фондо- и материалоотдачу, себестоимость и рентабельность. Цифровые технологии (IoT, Big Data, AI, цифровые двойники) усиливают этот эффект, обеспечивая автоматизацию процессов, оперативное управление и адаптивность системы. Интеграция подходов позволяет сформировать цифровое бережливое производство как новую парадигму управления.

   Заключение. Совместное применение бережливого производства и цифровизации обеспечивает устойчивый рост показателей экономической эффективности и формирует адаптивные производственные системы, способные к развитию в условиях цифровой экономики.

62-70 29
Аннотация

   Введение. Современный банковский сектор активно внедряет цифровые технологии, что существенно трансформирует подходы к управлению кредитными рисками. Кредитный риск, оставаясь одним из ключевых для финансовых институтов, требует применения инновационных методов оценки и контроля. Цифровизация предоставляет новые возможности, такие как искусственный интеллект, большие данные и блокчейн, однако сопровождается вызовами, включая киберугрозы и проблемы защиты данных.

   Цель. Анализ современных цифровых решений в управлении кредитными рисками, оценка их эффективности и выявление ключевых тенденций в данной области; выявление роли регуляторов, таких как Банк России, в формировании нормативной базы для внедрения инновационных инструментов.

   Материалы и методы. Использованы методы системного анализа научной литературы, нормативных документов и отчетов финансовых институтов; сравнительный и статистический анализ для оценки технологий машинного обучения, обработки больших данных и блокчейна. Эмпирическая база включает публикации в рецензируемых журналах, данные регуляторов и кейсы внедрения цифровых решений в банковской практике.

   Результаты и обсуждение. Исследование выявило, что цифровые технологии: автоматизированный скоринг, Big Data и реал-тайм мониторинг – значительно повышают точность оценки рисков и эффективность управления кредитным портфелем. Однако их внедрение сопряжено с рисками, включая неточность алгоритмов и киберугрозы. Особую роль играет интеграция искусственного интеллекта и облачных технологий, оптимизируя процессы риск-менеджмента. Регуляторная инициатива, а именно разработка единой системы данных, направлена на стандартизацию и повышение прозрачности процессов.

   Заключение. Цифровая трансформация кредитного риск-менеджмента требует комплексного подхода, учитывающего как преимущества технологий, так и сопутствующие риски. Ключевыми направлениями развития являются совершенствование аналитических инструментов, обеспечение кибербезопасности и адаптация регуляторных рамок. Результаты исследования могут быть полезны для банков и исследователей, занимающихся вопросами цифровизации финансового сектора.

71-80 19
Аннотация

   Введение. В современном мире, в условиях постоянного развития технологий и изменения потребностей рынка, инвестиции в альтернативную энергетику играют значимую роль для эффективной деятельности как организаций, так и государства в целом. Развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) способствует не только обновлению и расширению производственных процессов, но и формированию устойчивой энергетической базы, что в конечном итоге ведет к устойчивому экономическому росту. Вложение капитала в сектор ВИЭ в России открывает новые перспективы для экономики, повышает уровень энергетической независимости и снижает негативное воздействие на окружающую среду. Актуальность данного направления подчеркивается растущим интересом к экологии и необходимости перехода на безуглеродные технологии. Инвестиции в альтернативную энергетику также становятся стратегически важными для формирования инновационного климата, что положительно сказывается на объемах национального дохода регионов. Динамика развития сектора возобновляемых источников энергии влияет на такие макроэкономические параметры, как валовой внутренний продукт и национальное богатство. Таким образом, альтернативная энергетика представляет собой не только способ диверсификации экономических активов, но и важный шаг к устойчивому будущему.

   Цель. Оценка совокупной установленной мощности объектов ВИЭ-генерации в России, разработка сценариев развития возобновляемых источников энергии на период до 2035 г.

   Материалы и методы. Методологическая основа исследования включает комплекс общенаучных и специальных методов, необходимых для принятия инвестиционных решений в области альтернативной энергетики. Среди них можно выделить анализ текущих трендов на рынке возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России, оценку экономических и экологических последствий внедрения технологий альтернативной энергетики, а также изучение зарубежного опыта, который может быть адаптирован для российских условий.

   Результаты и обсуждение. В ходе научного исследования были проведены сравнительный анализ опыта формирования и развития рынка альтернативной энергетики как в России, так и за рубежом, количественная и качественная оценка динамики этого рынка и выявлены ключевые проблемы, препятствующие его росту. Были предложены меры по стимулированию развития рынка альтернативной энергетики, основанные на лучших мировых практиках и учитывающие текущие вызовы и угрозы для Российской Федерации.

   Заключение. Результаты исследования помогли выявить основные барьеры и преграды, которые могут замедлить развитие возобновляемых источников энергии в ближайшем будущем, а также обозначили необходимость инвестиций для стимулирования рынка ВИЭ.

81-87 21
Аннотация

   Введение. Экономическое развитие страны во многом зависит от состояния межрегиональных коммуникаций бизнеса, поскольку именно бизнес-сотрудничество сегодня является основной движущей силой, способной противостоять замиранию внешнеторговых обменов, инвестиционных процессов, построению новых логистических цепочек.

   Цель. Разработать модель платформизации агентов рынка, их предпринимательской активности, финансовой успешности, их практик в сегменте G2B.

   Материалы и методы. Исследование построено на энвайроментальном подходе (environmental approach) в контексте межрегиональных отношений и взаимодействия агентов экономики регионов страны.

   Результаты и обсуждение. В ходе работы обнаружена функциональная взаимосвязь административных ресурсов, которые будут поставлены в зависимость от эффективности делового поведения агентов экономики региона – создателей прибавочной стоимости (валового внутреннего продукта) региона.

   Заключение. По итогам проведенного исследования предложена модель цифровой платформизации деловой среды, позволяющая эффективно реализовывать текущую стратегию развития экономики региона, которая станет «площадкой» для выработки новых стратегий развития деловой среды бизнеса правительством Ставропольского края.

88-96 23
Аннотация

   Введение. В нынешней экономической ситуации, характеризующейся продолжительными санкционными мерами, неизбежно встаёт задача поиска новых направлений роста и восстановления деловых контактов. Поэтому исследование способов возвращения к нормальным экономическим отношениям приобретает особую значимость. Отмена американских санкций способна существенно изменить рыночные условия – от динамики обменных курсов до масштабов международного товарообмена. В данной обстановке актуально изучать влияние возобновления торговых связей на изменение валютных курсов и усиление роли России на глобальной арене. Эти процессы ока;ут прямое воздействие на принятие инвестиционных решений, уровень доверия зарубежных инвесторов и общий рейтинг нашей страны среди международных торговых партнеров.

   Цель. Анализ последствий снятия американских санкций включает изучение воздействия таких перемен на динамику валютных рынков и международную торговлю, что способно существенным образом повлиять на инвестиционную среду и перспективы дальнейшего экономического роста государства.

   Материалы и методы. Методология исследования основана на сочетании количественного и качественного подходов, включающих экономико-статистическое изучение исторической информации и аналитические заключения экспертов относительно сегодняшней обстановки в мировой экономике.

   Результаты и обсуждение. В процессе данного исследования проведен сопоставительный анализ эффекта, вызванного снятием американских санкций, на состояние валютных курсов и международные взаимоотношения. Оценка изменения валютных котировок помогла определить важнейшие обстоятельства, влияющие на стабильность и волатильность национальных денежных единиц. Анализ выявил ключевую проблему – отсутствие стабильности в международных отношениях, которое оказывает непосредственное воздействие на ситуацию на финансовых рынках.

   Заключение. Итоги проведенного исследования показали основные трудности и преграды, препятствующие быстрому восстановлению экономических взаимосвязей после отмены американских санкций, а также их возможное воздействие на валютные курсы и международные отношения в ближайшей перспективе. Одним из главных выводов стала важность привлечения инвестиций для ускорения и укрепления указанных рыночных процессов. Финансовые вложения стимулируют экономическое развитие и укрепляют международное партнерство, что положительно отразится на динамике валютных курсов и общей финансовой устойчивости.

97-106 19
Аннотация

   Введение. Развитие любой социально-экономической системы региона основывается на изучении различных методов и привлечении региональных теорий, объясняющих разные направления функционирования региона. В данной работе используется методология региональных исследований социально-экономического развития регионов на основе метода линейного масштабирования показателей.

   Цель. Провести сопоставительный анализ рассматриваемых регионов по блокам показателей, входящих в разработанную методику оценки комплексного социально-экономического развития региона.

   Материалы и методы. Исследование построено на обосновании концепции комплексного регионального развития, её наиболее значимых компонентов и проведении сопоставительного анализа уровней комплексного развития ряда территорий, входящих в состав Южного федерального округа.

   Результаты и обсуждение. Анализ уровней комплексного развития регионов проведен на основе сопоставления 13 индикаторов, объединенных в четыре укрупнённых блока. На основании проведенного сопоставления было выявлено, что большое влияние на развитие регионов имеют индикаторы «ВРП на душу населения», «Индекс производительности труда» и «Объём жилищного строительства». Регионами с наиболее высокими темпами роста интегральной оценки комплексного развития являются территории Республики Крым, г. Севастополя, Краснодарского края, Астраханской и Ростовской областей.

   Заключение. Сопоставительный анализ уровней комплексного развития регионов предполагает оценку и сравнение по показателям эффективного использования ресурсов регионального развития, сбалансированности структуры экономики с целью повышения потенциала экономического развития, развития социальной инфраструктуры и развития системы регионального менеджмента. Это позволяет получить объективную картину экономического положения регионов и определить диспропорции и неиспользованные возможности экономического роста.

107-115 22
Аннотация

   Введение. Банковская система как основное звено финансово-кредитной системы выступает важнейшим элементом воспроизводственной структуры экономики: кредитные институты организуют движение и перераспределение денежных и капитальных ресурсов экономики. От эффективной работы банковской системы во многом зависит процесс формирования структуры экономики в соответствии с требованиями времени.

   Цель. Разработать мероприятия по улучшению формирования депозитной политики банков с помощью создания нового инструментария.

   Материалы и методы. Применяются математический, сравнительный, коэффициентный, факторный методы анализа, которые оказывают влияние на формирование эффективной депозитной политики банка.

   Результаты и обсуждение. Кредитно-банковская система на современном этапе ее развития испытывает влияние структурных изменений в экономике страны. Составной частью происходящих изменений выступает усложнение институциональной структуры банковской системы, предполагающее по мере созревания объективных предпосылок появление высокоразвитых кредитных институтов. Но процесс развития затронет, в частности, и кредитные учреждения для мелких субъектов хозяйствования и индивидуальных заемщиков. В этой ситуации банковским учреждениям чрезвычайно важно разрабатывать новые, современные подходы к формированию депозитной политики, поскольку именно из привлеченных средств формируются ресурсы, которые банк направляет на другие операции с целью получения прибыли.

   Заключение. Эффективно сформированная депозитная политика банка оказывает существенное влияние на общий объем прибыли. В свою очередь, чем больше объем полученной банком прибыли, тем благоприятнее это отразится на макроэкономических процессах страны.

116-122 22
Аннотация

   Введение. На сегодняшний день существует большое количество методов конкурентного анализа, помогающие компаниям продолжать и развивать деятельность на рынке. Этот этап является одним из важнейших, на котором строится будущая стратегия развития организации. Если игнорировать анализ конкурентов, то компания на старте рискует совершить ошибки, которых можно было избежать. С другой стороны, хорошо проведенное исследование рынка дает возможность благоприятного развития, минимизируя основные риски в начале деятельности.

   Цель. Разработка метода, совершенствующего процесс проведения конкурентного анализа промышленных предприятий на примере гипсовой отрасли.

   Материалы и методы. В работе проводится исследование наиболее традиционных методов проведения конкурентного анализа. Методическую основу работы составили такие методы анализа, как: 1) SWOT-анализ [1]; 2) PEST-анализ [2]; 3) SPACE-анализ [3]; 4) модель пяти сил Портера [4]; 5) сравнительный анализ [5]; 6) исследования внутренних показателей отрасли; 7) конкурентная карта рынка [6]; 8) методика 4P [7]; 9) матрица экранизации бизнеса General Electric [8]; 10) SNW-анализ [9]; 11) прямой метод [10]; 12) косвенный метод [10].

   Результаты и обсуждение. В ходе работы было обнаружено, что предложенный метод конкурентного анализа имеет высокий уровень точности, показывающий текущее положение организации, а также позволяет разрабатывать адаптивную стратегию развития.

   Заключение. Таким образом, предложенная методика является оптимальным способом исследования любой компании промышленной отрасли. Благодаря разработанной методике конкурентного анализа можно с легкостью отследить, какие факторы конкурентоспособности являются сильными сторонами компании, а какие слабыми. На основе результатов внутреннего анализа компании можно разработать адаптивную стратегию с индивидуальным платном развития всех факторов конкурентоспособности.

123-132 23
Аннотация

   Введение. В статье приводится исследование результатов хозяйственной деятельности ГК «Россети», анализ функций подразделений исполнительного аппарата ПАО «Россети Центр» в рамках реализации концепции бережливого производства.

   Цель. Выявление направления для повышения эффективности деятельности электросетевой организации за счет внедрения бережливого производства.

   Материалы и методы. Исследование построено на анализе локально-нормативных актов ПАО «Россети Центр», оценке уровня ориентированности деятельности подразделений организации на решение задач в рамках реализации концепции бережливого производства.

   Результаты и обсуждение. Определен механизм воздействия на локальное мероприятие, основанное на бережливом производстве, среды предприятия, в которую интегрирована и не интегрирована соответствующая концепция. Основными результатами исследования стали уточнение содержания функций подразделений исполнительного аппарата ПАО «Россети Центр» в рамках реализации концепции бережливого производства, а также разработка нормативных и организационных основ обеспечения адаптации концепции бережливого производства на предприятии ГК «Россети». Выделены уровни развития бережливого производства, на основании которых определяются принципы и механизмы внедрения бережливого производства.

   Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что формирование нормативных и организационных основ играет ключевую роль в успешной адаптации концепции бережливого производства на предприятии.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

133-141 20
Аннотация

   Введение.. В условиях оппортунистических отношений между работодателем и работником в сфере безопасности труда важным представляется выявление приемов обучения, которые способствовали бы оптимальному эффекту формирования компетентности.

   Цель. Определение оптимальных методологических приемов обучения работников в области безопасности.

   Материалы и методы. Исследование построено на анализе особенностей обучения взрослых, так как преимущественный контингент обучающихся в возрасте старше 25 лет

   Результаты и обсуждение. В ходе работы обнаружено, что наиболее оптимальным является комбинирование различных приемов обучения. Представлен PEST-анализ системы «Формирование компетентности в области обеспечения безопасности производства»; на основе проведения SWOT-анализа данной системы сформулирована стратегия формирования компетентности с учетом сильных сторон, а также способы усиления слабых сторон и избежания рисков. К ним можно отнести привлечение дополнительных ресурсов для обучения, продвижение образовательных программ, материальное и нематериальное поощрение преподавательского состава, мониторинг ключевых положений обучения, анализ результатов тестирования и др. Представлены задания, позволяющие наиболее оптимально оценить сформированность компетенций в области обеспечения безопасности на производстве.

   Заключение. Представлены элементы когнитивного анализа слабоструктурированной системы, к которой можно отнести формирование компетентности в области обеспечения безопасности производства. Рассмотрены факторы PEST- и SWOТ-анализа. Составлена матрица SWOT-анализа формирования компетентности в области обеспечения безопасности на производстве. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что только комбинированный подход к обучению, включающий теоретическую информацию и практическую часть позволит сформировать компетенции в области безопасности.

142-146 28
Аннотация

   Введение. В статье рассмотрена проблема развития инженерно-педагогического образования и подготовки учителя физики как учителя-инженера, что связано с повышением качества математического, естественнонаучного и инженерного образования. Актуализируется интерес государства к проблеме подготовки и нехватки учителей физики, в том числе в свете становления суверенной системы российского инженерно-педагогического образования. Основными мероприятиями являются разработка курсов повышения квалификации для учителей физики, устранение дефицита учителей за счет подготовки будущих учителей физики. Однако данный вопрос недостаточно рассмотрен в аспекте организации и проектировании подготовки учителей в данной области, что подтверждается небольшим количеством публикаций.

   Цель. Обоснование важности современной системы подготовки учителей физики в области инженерно-педагогического образования как одного из направлений будущих исследований.

   Материалы и методы. Анализируются понятия «инженерная грамотность», «карьерная грамотность» и дается авторское определение понятию «формирование инженерной и карьерной грамотности при обучении физике». Для формирования данных видов грамотности важно подготовить самого учителя, в нашем исследовании подготовка учителя – совокупность мотивов у учителей физики выполнять педагогическую работу в области инженерно-педагогического образования и овладевать методикой обучения предмету. Представлена процессуальная модель подготовки учителя физики в сфере инженерно-педагогического образования.

   Результаты и обсуждение. Создан комплекс дидактических материалов и разработан курс «Учитель-инженер» с использованием ресурсов инновационной инфраструктуры. Приводятся примеры заданий для подготовки учителей.

   Заключение. В результате проведенной работы можно сделать общий вывод о важности подготовки учителей физики в области инженерно-педагогического образования, что представляет собой одно из направлений будущих исследований. Следовательно, требуется разработка методики формирования инженерной и карьерной грамотности в процессе изучения физики.

147-155 21
Аннотация

   Введение. Клиническая лабораторная диагностика (КЛД) – динамично развивающаяся область медицины, требующая от специалистов не только глубоких теоретических знаний, но и практических навыков, а также умения анализировать и интерпретировать полученные результаты. В связи с этим реализация комплексного подхода в преподавании становится ключевым фактором подготовки компетентных и востребованных специалистов.

   Цель. Создание и внедрение авторских технологий преподавания клинической лабораторной диагностики, направленных на развитие у студентов творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности.

   Материалы и методы. Общепедагогические методы, интерактивные методы обучения, междисциплинарный подход.

   Результаты и обсуждение. Описаный практико-операционный метод обучения включает в себя различные виды деятельности, направленные на практическое применение теоретических знаний. Этот метод поможет студентам не только понять материал, но и научиться применять его в реальных ситуациях. Представлена авторская методика, связанная с IT-разработкой, благодаря которой студенты смогут более качественно осваивать учебный материал.

   Заключение. Эффективные методы преподавания КЛД должны быть многообразными и адаптированными к современным требованиям. Это позволит не только повысить качество образования, но и подготовить высококвалифицированных специалистов, способных успешно работать в области клинической лабораторной диагностики.

156-163 21
Аннотация

   Введение. Модель Дональда Киркпатрика зачастую применяется в бизнес-концепциях и является в некотором роде недооцененной в структуре образования. Тем не менее ее применение в процессе управления дошкольной образовательной организацией позволит определить уровень реакции ментора на поступающую информацию, способность к его обучению (в целом определение, возможно ли это с ментором?), изменение поведения и поведенческих реакций ввиду влияния новой информации, а также определение результата в условиях внедрения научных основ менторинга для дошкольного образования. В статье рассматривается лонгитюдное исследование профессора университета Висконсин Д. Киркпатрика в области определения эффективности обучения топ-менеджеров образовательных организаций.

   Цель. Изучить и применить функциональные особенности модели Д. Киркпатрика в условиях отечественного дошкольного образования (на практике в детском саду).

   Материалы и методы. Методы анкетирования с применением четырехуровневой модели Д. Киркпатрика, беседа и интервью для оценки эффективности применения представленной модели на примере отечественных дошкольных образовательных организаций (в исследовании приняли участие Московская область и г. Москва, Ленинградская область и г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан и г. Казань, Самарская область и г. Самара, Саратовская область и г. Саратов, Волгоградская область и г. Волгоград, Нижегородская область и г. Нижний Новгород).

   Результаты и обсуждение. Совершенствование профессиональных компетенций всегда рассматривается с теоретической позиции, реже, когда теория переходит в практику деятельности, несмотря на ежегодное приложение усилий по этому вопросу. Однако в контексте менторской поддержки при применении модели Д. Киркпатрика есть шанс осуществить грамотную оценку процесса обучения самих менторов, который и был нами применен на практике в дошкольных образовательных организациях. Высокие результаты демонстрируются в экспериментальной группе, где респонденты обладают более высокой реакцией и способностью корректировать отношенческие реакции к полученным результатам. Также было установлено, что контрольная группа сложнее усваивает новую информацию, чем экспериментальная, что является прямым доказательством эффективности примененной модели.

   Заключение. Применение модели Д. Киркпатрика для проведения менторинга в дошкольной организации позволит осуществлять комплексный подход к эффективной оценке примененного обучения.

164-169 23
Аннотация

   Введение. Актуальность исследования педагогического сопровождения иностранных курсантов военного вуза обусловлена анализом качества их подготовки.

   Цель. Выделение проблем и определение перспектив для обеспечения качества подготовки иностранных курсантов военного вуза.

   Материалы и методы. Исследование построено на анализе приказов, положений и научно-педагогических источников, касающихся педагогического сопровождения обеспечения качества подготовки иностранных курсантов в военном вузе. Процесс исследования был организован с применением общепринятых методов (анализ, изучение опыта, беседы, тестирование, анкетирование, обобщение) и подходов к анализу результатов качества подготовки курсантов – иностранных граждан, прибывших на обучение в военный вуз Министерства обороны Российской Федерации. Необходимость введения иностранных курсантов в военную специальность и обеспечение качества их подготовки регламентировано договорами сторон, принявших на себя обязательство в соответствии с квалификационными требованиями подготовки будущих иностранных офицеров.

   Результаты и обсуждение. В ходе анализа обнаружено, что педагогическое сопровождение иностранных курсантов в военном вузе –это целостная, военно-педагогическая система, функционально ориентированная на длительное погружение иностранных курсантов в будущую военную специальность. Организация становления будущих иностранных специалистов происходит строго с учетом требований договорных обязательств. На особом контроле находятся не только знания иностранных курсантов в части будущей военной профессии, но и педагогическое сопровождение, расширяющее кругозор за счет консультативной с ними практики.

   Заключение. По итогам проведенного исследования можно констатировать, что качество подготовки иностранных курсантов военного вуза в условиях педагогического сопровождения неуклонно растет. Его средства, в том числе геральдические атрибуты, позволяют раскрыть дополнительные личностные качества, обеспечивающие долговременное взаимоуважение между представителями разных стран. Иностранные курсанты, объединенные педагогическим сопровождением, на основе геральдических средств, познают реальные примеры военной истории российского государства. Такой подход ведет к качественному освоению и присвоению профессиональных знаний.

170-177 20
Аннотация

   Введение. В статье рассматривается методика применения интерактивных тренажеров для развития координационных
способностей в спортивном плавании у слабослышащих детей 11–12-летнего возраста. У детей с нарушением слуха имеются также нарушения различного происхождения в вестибулярном аппарате, и, как следствие, в координационных способностях выполнять точные движения, ориентироваться в пространстве.

   Цель. Теоретически и экспериментально обосновать методику развития координационных способностей у слабослышащих пловцов 11–12 лет с применением интерактивных тренажеров.

   Материалы и методы. Исследование построено на научно-теоретическом анализе литературных источников, посвященных вопросам развития координационных способностей в спортивном плавании у детей с нарушением слуха. Педагогический эксперимент и контрольные тестирования позволили определить эффективность разработанной методики применения интерактивных тренажеров в спортивном плавании для развития координационных способностей у слабослышащих детей 11-12 лет.

   Результаты и обсуждение. В процессе исследования были определены основные средства, влияющие на координационную подготовленность слабослышащих детей в плавании. К ним относятся акробатические упражнения, упражнения на равновесие и баланс. К интерактивным средствам совершенствования координационных способностей относятся целостные специальные подготовительные упражнения на суше и в воде с использованием интерактивных тренажеров (фишек, мячей, трех лучевых снарядов) «BlazePod», «XLiGHT», «Xball» и «XFly», сгруппированные по основным техническим элементам: положение старта, старт, скоростной поворот, финиш.

   Заключение. Разработанная методика совершенствования координационных способностей слабослышащих пловцов 11–12 лет включала интерактивные средства в виде датчиков и экспериментально показала свою эффективность, что выразилось в статистически достоверном улучшении показателей проведенных контрольных испытаний и спортивном результате.

Перенести в английский вариант

    Introduction. The article discusses the method of using interactive simulators for the development of coordination abilities in sports swimming in hearing-impaired children aged 11-12 years. Children with hearing impairment have impairments in the vestibular apparatus, and, as a result, in the coordination abilities to perform precise movements and navigate in space.

   Goal. To theoretically and experimentally substantiate the methodology
of developing coordination abilities in hearing-impaired swimmers aged 11-12 using interactive simulators.

   Materials and methods. The study is based on a scientific and theoretical analysis of literary sources devoted to the development of coordination abilities in children with hearing impairment in sports swimming. The pedagogical experiment and control tests made it possible to determine the effectiveness of the developed method of using interactive simulators in
sports swimming for the development of coordination abilities in hearing-impaired children aged 11-12 years.

   Results and discussion. In the course of the study, the main means influencing the coordination readiness of hearing-impaired children in swimming were identified. These include acrobatic exercises, balance exercises, and balance exercises. Interactive means of improving coordination abilities include holistic special preparatory exercises on land and in water using interactive simulators (chips, balls, three-ray projectiles) BlazePod, XLight, Xball and XFly grouped by the main technical elements: starting position, start, high-speed turn and finish.

   Conclusion. The developed methodology for improving the coordination abilities of hearing-impaired swimmers aged 11-12 included interactive tools in the form of sensors and experimentally demonstrated its effectiveness, which resulted in a statistically significant improvement in the performance of control tests and athletic performance.

178-184 19
Аннотация

   Введение. В условиях актуализации задачи укрепления ценностных основ российской школы необходимо системное развитие проблемного поля научных исследований аксиологических основ и ценностного потенциала образования.

   Цель. Выделение актуальных проблем и перспектив научных исследований в области аксиологии образования, направленных на повышение потенциала системы образования в приобщении обучающихся к традиционным российским ценностям.

   Материалы и методы. Исследование построено на анализе и обобщении опыта реализации научных проектов возглавляемого автором федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт содержания и методов обучения имени В. С. Леднева».

   Результаты и обсуждение. В ходе исследований ФГБНУ «ИСМО им. В. С. Леднева» в рамках научных проектов, реализованных в 2024 году, выявлены подходы к повышению аксиологического потенциала общего образования, пути укрепления ценностных оснований российской школы, включая условия повышения потенциала общеобразовательной организации в приобщении школьников к традиционным российским ценностям, укрепления традиционных российских семейных ценностей средствами образования при помощи курса «Семьеведение», формирование у педагога позиции значимого взрослого как носителя традиционных российских духовно-нравственных ценностей, реализацию стратегии бережливой школы, укрепление ценностных основ российской школы в процессе внедрения ФООП, педагогическом обеспечении современного урока; формирование ценностей информационной культуры и ценностных ориентаций личности средствами информационных технологий; осмысление истории развития аксиологических основ отечественной педагогики, опыта российской школы разных исторических эпох в формировании у подрастающих поколений ценностных ориентаций.

   Заключение. По итогам анализа результатов проведенных исследований можно сделать вывод о том, что аксиологические основы и ценностный потенциал образования представляют собой новое, интенсивно развивающееся многоаспектное проблемное поле, в рамках которого формируется методология, теория и методика современной ценностной педагогики.

185-191 23
Аннотация

   Введение. Современное общество требует от нас определенного образа мышления, нестандартного подхода к решению проблем, возникающих в связи с цифровизацией и динамичными технологическими изменениями. Востребованный сегодня интеллект сочетает в себе проверенные методы и стратегии с новыми способами их применения и творческими подходами к их созданию. Для того чтобы образование обеспечивало формирование таких качеств у учащихся, необходимо искать форматы обучения, которые бы способствовали адаптивности, гибкости мышления, креативности, были бы практико-ориентированными.

   Цель. Анализ понятий «профессиональное развитие будущего учителя», «практико-ориентированный подход» и разработка условий, обеспечивающих профессиональное развитие будущего учителя в вузе.

   Материалы и методы. Методологической основой исследования являются теории профессионального развития и саморазвития; компетентностный, практико-ориентированный и деятельностный подходы. Исследование осуществлялось с применением методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, обобщения и систематизации. Ведущим методом исследования данной проблемы стал педагогический эксперимент. Общая численность испытуемых составила 146 студентов 1-го и 2-го курсов, получающих образование по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.

   Результаты и обсуждение. Оценка результатов осуществлялась на основе опроса, экспертных оценок и наблюдения. Выявленные эффективные методы, технологии, средства и условия обучения обеспечивают высокое качество организации образовательного процесса.

   Заключение. Сделан вывод о том, что практико-ориентированные формы организации занятий позволяют создать условия для активной учебной деятельности студентов, максимального развития профессиональных компетенций и практического опыта.

192-200 25
Аннотация

   Введение. В настоящее время образование ориентировано на формирование у учащихся межкультурной компетенции, где особую роль играет иноязычное чтение. Лингвострановедческий подход, объединяя в себе язык и культуру, способствует пониманию культурного контекста в процессе чтения иноязычных текстов. Несмотря на теоретическую разработанность данного вопроса, сохраняется потребность в методических решениях, облегчающих понимание текстов с культурным контекстом.

   Цель. Разработка рациональной методики обучения иноязычному чтению, обеспечивающей формирование межкультурной компетенции учащихся старшего школьного возраста, на основе лингвострановедческого подхода.

   Материалы и методы. Представлены методы теоретического и эмпирического характера. Проанализирована научно-методическая литература отечественных и зарубежных исследователей. Изучено содержание школьных пособий на предмет выявления лингвострановедческого подхода. Произведена опытно-экспериментальная работа по внедрению лингвострановедческого подхода при обучении иноязычному чтению.

   Результаты и обсуждение. Рассмотрены особенности обучения иноязычному чтению старшеклассников с опорой на лингвострановедческий подход как средство формирования межкультурной компетенции. Описаны этапы работы с текстом, методические приемы. Обоснована значимость интеграции культурного компонента в методику обучения иностранному языку. Предложена система упражнений, соответствующих каждому этапу работы над текстом, содержащим лингвострановедческий аспект, чтобы не только понимать единицы языка с национально-культурным компонентом, но и постигать ценности и традиции иноязычной культуры.

   Заключение. Сформулирован вывод о том, что применение лингвострановедческого подхода способствовало повышению мотивации к изучению английского языка и развитию межкультурной компетенции, а значит возможности включения в учебный процесс лингвострановедческих элементов. Использование текстов лингвострановедческого характера привело к формированию у учащихся уважительного отношения к культуре изучаемого языка. Результаты исследования и апробация позволили выявить эффективность разработанной системы упражнений, приводящей также к формированию у старшеклассников межкультурной компетенции. Представленные методические рекомендации имеют практическую ценность и могут быть внедрены в образовательный процесс.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)