Проблемы и перспективы педагогического сопровождения обеспечения качества подготовки иностранных курсантов в военном вузе
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.18
Аннотация
Введение. Актуальность исследования педагогического сопровождения иностранных курсантов военного вуза обусловлена анализом качества их подготовки.
Цель. Выделение проблем и определение перспектив для обеспечения качества подготовки иностранных курсантов военного вуза.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе приказов, положений и научно-педагогических источников, касающихся педагогического сопровождения обеспечения качества подготовки иностранных курсантов в военном вузе. Процесс исследования был организован с применением общепринятых методов (анализ, изучение опыта, беседы, тестирование, анкетирование, обобщение) и подходов к анализу результатов качества подготовки курсантов – иностранных граждан, прибывших на обучение в военный вуз Министерства обороны Российской Федерации. Необходимость введения иностранных курсантов в военную специальность и обеспечение качества их подготовки регламентировано договорами сторон, принявших на себя обязательство в соответствии с квалификационными требованиями подготовки будущих иностранных офицеров.
Результаты и обсуждение. В ходе анализа обнаружено, что педагогическое сопровождение иностранных курсантов в военном вузе –это целостная, военно-педагогическая система, функционально ориентированная на длительное погружение иностранных курсантов в будущую военную специальность. Организация становления будущих иностранных специалистов происходит строго с учетом требований договорных обязательств. На особом контроле находятся не только знания иностранных курсантов в части будущей военной профессии, но и педагогическое сопровождение, расширяющее кругозор за счет консультативной с ними практики.
Заключение. По итогам проведенного исследования можно констатировать, что качество подготовки иностранных курсантов военного вуза в условиях педагогического сопровождения неуклонно растет. Его средства, в том числе геральдические атрибуты, позволяют раскрыть дополнительные личностные качества, обеспечивающие долговременное взаимоуважение между представителями разных стран. Иностранные курсанты, объединенные педагогическим сопровождением, на основе геральдических средств, познают реальные примеры военной истории российского государства. Такой подход ведет к качественному освоению и присвоению профессиональных знаний.
Об авторах
Д. А. ГорбачеваРоссия
Диана Александровна Горбачева, доктор педагогических наук, профессор
350072; д. 33, ул. 40-летия Победы; Краснодар
А. А. Кулаков
Россия
Андрей Анатольевич Кулаков, аспирант
350072; д. 33, ул. 40-летия Победы; Краснодар
Л. В. Котенко
Россия
Людмила Витальевна Котенко, доктор педагогических наук, профессор, научный сотрудник
350047; д. 23б, ул. Гагарина; Краснодар
А. А. Подлеснов
Россия
Андрей Александрович Подлеснов, кандидат педагогических наук, доцент
350072; д. 33, ул. 40-летия Победы; Краснодар
Список литературы
1. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы / под ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1980. 277 с.
2. Алёхин И. А., Кузнецов Ю. Н. Педагогический опыт обеспечения качества профессиональной подготовки офицерских кадров и иностранных военных специалистов в военных вузах России и США // Мир образования – образование в мире. 2018. № 2. С. 56–63.
3. Богданов В. Н. Подготовка офицеров иностранных армий : монография. М., 2011. 356 с.
4. Булат Р. Е. Управление качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Булат Роман Евгеньевич. СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина. 2010. 354 с.
5. Кузнецов Ю. Н. Комплексная оценка профессионально-личностной компетентности иностранных военных специалистов в лётных вузах Воздушно-космических сил // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 2. С. 304–309.
6. Столяров А. В. Профессиональная подготовка иностранных военнослужащих в военных вузах Министерства обороны Российской Федерации. III Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием. URL: http://econf.rae.ru/article/4970
7. Теория и практика воспитания военнослужащих : учебное пособие / под общ. ред. начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-полковника Н. И. Резника. М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. 239 с.
Рецензия
Для цитирования:
Горбачева Д.А., Кулаков А.А., Котенко Л.В., Подлеснов А.А. Проблемы и перспективы педагогического сопровождения обеспечения качества подготовки иностранных курсантов в военном вузе. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(4):164-169. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.18
For citation:
Gorbacheva D.A., Kulakov A.A., Kotenko L.V., Podlesnov A.A. Problems and prospects of pedagogical support to ensure the quality of training of foreign cadets in a military university. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(4):164-169. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.18