Обучение иноязычному чтению старшеклассников: лингвострановедческий подход
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.22
Аннотация
Введение. В настоящее время образование ориентировано на формирование у учащихся межкультурной компетенции, где особую роль играет иноязычное чтение. Лингвострановедческий подход, объединяя в себе язык и культуру, способствует пониманию культурного контекста в процессе чтения иноязычных текстов. Несмотря на теоретическую разработанность данного вопроса, сохраняется потребность в методических решениях, облегчающих понимание текстов с культурным контекстом.
Цель. Разработка рациональной методики обучения иноязычному чтению, обеспечивающей формирование межкультурной компетенции учащихся старшего школьного возраста, на основе лингвострановедческого подхода.
Материалы и методы. Представлены методы теоретического и эмпирического характера. Проанализирована научно-методическая литература отечественных и зарубежных исследователей. Изучено содержание школьных пособий на предмет выявления лингвострановедческого подхода. Произведена опытно-экспериментальная работа по внедрению лингвострановедческого подхода при обучении иноязычному чтению.
Результаты и обсуждение. Рассмотрены особенности обучения иноязычному чтению старшеклассников с опорой на лингвострановедческий подход как средство формирования межкультурной компетенции. Описаны этапы работы с текстом, методические приемы. Обоснована значимость интеграции культурного компонента в методику обучения иностранному языку. Предложена система упражнений, соответствующих каждому этапу работы над текстом, содержащим лингвострановедческий аспект, чтобы не только понимать единицы языка с национально-культурным компонентом, но и постигать ценности и традиции иноязычной культуры.
Заключение. Сформулирован вывод о том, что применение лингвострановедческого подхода способствовало повышению мотивации к изучению английского языка и развитию межкультурной компетенции, а значит возможности включения в учебный процесс лингвострановедческих элементов. Использование текстов лингвострановедческого характера привело к формированию у учащихся уважительного отношения к культуре изучаемого языка. Результаты исследования и апробация позволили выявить эффективность разработанной системы упражнений, приводящей также к формированию у старшеклассников межкультурной компетенции. Представленные методические рекомендации имеют практическую ценность и могут быть внедрены в образовательный процесс.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Г. ПелевинаРоссия
Нонна Георгиевна Пелевина, кандидат педагогических наук, доцент
факультет международных отношений; департамент лингвистики
355017; д. 1, ул. Пушкина; Ставрополь
Researcher ID: NFS-7695-2025
А. С. Карпенко
Россия
Анна Сергеевна Карпенко, студент
факультет международных отношений; департамент лингвистики
355017; д. 1, ул. Пушкина; Ставрополь
Researcher ID: NFS-2312-2025
Список литературы
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Акимова О. С. Формирование лингвострановедческой компетенции старших школьников // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 896–898. URL: https://moluch.ru/archive/112/28690/ (дата обращения: 01. 02. 2025).
3. Афанасьева О. В., Дули Д., Михеева И. В. и др. Английский язык. «Английский в фокусе» (10–11) (Базовый). М.: Просвещение, 2023. 224 с.
4. Воеводская Е. А., Куликова М. А. Формирование лингвострановедческой компетенции у учащихся старших классов на занятиях по иностранному языку на основе работы с художественным текстом // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. № 5(229). С. 17–24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lingvostranovedcheskoy-kompetentsii-u-uchaschihsya-starshih-klassov-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-na-osnove (дата обращения: 01. 02. 2025).
5. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2013. 336 с.
6. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010. 600 с.
7. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1984. 160 с.
8. Технология обучения чтению в рамках лингвострановедческого подхода (профильная школа, английский язык) / А. А. Каменская, М. А. Подпалова // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. 2019. № 4(12). С. 17-20. URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-12/philological-science/technology-learning-read.html (дата обращения: 01. 02. 2025).
9. Спицына Ю. О., Гумерова Н. Ж. Лингвострановедческая лексика в текстах учебника «Spotlight» для 9 класса // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2023. № S1(68). С. 106–108. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvostranovedcheskaya-leksika-v-tekstah-uchebnika-spotlight-dlya-9-klassa (дата обращения: 01. 02. 2025).
10. Томахин Г. Д. Культура стран английского языка // Иностранные языки в школе. 1996. № 5. С. 64
11. Торунова Н. И. Обучение школьников извлечению лингвокультурологической информации при чтении иноязычных текстов // Лингвистика и лингводидактика в свете современных научных парадигм : сборник науч. трудов. Иркутск: Аспринт, 2020. С. 379–389.
12. Westhoff G. Fertigkeit Lesen. Berlin: Langenscheidt, 1997. 176 p.
Рецензия
Для цитирования:
Пелевина Н.Г., Карпенко А.С. Обучение иноязычному чтению старшеклассников: лингвострановедческий подход. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(4):192-200. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.22
For citation:
Pelevina N.G., Karpenko A.S. Problems and prospects of pedagogical support to ensure the quality of training of foreign cadets in a military university. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(4):192-200. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.22