Подготовка учителя физики в сфере инженерно-педагогического образования
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.15
Аннотация
Введение. В статье рассмотрена проблема развития инженерно-педагогического образования и подготовки учителя физики как учителя-инженера, что связано с повышением качества математического, естественнонаучного и инженерного образования. Актуализируется интерес государства к проблеме подготовки и нехватки учителей физики, в том числе в свете становления суверенной системы российского инженерно-педагогического образования. Основными мероприятиями являются разработка курсов повышения квалификации для учителей физики, устранение дефицита учителей за счет подготовки будущих учителей физики. Однако данный вопрос недостаточно рассмотрен в аспекте организации и проектировании подготовки учителей в данной области, что подтверждается небольшим количеством публикаций.
Цель. Обоснование важности современной системы подготовки учителей физики в области инженерно-педагогического образования как одного из направлений будущих исследований.
Материалы и методы. Анализируются понятия «инженерная грамотность», «карьерная грамотность» и дается авторское определение понятию «формирование инженерной и карьерной грамотности при обучении физике». Для формирования данных видов грамотности важно подготовить самого учителя, в нашем исследовании подготовка учителя – совокупность мотивов у учителей физики выполнять педагогическую работу в области инженерно-педагогического образования и овладевать методикой обучения предмету. Представлена процессуальная модель подготовки учителя физики в сфере инженерно-педагогического образования.
Результаты и обсуждение. Создан комплекс дидактических материалов и разработан курс «Учитель-инженер» с использованием ресурсов инновационной инфраструктуры. Приводятся примеры заданий для подготовки учителей.
Заключение. В результате проведенной работы можно сделать общий вывод о важности подготовки учителей физики в области инженерно-педагогического образования, что представляет собой одно из направлений будущих исследований. Следовательно, требуется разработка методики формирования инженерной и карьерной грамотности в процессе изучения физики.
Об авторе
Н. А. АнтоноваРоссия
Надежда Анатольевна Антонова, кандидат педагогических наук, преподаватель, специалист
кафедра физики и методики обучения физике; управление научной работы
454080; д. 69, пр-т Ленина; Челябинск
Scopus ID: 58643198100, Researcher ID: NFS-3172-2025
Список литературы
1. Междисциплинарные особенности и качество современного инженерно-педагогического образования в университете / М. И. Алдошина, Л. А. Кузнецова, О. Г. Лысак, С. М. Романова-Самохина // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2. С. 4–9.
2. Антонова Н. А., Цилицкий В. С. Повышение профессиональной компетентности учителей физики в условиях технопарка универсальных педагогических компетенций // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2024. Т. 13. № 3(48). С. 7–9.
3. Антонова Н. А. Особенности методики формирования читательской грамотности при обучении физике в основной школе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2024. № 2. С. 38–57.
4. Бакланенко Л. Н., Кляпец Е. Л. Проектирование модели подготовки инженерно-педагогических кадров // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2019. № 6(63). С. 16–20.
5. Витальская Д. А., Сычева М. В. Детский бизнес-инкубатор как средство формирования у дошкольников основ инженерной грамотности // Вестник педагогических наук. 2024. № 6. С. 134-141.
6. Карьерная грамотность: понятие, значение, структура / Н. В. Грогуленко, А. И. Грогуленко, А. М. Бадртдинова, А. И. Сагитов // Евразийский юридический журнал. 2023. № 10(185). С. 315–316.
7. Долженко С. Б., Долженко Р. А. Трудовая грамотность как новое направление развития компетенций молодежи // Педагогическое образование в России. 2023. № 3. С. 21–31.
8. Загребельный К. А., Балашова Е. С. К вопросу о важности инженерного образования в России // Управленческий учет. 2024. № 5. С. 117–125.
9. Кузнецова Л. А., Лысак О. Г. Модель применения электронного учебно-методического комплекса для повышения качества инженерно-педагогического образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2022. № 3(96). С. 203–207.
10. Лесин С. М., Осипенко Л. Е., Махотин Д. А. Появление и развитие понятия «инженерная грамотность» в системе общего образования // Вестник РМАТ. 2018. № 4. С. 92–98.
11. Назаров А. И. Проектирование онлайн-курса по физике как средства вариативной фундаментальной подготовки будущих инженеров // Инженерное образование. 2024. № 35. С. 87–96.
12. Полякова Т. Ю., Малькова Е. В. Инженерно-педагогическое образование и инженерная педагогика // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2023. № 1(35).
13. Честюнина Н. Д. Интегрированный курс как условие формирования основ инженерной грамотности в начальной школе // Kant. 2022. № 2(43). С. 345–351.
Рецензия
Для цитирования:
Антонова Н.А. Подготовка учителя физики в сфере инженерно-педагогического образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(4):142-146. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.15
For citation:
Antonova N.A. Training a physics teacher in the system of engineering and pedagogical education. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(4):142-146. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.15