Проблемы укрепления ценностных основ образования в научных исследованиях ФГБНУ «ИСМО им. В. С. Леднева»
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.20
Аннотация
Введение. В условиях актуализации задачи укрепления ценностных основ российской школы необходимо системное развитие проблемного поля научных исследований аксиологических основ и ценностного потенциала образования.
Цель. Выделение актуальных проблем и перспектив научных исследований в области аксиологии образования, направленных на повышение потенциала системы образования в приобщении обучающихся к традиционным российским ценностям.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе и обобщении опыта реализации научных проектов возглавляемого автором федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт содержания и методов обучения имени В. С. Леднева».
Результаты и обсуждение. В ходе исследований ФГБНУ «ИСМО им. В. С. Леднева» в рамках научных проектов, реализованных в 2024 году, выявлены подходы к повышению аксиологического потенциала общего образования, пути укрепления ценностных оснований российской школы, включая условия повышения потенциала общеобразовательной организации в приобщении школьников к традиционным российским ценностям, укрепления традиционных российских семейных ценностей средствами образования при помощи курса «Семьеведение», формирование у педагога позиции значимого взрослого как носителя традиционных российских духовно-нравственных ценностей, реализацию стратегии бережливой школы, укрепление ценностных основ российской школы в процессе внедрения ФООП, педагогическом обеспечении современного урока; формирование ценностей информационной культуры и ценностных ориентаций личности средствами информационных технологий; осмысление истории развития аксиологических основ отечественной педагогики, опыта российской школы разных исторических эпох в формировании у подрастающих поколений ценностных ориентаций.
Заключение. По итогам анализа результатов проведенных исследований можно сделать вывод о том, что аксиологические основы и ценностный потенциал образования представляют собой новое, интенсивно развивающееся многоаспектное проблемное поле, в рамках которого формируется методология, теория и методика современной ценностной педагогики.
Об авторе
М. А. КостенкоРоссия
Максим Александрович Костенко, кандидат социологических наук, доцент, директор
101000; д. 16, ул. Жуковского; Москва
Author ID в РИНЦ: 113321
Список литературы
1. Гукаленко О. В., Вагнер И. В., Сериков В. В. Формирование у обучающихся традиционных российских ценностей в общеобразовательной организации: тенденции, проблемы, условия // Отечественная и зарубежная педагогика. 2025. № 2(104). Т. 1. С. 63–75.
2. Лобанов И. А. Программа «Моя семья» как методический инструмент реализации семьеведения на уровне основного общего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2025. № 2(104). Т. 1. С. 8–15
3. Вагнер И. В. Проблемы реализации педагогом позиции значимого взрослого и ожидания школьников // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2024. № 6. С. 25–35.
4. Разумовский В. А. Адаптация экономической концепции бережливого производства к образовательной среде за рубежом // Педагогика. 2025. № 1. Т. 89. С. 111–118.
5. Осмоловская И. М. Современный урок, каков он? // Школьные технологии. 2024. № 4. С. 122–128.
6. Сериков В. В., Гукаленко О. В. Проектирование современного урока: новые методики и технологии // Мир университетской науки: культура, образование. 2024. № 10. С. 15–21.
7. Роберт И. В. Искусственный интеллект в образовании: направления реализации // Современное образование в поликультурном мире: тенденции и перспективы развития : материалы Международной научно-практической конференции. Махачкала: ООО «Издательство АЛЕФ», 2024. С. 25–36
8. Роберт И. В. Развитие дидактики в условиях цифровой трансформации образования // Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении : сборник научных трудов. М.: ООО «Издательство Экон-информ», 2024. С. 347–362
9. Богуславский М. В., Милованов К. Ю., Овчинников А. В. Обоснование процесса духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиционных ценностей в отечественной педагогике второй половины XVIII - первой четверти XXI века // Проблемы современного образования. 2024. № 4. С. 78–91.
10. Богуславский М. В. Идеалы духовно-нравственного воспитания в трактовке отечественных мыслителей эпохи просвещения: Е. Р. Дашкова, Н. И. Новиков, А. Ф. Бестужев // Наука. Управление. Образование. РФ. 2024. № 2(14). С. 9–17.
Рецензия
Для цитирования:
Костенко М.А. Проблемы укрепления ценностных основ образования в научных исследованиях ФГБНУ «ИСМО им. В. С. Леднева». Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(4):178-184. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.20
For citation:
Kostenko M.A. Problems of strengthening the value foundations of education in scientific research of the Federal State Budgetary Scientific Institution ISMO named after VS. Lednev. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(4):178-184. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.20