Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Применение интерактивных тренажеров в спортивном плавании для развития координационных способностей у слабослышащих детей 11-12 лет

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.19

Аннотация

   Введение. В статье рассматривается методика применения интерактивных тренажеров для развития координационных
способностей в спортивном плавании у слабослышащих детей 11–12-летнего возраста. У детей с нарушением слуха имеются также нарушения различного происхождения в вестибулярном аппарате, и, как следствие, в координационных способностях выполнять точные движения, ориентироваться в пространстве.

   Цель. Теоретически и экспериментально обосновать методику развития координационных способностей у слабослышащих пловцов 11–12 лет с применением интерактивных тренажеров.

   Материалы и методы. Исследование построено на научно-теоретическом анализе литературных источников, посвященных вопросам развития координационных способностей в спортивном плавании у детей с нарушением слуха. Педагогический эксперимент и контрольные тестирования позволили определить эффективность разработанной методики применения интерактивных тренажеров в спортивном плавании для развития координационных способностей у слабослышащих детей 11-12 лет.

   Результаты и обсуждение. В процессе исследования были определены основные средства, влияющие на координационную подготовленность слабослышащих детей в плавании. К ним относятся акробатические упражнения, упражнения на равновесие и баланс. К интерактивным средствам совершенствования координационных способностей относятся целостные специальные подготовительные упражнения на суше и в воде с использованием интерактивных тренажеров (фишек, мячей, трех лучевых снарядов) «BlazePod», «XLiGHT», «Xball» и «XFly», сгруппированные по основным техническим элементам: положение старта, старт, скоростной поворот, финиш.

   Заключение. Разработанная методика совершенствования координационных способностей слабослышащих пловцов 11–12 лет включала интерактивные средства в виде датчиков и экспериментально показала свою эффективность, что выразилось в статистически достоверном улучшении показателей проведенных контрольных испытаний и спортивном результате.

Перенести в английский вариант

    Introduction. The article discusses the method of using interactive simulators for the development of coordination abilities in sports swimming in hearing-impaired children aged 11-12 years. Children with hearing impairment have impairments in the vestibular apparatus, and, as a result, in the coordination abilities to perform precise movements and navigate in space.

   Goal. To theoretically and experimentally substantiate the methodology
of developing coordination abilities in hearing-impaired swimmers aged 11-12 using interactive simulators.

   Materials and methods. The study is based on a scientific and theoretical analysis of literary sources devoted to the development of coordination abilities in children with hearing impairment in sports swimming. The pedagogical experiment and control tests made it possible to determine the effectiveness of the developed method of using interactive simulators in
sports swimming for the development of coordination abilities in hearing-impaired children aged 11-12 years.

   Results and discussion. In the course of the study, the main means influencing the coordination readiness of hearing-impaired children in swimming were identified. These include acrobatic exercises, balance exercises, and balance exercises. Interactive means of improving coordination abilities include holistic special preparatory exercises on land and in water using interactive simulators (chips, balls, three-ray projectiles) BlazePod, XLight, Xball and XFly grouped by the main technical elements: starting position, start, high-speed turn and finish.

   Conclusion. The developed methodology for improving the coordination abilities of hearing-impaired swimmers aged 11-12 included interactive tools in the form of sensors and experimentally demonstrated its effectiveness, which resulted in a statistically significant improvement in the performance of control tests and athletic performance.

Об авторах

С. В. Касьянов
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Сергей Владимирович Касьянов, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры

кафедра физической культуры

355017; д. 1, ул. Пушкина; Ставрополь

Researcher ID: KHU-8756-2024



С. Н. Кашин
Краснодарский университет МВД России Ставропольский филиал
Россия

Сергей Николаевич Кашин, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры

кафедра физической подготовки и спорта

355035; д.43, проспект Кулакова; Ставрополь

Researcher ID: KHV-0522-2024



И. Р. Тарасенко
Ставропольский государственный медицинский университет
Россия

Ивета Рудольфовна Тарасенко, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры

кафедра физического воспитания и адаптивной физической культуры

355017; д.310, ул. Мира; Ставрополь

Researcher ID: NYS-7554-2025



Список литературы

1. Булгакова Н. Ж. Лечебная и адаптивная физическая культура. Плавание: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. 399 с.

2. Гладышева М. Г., Анпилогов И. Е. Развитие двигательно-координационных способностей в процессе подготовки юных пловцов // Ученые записки КГУ. 2023. № 2(66). С. 259–264.

3. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.

4. Мишанов В. С., Горбунов Е. О. Плавание: развитие координационных способностей : учебно-методическое пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2016. 23 с.

5. Павлова Т. Н., Никитина С. М. Особенности организации занятий по обучению плаванию лиц с нарушениями слуха // Молодой ученый. 2022. № 12(407). С. 264–266.

6. Петрова В. В. Об актуальности физической подготовки детей с нарушением слуха средствами спортивного плавания // Современные системы спортивной подготовки. Наука. 2021. № 3(48). С. 132–135.

7. Об утверждении правил вида спорта «плавание» : Приказ Минспорта России от 16. 11. 2023 № 806. М., 2024. 102 с.

8. Максимова С. Ю., Анцыперов В. В., Федотова И. В. [и др.]. Технология формирования вестибулярной устойчивости у детей с ограниченными возможностями здоровья : учебно-методическое пособие. Волгоград: ВГАФК, 2019. 80 с.

9. Фетисов А. М. Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6–7 лет : автореф. дис. … канд. пед. наук, специальность 13.00.04 / Фетисов Александр Михайлович. Тамбов, 2010. 22 с.

10. ЕВСК спорт глухих: нормы. URL: https://sportsranks.ru/evsk/deaf_sports_norm/

11. Тренажер нового поколения // Официальный дистрибьютор «Blazepod» в России. URL: http//www.blazepod.ru


Рецензия

Для цитирования:


Касьянов С.В., Кашин С.Н., Тарасенко И.Р. Применение интерактивных тренажеров в спортивном плавании для развития координационных способностей у слабослышащих детей 11-12 лет. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(4):170-177. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.19

For citation:


Kasyanov S.V., Kashin S.N., Tarasenko I.R. The use of interactive simulators in sports swimming for the development of coordination abilities in hearing-impaired children aged 11-12. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(4):170-177. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.19

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)