ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Неоднозначное толкование экономической, юридической концепций, статической, динамической теорий активов организации в российской и зарубежной литературе в исторический и современный период развития обосновывает необходимость их научно обоснованной аргументации и реализации. Важно наиболее результативное применение концепций, теорий активов организации с позиции определения реальных направлений их развития, усовершенствования, что обосновывает актуальность и своевременность исследования. Проведенные исследования констатируют, что проблемный аспект включает множества позиций, дискуссий по применимости экономической, юридической концепций активов, их статической, динамической теорий, что требует детального сравнения экономической и юридической концепций активов организации с позиции статической и динамической теорий. С помощью общенаучных и специальных методов осуществлено сравнение экономической и юридической концепций, динамической и статической теорий активов, что позволило выделить их существенные положения, которые можно развивать в современный период развития.
В области исследования проведено сравнение юридической и экономической концепций активов организации в рамках статической и динамической теорий; рассмотрена динамическая теория активов организации в рамках юридической и экономической концепций. В результате установлено, что на основе оптимального сочетания экономической и юридической концепций активов в рамках статической и динамической теорий можно сформировать концепцию цифрового актива, характеризуемую такими критериями, как получение экономических выгод, наличие права собственности на актив, нематериальность и др.
Статья конкретизирует состав полиморфного исследования проблем государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, направленной на развитие отраслевой структуры агропромышленного комплекса. Описан подробный научно-методологический инструментарий оценки производственного потенциала агроторговых предприятий, применяемый в мировой практике. Определен дислокационный эффект, образуемый вследствие экономии на издержках переработки и хранения определенной группы товаров. Приводится институциональный метод исследования как элемент полиморфного подхода используемый при оценке производственного потенциала агроторговых предприятий, предпочитающих использовать их собственные регламенты (уставы).
Исследование посвящено изучению особенностей и возможностей искусственного интеллекта в банковской деятельности, обоснованию его значимости для бизнес-процессов современных коммерческих банков. Рассмотрена российская и зарубежная банковская практика применения искусственного интеллекта, объемы инвестиционных вложений в развитие технологии. Дана оценка уровня цифровизации банковского сектора и определены ведущие банки, являющиеся активными пользователями искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется применению технологии в сфере кредитования. Выявлены основные проблемы банков при оценке потенциальных заемщиков. С учетом этого разработаны технологические решения, направленные на повышение точности и эффективности искусственного интеллекта при рассмотрении кредитных заявок.
Технологии - один из драйверов изменений в современной экономике. целью исследования является обзор современной практики применения основных групп сквозных технологий, обладающих определенными характеристиками. При этом нерешенные и дискуссионные вопросы концептуального и прикладного аспекта развития и внедрения сквозных технологий требуют уточнения и разработки новых подходов. Материалы и методы исследования включают анализ состояния, проблем и перспектив развития сквозных технологий в финансовом менеджменте в целом и в финансовом контроллинге в частности на основе более полного учета особенностей современного этапа, что обусловило необходимость использования методов формальной логики, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, наблюдения и других. Предложена концепция цифровых технологий для бизнеса -корпоративные технологии, сущность которых заключается в формировании системы технологий для коммерческих организаций, позволяющей финансовым менеджерам своевременно и полно получать информацию об изменениях ключевых показателей деятельности компании, строить прогнозы и сценарии развития будущих событий. рассмотрены варианты адаптации задач финансового контроллинга как части финансового менеджмента к цифровой трансформации общественных отношений, бизнес-процессов и производства, разработан алгоритм формирования базы знаний, основанной на опыте менеджеров и результатах их работы с использованием систем искусственного интеллекта. научная новизна работы состоит в обосновании основных сфер менеджмента организации, на которые искусственный интеллект способен оказать наибольшее влияние в процессе цифровой трансформации бизнес-процессов компаний и наиболее перспективных направлений осуществления цифровой трансформации финансового контроллинга.
В статье рассмотрены последствия зарубежных санкций для российского сектора информационных технологий, основные меры по поддержке развития информационных технологий и цифровизации страны в целом правительством России, особенности третьего пакета мер поддержки отечественных ИТ-компаний в 2022 году. Обоснована необходимость повышения конкурентного потенциала компании за счет использования профессионального менеджера по продукту или продакт-менеджера. Изучена роль специалистов такого типа в России в условиях международных рыночных изменений, особенности эволюционирования российских продакт-менеджеров, потенциал и точки роста данной профессии. Описана специфика работы продуктового менеджера в российских компаниях. Проведен глубокий анализ положения дел в отечественной ИТ-отрасли в условиях импортозамещения, ускорения процессов цифровизации, особенности развития российских компаний-разработчиков программного обеспечения, онлайн-трейдинга, маркетплейсов, особенности и меры государственной поддержки данных компаний. На основе проведенных статистических исследований показаны перспективы развития отечественных ИТ-компаний, которые сделали ставку на развитие собственных технологий за счет создания актуальных киберфизических систем и современного конкурентоспособного программного обеспечения, проведен анализ самых быстрорастущих российских ИТ-компаний 2022 года, оборота выручки ИТ-сектора России за последний год. Рассмотрен потенциал российского ИТ-бизнеса в процессе цифровой трансформации, в том числе и за счет темпов роста чистой прибыли новых российских лидеров в этой отрасли, осознания значимости роли продуктового менеджера в работе отечественных ИТ-компаний.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье рассматривается проблема оценивания образовательных результатов в предметной области «Физическая культура». Раскрываются недостатки, связанные с навыками неоднозначности в выборе средств, методов, форм оценивания. В работе отмечается недостаточное методическое сопровождение с позиции оценки образовательных результатов. Представлен анализ подходов к оцениванию индивидуальных достижений обучающихся, регламентированных нормативными актами, результатами исследований специалистов по апробации программ мониторинга и системы оценивания качества физического воспитания, опросом педагогических кадров. Дается теоретическое обоснование и определен перечень рекомендаций, направленных на повышение качества и объективности контроля оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования; проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений обучающихся и внесения необходимых корректив в образовательный процесс. Определены механизмы планирования и мониторинга качества образовательных достижений по физической культуре. Выявлены показатели, влияющие на образовательные результаты. Представлены параметры повышения интереса обучающийся к образовательному процессу. Дается описание применяемых инструментов оценивания к методам контроля, стимулирования и диагностики. Определены параметры диагностирования, на которые стоит опираться при разработке оценочных материалов. Предлагаются эффективные онлайн-инструменты сбора данных с целью повышения качества диагностирования, позволяющие гибко оценивать достижения обучающихся. Дается оценка объективности контроля и получение всесторонней и достоверной информации. В качестве оценочного суждения раскрыты направления реализации навыков самооценки, самоанализа образовательных достижений, способствующие повышению мотивации и двигательной активности.
Актуальность данного исследования обусловлена повышенным интересом государства к формированию профессионального потенциала молодого поколения страны. Одной из ведущих тенденций современного общества является осознание государством особой роли студенческой молодежи, которая в ближайшем будущем составит профессиональную элиту России и будет оказывать влияние на экономическую, политическую и культурную жизнь страны. Для полноценной самореализации и профессионального становления молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни России государство и общество создают условия. Современному молодому человеку необходимо быть заинтересованным, инициативным, предприимчивым, ответственным и организованным. Это значит, что каждого представителя молодого поколения готовят к решению непредвиденных задач, требующих высокого уровня развития различных видов социальных навыков. В статье обсуждается важность социальной активности студентов в их профессиональном становлении и развитии. Анализируются сферы молодежной политики, мотивация к активной деятельности среди студентов, современные формы студенческого самоуправления, а также выявляются наиболее популярные направления развития среди обучающихся. В современной научной литературе тематика социальной активности находит широкий отклик, однако комплексного подхода к изучению данной темы во всем ее многообразии нами обнаружено не было, что актуализирует предпринятое нами исследование.
В статье представлен анализ деятельности педагога-психолога в образовательных организациях с позиций использования проблемно-ориентированного и ресурсно-ориентированного подходов, овладения новыми междисциплинарными и инклюзивными технологиями, а также навыками работы в кризисных и экстремальных ситуациях и обучения детей и педагогов методам противостояния различным формам агрессивного поведения. Рассмотрены актуальные проблемы деятельности психолога в образовательных учреждениях в контексте «вызовов» современного социума и их психологических последствий для подрастающего поколения, таких как: моббинг, буллинг и кибербуллинг среди детей и молодежи, конфликтное, аддиктивное и суицидальное поведение детей и подростков, делинквентность и агрессивность, шутинг, киберкоммуникативная зависимость и другие. Показана необходимость овладения педагогом-психологом социально-психологическими технологиями, позволяющими внедрять гибкие переговорные механизмы, трансформирующие пространство конфликтного взаимодействия и обеспечивающие информационно-психологическую безопасность детей и взрослых. Представлен анализ разных аспектов подготовки психологов и педагогов-психологов в Северо-Кавказском федеральном университете (СКФУ) с учетом ее ориентированности на практические запросы образования, раскрыты принципы вариативности, гибкости и междисциплинарности подготовки, непрерывности и комплексности образования. Показана специфика подготовки студентов психолого-педагогического факультета СКФУ, включающая их деятельность в научных центрах, лабораториях, профессиональных площадках и добровольческих психологических отрядах по обучению населения, в том числе школьников, приемам первой психологической помощи в кризисных ситуациях.
В статье представлены результаты научно-педагогического исследования, цель которого - разработка и обоснование педагогической модели подготовки учителей к осуществлению этнокультурного образования. с использованием индуктивных и дедуктивных методов теоретического исследования, анализа педагогической литературы и процесса практической деятельности с акцентом на их классификационный, казуальный, диалектический и системно-структурный аспекты обобщены теоретико-методологические основы педагогического моделирования. Это позволило спроектировать концептуальную природосообразную модель рассматриваемого процесса в русле компетентностного подхода. Раскрыты сущностно-содержательные характеристики ее структурных блоков: мотивационно-целевого, функционально-содержательного, операционно-технологического и оценочно-результативного. Научную новизну результатов исследования представляет также обоснование инновационности созданной модели, заключающейся в обеспечении возможности организации педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве, опираясь на сформированные этноориентированные компетенции. Концептуально-проективный характер природосообразной модели подготовки учителей к осуществлению этнокультурного образования позволяет проектировать этот процесс исходя из конкретных условий реальной педагогической ситуации.
Современный горноспасатель при проведении аварийно-спасательных работ должен в совершенстве знать технологии горнодобывающей отрасли, методы и технические средства спасения людей и ликвидации последствий аварий. Иметь отменное здоровье и особую физическую и психологическую подготовленность для выполнения профессиональных задач, связанных с экстремальными психофизическими нагрузками. В программу по специализированной физической подготовке важно включить конкретные физические упражнения, необходимые в профессиональной деятельности горного инженера-спасателя, которые в упрощенном виде можно отрабатывать в спортзале или на спортивных площадках вуза. Авторы делятся опытом, как простыми и доступными средствами подготовить студентов к тренировкам и сдаче нормативов по программе специализированной физической подготовки в учебных центрах горноспасательных подразделений. Показатели входного экспресс-теста для определения состояния сердечно-сосудистой системы обучающихся необходимы для определения их физической готовности к выполнению комплекса имитационных адаптированных упражнений и готовности к динамической работе на выносливость. Начинать формирование профессионально значимых качеств горных инженеров-спасателей необходимо с облегченного комплекса физических упражнений. Обучающиеся, показавшие результат не ниже среднего, могут приступать к упражнениям для выполнения горноспасательных работ «тяжелой степени тяжести», представленным в статье.
Целью данного исследования является выявление и раскрытие возможностей молодежных образовательных форумов в развитии социальной компетентности подрастающего поколения. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач: предоставление комплексной характеристики социальной компетентности старшеклассников; раскрытие структурных компонентов социальной компетентности; выявление особенностей молодежных образовательных форумов, создающих условия для интенсивного и эффективного развития социальной компетентности; выделение целевых ориентиров, задач и принципов форумной деятельности, ориентированной на развитие социальной компетентности. Авторами обосновано предположение о высоком потенциале молодежных образовательных форумов в развитии социальной компетентности старшеклассников. Предложены концептуальные основы организации форумной деятельности, направленной на повышение уровня социальной компетентности старшеклассников. Новизна данного исследования заключается в характеристике молодежных образовательных форумов как средства развития социальной компетентности; выделении целей, задач и принципов форумной деятельности, обеспечивающей повышение уровня социальной компетентности старшеклассников.
В статье дается определение профессиональной коммуникации. Постулируется, что термин «профессиональная коммуникация» крайне неоднозначен и расплывчат, но в то же время достаточно объёмен. Описываются три основных функции профессионального общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная. Устанавливается, что профессиональная коммуникация специалиста социальной работы расценивается как взаимодействие социального работника и получателя социальных услуг, которое порождается целями и содержанием их совместной деятельности. Выделяются главные компоненты в структуре профессиональной коммуникации: когнитивный, рефлексивный, мотивационно-потребностный, деятельностный. Определяются специфические особенности профессиональной коммуникации будущих специалистов социальной работы: многослойная коммуникация, вариативность коммуникативного взаимодействия, умение владеть разными способами коммуникативного воздействия и адекватно их использовать, необходимость создания условий для эффективной коммуникации. Обосновывается, что развитие профессиональной коммуникации является неотъемлемым компонентом подготовки будущих социальных работников, доказывается важность данного процесса. Научная новизна статьи заключается в том, что рассмотрен собственно процесс развития профессиональной коммуникации, определены особенности и пути формирования навыков эффективной профессиональной коммуникации в вузе на примере подготовки будущих специалистов социальной работы.
Резко возросший спрос на образовательные услуги на рынке высшего образования активизировал конкурентную борьбу между вузами. Это обусловило популярность внедрения в систему управленческого инструментария образовательных организаций маркетинговых технологий, способствующих повышению уровня их конкурентоспособности. Прежних коммуникационных приемов стало недостаточно для продвижения вуза на передовые позиции, в связи с чем актуализировались вопросы создания его уникального бренда. Данная проблема не обошла стороной и военные вузы, которые также нуждаются в повышении своей конкурентоспособности на образовательном рынке, посредством формирования и развития бренда современного военного института. Цель статьи - выявить Действенные пути формирования бренда военного вуза, позволяющего ему эффективно конкурировать с другими образовательными учреждениями в современном образовательном пространстве. В ходе исследования выделены специфические особенности брендинга в сфере образования, с учетом которых предложены основные пути совершенствования инструментов продвижения бренда военного вуза, позволяющие ему эффективно конкурировать с другими образовательными организациями: ориентация на функционирование в системе с богатым историческим наследием и нравственным содержанием; непрерывный мониторинг профессионального пути выпускников вуза; удержание достойного уровня профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава; формирование комфортных условий обучения с качественной материально-технической базой; создание благоприятной среды для активной жизни учащихся.
Статья посвящена актуальной проблеме влияния партнёрских взаимоотношений между педагогическими вузами и работодателями на повышение качества подготовки педагогических кадров. В работе рассмотрены современные механизмы взаимодействия педагогических вузов и общеобразовательных организаций, влияющие на совершенствование системы оценки качества педагогических кадров: демонстрационный экзамен в системе высшего педагогического образования; профессионально-общественная аккредитация программ подготовки педагогических кадров, а также формирование профессионального экспертного сообщества с целью оценки подготовки педагогических кадров и целевое обучение. Авторами сделаны выводы о том, что подготовка квалифицированных педагогических кадров требует совершенствования образовательного процесса педагогических вузов, а образовательное партнерство выступает при этом условием повышения качества подготовки педагогических кадров. Эмпирическим материалом выступили результаты анкетирования руководителей общеобразовательных организаций востока Калининградской области. Практическая значимость статьи состоит в использовании полученных результатов в системе высшего педагогического образования с целью обеспечения качественной профессиональной подготовки выпускников.
В статье определены возможности использования педагогических конструктов в структуре теоретизации основ, идей и технологий обеспечения возможностей изучения и реализации научно-педагогического исследования. Учтены основы формирования и использования формируемого опыта личности, который выделен с позиции общей педагогики, профессиональной педагогики, педагогики и психологии развития личности. Выделена типология педагогических конструктов, фасилитирующих возможности использования научно-педагогического поиска, цитирования, теоретизации и интерпретации результатов научной деятельности в адаптивно-продуктивном развитии личности. Определены педагогические условия корректности и оптимальности использования научно-педагогического поиска, цитирования, теоретизации и интерпретации результатов в научно-педагогическом исследовании. Намечены перспективы уровневой (СПО, ВО и ДПО) разработки программного сопровождения использования современных методов научного поиска и научного исследования в анализе качества и востребованности педагогических конструктов в научно-педагогическом поиске, научном цитировании, теоретизации и интерпретации.