К проблеме подготовки психологов для работы в системе образования в условиях вызовов современного социума
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.1.8
Аннотация
В статье представлен анализ деятельности педагога-психолога в образовательных организациях с позиций использования проблемно-ориентированного и ресурсно-ориентированного подходов, овладения новыми междисциплинарными и инклюзивными технологиями, а также навыками работы в кризисных и экстремальных ситуациях и обучения детей и педагогов методам противостояния различным формам агрессивного поведения. Рассмотрены актуальные проблемы деятельности психолога в образовательных учреждениях в контексте «вызовов» современного социума и их психологических последствий для подрастающего поколения, таких как: моббинг, буллинг и кибербуллинг среди детей и молодежи, конфликтное, аддиктивное и суицидальное поведение детей и подростков, делинквентность и агрессивность, шутинг, киберкоммуникативная зависимость и другие. Показана необходимость овладения педагогом-психологом социально-психологическими технологиями, позволяющими внедрять гибкие переговорные механизмы, трансформирующие пространство конфликтного взаимодействия и обеспечивающие информационно-психологическую безопасность детей и взрослых. Представлен анализ разных аспектов подготовки психологов и педагогов-психологов в Северо-Кавказском федеральном университете (СКФУ) с учетом ее ориентированности на практические запросы образования, раскрыты принципы вариативности, гибкости и междисциплинарности подготовки, непрерывности и комплексности образования. Показана специфика подготовки студентов психолого-педагогического факультета СКФУ, включающая их деятельность в научных центрах, лабораториях, профессиональных площадках и добровольческих психологических отрядах по обучению населения, в том числе школьников, приемам первой психологической помощи в кризисных ситуациях.
Об авторах
И. В. БелашеваРоссия
Белашева Ирина Валерьевна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности, Scopus AuthorID: 57190427634.
Ставрополь
Е. В. Бондаренко
Россия
Бондаренко Елизавет - Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и психологии личности.
Ставрополь
Н. А. Палиева
Россия
Палиева Надежда Андреевна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики, и. о. декана психолого-педагогического факультета.
Ставрополь
Список литературы
1. Белашева, И. В. Подготовка специалистов по направлению «Психология служебной деятельности»: специфика, задачи, проблемы / И. В. Белашева, М. Л. Есаян // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2016. - № 6(57). - С. 162-168. - Текст : непосредственный
2. Белашева, И. В. Конфликтологическая компетентность студентов образовательной среды высшего учебного заведения: исследование динамики становления / И. В. Белашева, М. И. Плугина, М. Л. Есаян // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2022. - Т. 21. - № S4. - С. 20-28. -Текст : непосредственный.
3. Бондаренко, Е. В. К вопросу теоретического анализа психологической помощи в процессе осуществления служебной деятельности: ключевые направления, задачи и цели / Е. В. Бондаренко, C. Н. Першина // Ананьевские чтения - 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков -к новым достижениям и инновациям : материалы Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 18-21 октября 2022 года. - Санкт-Петербург : ООО «Скифия-принт», 2022. - С. 561-562. -Текст : непосредственный.
4. Бондаренко, Е. В. Психологическое сопровождение профессионального развития и здоровья субъекта труда / Е. В. Бондаренко, Е. В. Соловьева // Социальные, гуманитарно-экономические и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире : материалы Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 24 апреля 2014 года / под ред. О. Н. Чувиловой. - Ставрополь : ИП Шкуро С. Н., 2014. - С. 119-121. - Текст : непосредственный.
5. Болотова, О. В. Проблема информационно-психологической безопасности и риски искажения познавательной деятельности студентов в условиях цифровизации / О. В. Болотова, Е. В. Бондаренко, О. В. Соловьева // Политическая инфраструктура безопасности социальных систем : материалы круглого стола, Санкт-Петербург, 25 марта 2021 года. - Санкт-Петербург: Балтийский государственный технический университет «Военмех», 2021. - С. 37-41. - Текст : непосредственный.
6. Дубровина, И. В. О профессиональной подготовке практического психолога образования // Гуманизация образования. - 2010. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-professionalnoy-podgotovke-prakticheskogo-psihologa-obrazovaniya (дата обращения: 16.02.2023). - Текст : электронный.
7. Клейберг, Ю. А. Шуттинг как психолого-девиантологический феномен / Ю. А. Клейберг // Вестник экспериментального образования. - 2020. - № 1(22). - С. 1-11. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/shutting-kak-psihologo-deviantologicheskiy-fenomen (дата обращения: 10.02.2023). - Текст : электронный.
8. Тащёва, А. И. Психологическая служба вуза: основные задачи и направления функционирования / А. И. Тащёва, Г. В. Валеева, С. В. Гриднева, М. Р. Арпентьева // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2022. - № 2 (58). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-sluzhba-vuza-osnovnye-zadachi-i-napravleniya-funktsionirovaniya (дата обращения: 16.02.2023). - Текст : электронный.
9. Розин, В. М. Психологическая практика, культура, наука // Философия науки и техники. - 2005. -№ 1. - С. 289-309. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-praktika-kultura-nauka (дата обращения: 16.02.2023). - Текст : электронный.
10. Ягубова, Л. А. Особенности подготовки психолога-консультанта к профессиональной деятельности / Л. А. Ягубова // Мировая наука. - 2019. - № 10(31). - С. 238-240. - Текст : непосредственный.
11. The state management of development of the professional and qualification potential in Russian higher education / K. V. Vodenko, I. V. Belasheva, A. A. Zalevskaya [et al.] // On the Horizon. - 2019. - Vol. 27. -No. 3-4. - P. 166-172. - DOI 10.1108/OTH-07-2019-0047. - Текст : непосредственный
Рецензия
Для цитирования:
Белашева И.В., Бондаренко Е.В., Палиева Н.А. К проблеме подготовки психологов для работы в системе образования в условиях вызовов современного социума. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(1):64-71. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.1.8
For citation:
Belasheva I.V., Bondarenko E.V., Palieva N.A. On the problem of training psychologists to work in the education system in the context of the challenges of modern society. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(1):64-71. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.1.8