ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Сегодня на наших глазах рушится прежний миропорядок, характеризуемый господством англосаксонской группы во главе с США. Порождается новое мироустройство, отличительной чертой которого является появление новых центров экономического и политического влияния, рост суверенизации многих государств. Данные процессы заметно ускорились в связи с эпидемией короновируса и началом специальной военной операции на Украине. Происходят глубинные социоэкономические и политические процессы, затрагивающие состояние цивилизационной матрицы: социальную направленность в обществе, цикличность и историзм экономического развития, демографию, и т.д. Еще более сложными ожидаются последствия данных процессов: появление новых полюсов политического и экономического влияния, союзов и партнерств, логистических финансовых и транспортных схем. В статье сделана попытка систематизации и переосмысления вышеуказанных процессов.
Правильный выбор методов оценки активов организации – основа успешного ее функционирования в определенных условиях развития. В исследовании установлено, что отдельные методы оценки активов организации ориентированы на определение их стоимости, а активы, выраженные физическими и нематериальными объектами, имеют определенную стоимость. Выделены виды оценки стоимости активов, включающие: фактическую, текущую, текущую рыночную стоимость, дисконтированную, справедливую стоимость, особая значимость отводится справедливой стоимости активов организации. Охарактеризованы методы рыночного, затратного, доходного подходов к оценке стоимости активов, общие и специальные методы оценки активов. Отдельное внимание уделяется методу оценки стоимости чистых активов организации, представленному в виде последовательности 6 этапов реализации. Методом чистых активов оценивают фондоемкие производства или холдинговые организации, операционные, инвестиционные активы, но его использование осложнено при оценке активов развивающихся организаций. В результате сформулированы правила использования методов оценки активов, предполагающие их уместное использование в отдельных ситуациях, применение математического взвешивания к полученным результатам оценки.
Цель исследования – развитие приоритетного инструментария оценки финансового состояния корпорации разными категориями стейкхолдеров, как фактическими, так и потенциальными. В исследовании идентифицированы основные направления финансовой деятельности корпорации с позиции фактических и потенциальных стейкхолдеров, реализован традиционный инструментарий их оценки фактическими стейкхолдерами – собственниками, финансовыми менеджерами, кредиторами, лендерами, инвесторами, поставщиками и др. Определено, что универсальный показатель оценки финансового состояния корпорации для всех категорий стейкхолдеров – устойчивость ее источников финансирования в текущий и стратегический период. В результате обоснован выбор приоритетного универсального показателя оценки устойчивости источников финансирования корпорации, имеющий практическую значимость для фактических и потенциальных стейкхолдеров в условиях неопределенности и риска.
Целью работы является рассмотрение методов оценки инновационных проектов, оказывающих влияние на принятие решений. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что для успешного функционирования предприятию необходимо переориентировать себя на новые, конкурентоспособные виды товаров и услуг, а также на завоевание новых рынков сбыта продукции. Одним из основных источников конкурентных преимуществ и развития являются инновации, позволяющие эффективно реализовывать инновационные проекты, которые становятся важнейшим ресурсом для предприятия. Отсюда необходимость использования технологических достижений в производстве товаров и услуг, постоянное улучшение их качества, нахождение новых способов сокращения затрат и повышение конкурентоспособности. Для формирования подходов к определению стратегии развития и выживания организации должны всегда иметь в виду ключевые вопросы стратегического плана в области создания и разработки новых, уникальных и конкурентоспособных продуктов.
Целью исследования является анализ потенциальных налоговых возможностей Северо-Кавказского федерального округа в условиях действующих в 2022 году санкций. Методологической базой послужили экономико-математические методы, математическое моделирование. В статье дана характеристика процента выполнения бюджетных назначений за первый квартал 2022 года, особое внимание уделено уровню задолженности по налогам и сборам, имеющему место на данном временном отрезке исследования, охарактеризованы основные причины его возникновения. Регионы округа проранжированы в зависимости от уровня налогового потенциала на территории: с низким, средним, высоким уровнем налоговой активности, даны рекомендации по ее наращиванию в части как ликвидации задолженности, так и переориентации субфедеральной фискальной политики с целью роста налоговых доходов бюджетной системы, предоставления налоговых преференций пострадавшим отраслям экономики, увеличения гибкости налогово-бюджетного регулирования, смещения приоритетов последнего в зависимости от изменения условий внешней среды.
Разработка доктрины продовольственной безопасности как необходимого нормативного документа может служить основой для дальнейшего создания отраслевых программ в аграрной сфере. Первоначальная цель создания доктрины – это обеспечение населения республики качественными и доступными товарами сельского хозяйства. Данный шаг для Республики Южная Осетия является важной составляющей развития агропромышленного комплекса. Материалами для данного исследования послужили книги и статьи авторов, изучающих данную тематику. Источниками статистических данных стали сборники Управления государственной статистики Республики Южная Осетия, нормативно-правовые акты, а также данные Министерства экономического развития Республики Южная Осетия. В статье также проведен анализ производственного потенциала агропромышленного комплекса страны: приведены показатели растениеводства, животноводства за 5 лет и сделан вывод о том, что собственное производство по необходимым продуктам не достигает медицинской нормы потребления. Поэтому целесообразно будет применять в доктрине показатели, учитывающие потребности населения. Вместе с тем доктрина не должна носить декларативный характер, все заложенные в нее параметры должны быть научно обоснованы и увязаны с соответствующей ресурсной базой. Согласно проведенному исследованию, в республике есть необходимый потенциал для восстановления и последующего развития агропромышленного комплекса.
Кластерное развитие отраслей экономики на протяжении последних десятилетий отчетливо доказало свою состоятельность за счет синергетического эффекта деятельности различных структур, входящих во внутренний и внешний контур кластера. Эффективность агропромышленных кластеров приобретает особую роль ввиду решающего значения отрасли для обеспечения продовольственной безопасности. В качестве основы для данной работы были выбраны научные труды исследователей в данной сфере, а также официальные статистические данные Республики Южная Осетия. Продовольственная безопасность играет, в свою очередь, первостепенную роль для развития молодого государства, которым является Республика Южная Осетия. В данной статье предлагаются оптимальные формы кластерных образований для эффективного функционирования аграрной отрасли и повышения уровня продовольственной безопасности республики. В качестве примера рассматривается опыт соседнего государства – Российской Федерации – и других стран, где сформированы агропромышленные кластеры и государственной поддержке агропромышленного комплекса уделяется большое внимание. Показатели производства сельскохозяйственной продукции в республике постоянно меняются, а государственная поддержка данной отрасли занимает менее 1 % от совокупных расходов бюджета. Однако исходя из того, что сумма выданных льготных кредитов является наибольшей именно в сфере сельского хозяйства, можно сделать вывод о том, что данная отрасль является приоритетной. Хотя льготное кредитование предпринимателей является значимой формой государственной поддержки, остается необходимость в формировании кластеров с четкой структурой для разработки комплексного подхода к решению проблемы с недостаточной развитостью отрасли. В статье предлагается определенная схема кластера, которая, по мнению авторов, будет способствовать более эффективному функционированию отрасли.
Целью исследования является рассмотрение основных вопросов эффективности инвестиционной деятельности субъектов российской экономики в условиях санкций. Материалы и методы, используемые в статье, основаны на проведенных ранее исследованиях, результаты которых опубликованы в научных и периодических экономических изданиях. Основные результаты отражают рассмотренные в статье пути удержания объемов инвестиций в российскую экономику в условиях экономических санкций, а также поиски альтернативных инвестиционных проектов с учетом особенностей экономического состояния регионов страны, в частности состояния отраслей Ставропольского края. Выводы и обоснование новизны работы констатируют тот факт, что, несмотря на санкционное давление на российскую экономику, поток инвестиций не сокращается, а наоборот в некоторых отраслях увеличивается. В инвестиционной деятельности повышается роль субъектов Российской Федерации. Несмотря на широкий интерес к данной проблематике, авторы статьи акцентировали внимание на региональном аспекте, с учетом отраслевых особенностей экономики Ставропольского края, что придает исследованию новизну и актуальность.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Исследование имело целью дать оценку влияния академической революции на отдельные вузы Российской федерации в контексте современного экономического развития. Установлено, что в системе высшего образования для всех стран мира турбулентность и хаотичность среды приводят к тому, что организации, не применяющие эффективного инструментария управления изменениями, находятся на пути к упадку и исчезновению. В связи с этим подчёркивается ключевая роль анализа одного из глобальных современных трендов – академической революции как предпосылки разработки такого инструментария. Были проанализированы четыре различные вуза РФ с точки зрения воздействия на них базового противоречия академической революции: компонентов массовизации высшего образования и высоких запросов экономики знаний относительно результатов образовательной и исследовательской деятельности.
Одной из задач педагога в связи с глобальными изменениями окружающей действительности (всеобщей цифровизации: цифровое правительство, цифровая медицина, цифровая экономика, цифровое образование и др.) становится поиск места в новом мире каждому члену общества, то есть социализация в цифровом мире, а также формирование у граждан цифровой грамотности, включающей в себя цифровое потребление (количество личных контактов в социальных сетях, личных гаджетов, владение цифровыми технологиями и инструментами и т. д.), цифровые компетенции (поиск информации; использование мобильных устройств, социальных сетей; производство контента и др.), цифровая безопасность (защита персональных данных, борьба с угрозами, в том числе фейками и вирусами; отношение к пиратскому контенту; уровень культуры взаимодействия в соцсетях и т. д.). Формирование высококвалифицированного учителя, способного стать во главе трансформационных процессов, является одной из приоритетных задач педагогического образования. Статья посвящена описанию практических кейсов, критериев и принципов для студенческой олимпиады по цифровой педагогике в дистанционном формате. Описанные типы заданий направлены на проверку уровня сформированности цифровой грамотности самих будущих учителей, а также потенциала их как педагогов, способных развивать цифровую грамотность своих учеников в повседневной профессиональной деятельности. Для наглядности в работе представлены статистические данные проведенной олимпиады «Педагогическое цифроведение», организованной в 2019–2022 гг. Институтом развития цифрового образования Московского педагогического государственного университета.
В статье обосновывается актуальность проблемы исследования восприятия времени в субъектно-личностном пространстве. На основе анализа научных источников дается описание феномена психологического времени, выделена триада «прошлое – настоящее – будущее», в рамках которой происходит развитие и становление личности. С целью исследования влияния индивидуально-психологических особенностей личности на субъективное восприятие времени проведена диагностика обучающихся старших классов (методики: «Семантический дифференциал времени», «Методика исследования самоотношения»). На основе анализа полученных эмпирических данных обосновано предположение о том, что уровень проявления внутренней конфликтности личности оказывает влияние на восприятие прошлого, настоящего и будущего времени. Новизна работы заключается в том, что проблема субъективного восприятия времени изучалась с учетом возраста (ранний юношеский возраст, характеризующийся проявлением кризиса идентичности и являющийся слабо изученным в плане субъективного восприятия времени) и психологических особенностей, в частности уровня проявления внутренней конфликтности. В ходе исследования автор приходит к выводу, что благополучие, позитивное восприятие себя, уверенность в себе, восприятие мира и своего будущего как относительно стабильного, непротиворечивого и безопасного в раннем юношеском возрасте обусловлено отношением к прошлому, его эмоциональной оценкой.
В статье рассматривается вопрос информатизации процесса подготовки будущих специалистов технического профиля. Анализируются научные работы по исследованиям эффективности применения электронных и мультимедийных средств обучения. Цель статьи – проиллюстрировать практику информатизации процесса подготовки будущих специалистов технического профиля. Рассматриваются различные средства информатизации учебного процесса. Приведены типы компьютерных программ (КП), которые используются в процессе подготовки специалистов технического профиля. Представлены некоторые примеры внедрения программного продукта «Английский язык: краткий курс физики» в учебный процесс. Сделан вывод о том, что программный продукт позволяет усилить мотивацию и повысить интерес студентов к изучению дисциплины «Иностранный язык».
В статье рассматриваются особенности формирования гражданской идентичности студентов педагогического колледжа, проводится их анализ. Основными результатами исследования являются следующие: гражданская идентичность студентов педагогического колледжа может быть сформирована в рамках ряда мероприятий: непосредственно образовательная деятельность в виде циклов занятий, посвященных формированию, гражданской идентичности; долговременные проекты, направленные на формирование гражданской идентичности; деятельность в рамках педагогической практики. Автором проанализированы существующие подходы к формированию гражданской идентичности молодежи в отдельных субъектах федерации; предложен ряд направлений, позволяющих эффективно формировать гражданскую идентичность у студентов педагогического колледжа; определены перспективы дальнейших исследований в сфере формирования гражданской идентичности современной российской молодежи в целом и студентов педагогических колледжей в частности.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования аутентичной, или подлинной, идентичности обучающегося в эпоху интенсивной цифровизации и поликультуризации социума. Целью данного исследования выступает анализ поливариативности идентичностей, адаптируемых посредством использования социально и личностно значимых аутентичных контекстов и веб-технологий. В статье исследуется специфика процесса цифровой самоидентификации личности в качестве неотъемлемого компонента когнитивно-деятельностной и личностно ориентированной модели аутентичной педагогики. В результате проведенного исследования было выявлено, что аутентичная педагогика и лингводидактика могут стать концептуальной основой формирования подлинной и уникальной цифровой идентичности в качестве новой модальности социально-профессиональной самоакутализации в ходе нефорсированной коммуникативной деятельности с целью создания оригинального интеллектуального продукта. Важным выводом данного исследования является то, что для самопрезентации уникального медийного образа в иноязычном цифровом пространстве необходимо соблюдение основных принципов аутентичной педагогики: коммуникативность, когнитивность, просоциальность, интерактивность и личная свобода.
Статья посвящена проблеме исследования особенностей развития лексики детей раннего возраста группы риска. Из теории и практики логопедии известно, что богатство словаря является признаком высокого развития речи ребенка, поэтому проблема изучения лексического запаса имеет важное место в современной логопедии. Целью исследования явилось эмпирическое изучение процесса развития лексики у детей раннего возраста группы речевого риска. В статье описываются факторы риска, категории детей раннего возраста, относящиеся к группе риска, а также диагностические показатели лингвистического развития детей, позволяющие отнести детей к группе речевого риска и определить отставание или нарушение анатомо-физиологических предпосылок речевой деятельности. Анализ материалов эксперимента позволил дать развернутую характеристику владения лексикой детьми раннего возраста группы речевого риска. Статья представляет интерес для логопедов, дефектологов, педагогов инклюзивного образования, а также студентов и аспирантов, интересующихся современными приоритетами и тенденциями развития системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В статье представлен анализ аспектов социально-психологических и личностных качеств, необходимых учащимся профильных медицинских классов: волевой, интеллектуальный и эмоционально-нравственный. Представлена характеристика каждого аспекта. Выделены положительные и негативные проявления в каждой группе. Новизна исследования определяется требованиями общества к личностным качествам учащихся профильных классов, планирующих связать свою будущую профессиональной деятельность с медициной. Выводы показывают, что необходима целенаправленная педагогическая работа по развитию личностных качеств у учащихся профильных медицинских классов в период обучения в общеобразовательном учреждении.
В статье представлены основные проблемы, которые испытывают родители детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их корреляция с уровнем развития родительской компетенции (в частности информационно-коммуникативного компонента), описаны и аргументированы инструменты экспериментальной работы по выявлению степени развития данного компонента; описаны основные результаты диагностики, их анализ и интерпретация. Представлены выводы о зависимости степени развития информационно-коммуникативного компонента родительской компетенции (применительно к родителям детей с ОВЗ и лицам, их замещающим), возникающими барьерами социального взаимодействия при формировании запроса, ориентированного на удовлетворение особых потребностей своих детей и возможностями их преодоления. Также сделано заключение о необходимости учета корреляции данных феноменов.
В статье описаны возможности повышения качества использования научного цитирования и научного поиска в системе непрерывного образования. Целостность постановки проблемы развития обучающихся и педагогов выделена в контексте идей и технологий непрерывного образования, в структуре которого осуществляется работа над дипломными работами (СПО), выпускными квалификационными работами (ВО), итоговыми аттестационными работами (ДПО) и определяется в теоретизации и реализации идей реализуемая форма защиты. Выделены и обоснованы возможности использования различных видов научного цитирования в системе непрерывного образования, описаны модели научного поиска в структуре выполнения научных работ по педагогике, раскрыты основы адаптивно-продуктивного включения обучающегося в систему научно-исследовательской работы по педагогике. Детерминированы и проиллюстрированы принципы использования научного цитирования и научного поиска в обеспечении качества научного исследования по педагогике. Сопоставлены возможности использования дидактической и научной теоретизации в профессиональном становлении педагога. Охарактеризованы педагогические условия повышения результативности использования научного цитирования и научного поиска в обеспечении качества научного исследования по педагогике. Выделены направления будущих научных публикаций в структуре описания и исследования теоретизируемого процесса.