Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Характеристика лексики детей раннего возраста группы речевого риска

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.6.15

Аннотация

Статья посвящена проблеме исследования особенностей развития лексики детей раннего возраста группы риска. Из теории и практики логопедии известно, что богатство словаря является признаком высокого развития речи ребенка, поэтому проблема изучения лексического запаса имеет важное место в современной логопедии. Целью исследования явилось эмпирическое изучение процесса развития лексики у детей раннего возраста группы речевого риска. В статье описываются факторы риска, категории детей раннего возраста, относящиеся к группе риска, а также диагностические показатели лингвистического развития детей, позволяющие отнести детей к группе речевого риска и определить отставание или нарушение анатомо-физиологических предпосылок речевой деятельности. Анализ материалов эксперимента позволил дать развернутую характеристику владения лексикой детьми раннего возраста группы речевого риска. Статья представляет интерес для логопедов, дефектологов, педагогов инклюзивного образования, а также студентов и аспирантов, интересующихся современными приоритетами и тенденциями развития системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Об авторах

Ю. В. Прилепко
СКФУ
Россия

Прилепко Юлия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, Психолого-педагогический факультет

Ставрополь



Е. А. Эм
СКФУ
Россия

Эм Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, Психолого-педагогический факультет

Ставрополь



А. О. Сергеева
СКФУ
Россия

Сергеева Анна Олеговна, специалист Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Ставрополь



Список литературы

1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебное пособие / Е. Ф. Архипова. – Москва : Астрель, 2006. – 254 с. – Текст : непосредственный.

2. Буянов, М. М. Ребенок из неблагоприятной семьи / М. М. Буянов. – Москва, 1988. – 207 с. – Текст : непосредственный.

3. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / О. Е. Громова. – Москва, 2003. –234 с. – Текст : непосредственный.

4. Громова, О. Е. Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз / О. Е. Громова. – Москва : Просвещение, 2007. – 228 с. – Текст : непосредственный.

5. Елисеева, М. Б. Лексикон ребенка раннего возраста / М. Б. Елисеева // Речь ребенка: ранние этапы / под ред. С. Н. Цейтлина. – Санкт-Петербург : Балтика, 2000. – 33 с. – Текст : непосредственный.

6. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. – Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 2009. – 382 с. – Текст : непосредственный.

7. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. – Москва : Просвещение, 1971. – 192 с. – Текст : непосредственный.

8. Ковригина, Л. В. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития / Л. В. Ковригина. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2011. – 169 с. – Текст : непосредственный.

9. Левина, Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов / Р. Е. Левина. – Москва : ВЛАДОС, 2001. 120 с. – Текст : непосредственный.

10. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи / А. А. Леонтьев. // Основы теории речевой деятельности. – Москва : Наука, 2004. – 317 с. – Текст : непосредственный.

11. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. – Москва : Гардарики, 2005. – 269 с. Текст : непосредственный.

12. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина / под ред. В. И. Селиверстова. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 408 с. – Текст : непосредственный.

13. Нейропсихологические основы диагностики, коррекции и профилактики нарушений речи у детей / сост. Г. М. Вартапетова ; Новосибирский ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2013. – 143 с. – Текст : непосредственный.

14. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Академия, 2008. – 253 с. – Текст : непосредственный.

15. Прилепко, Ю. В. Факторы риска и профилактика возникновения возможных нарушений развития в раннем возрасте / Ю. В. Прилепко, Е. С. Слюсарева, Е. А. Шеховцова // Мир науки, культуры и образования. – 2014. – № 6 (49). – С. 252–254. – Текст : непосредственный.

16. Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска раннего возраста / под общ. ред. С. В. Бобрышова, Ю. В. Прилепко. – Ставрополь : СГПИ. 2014. – 205 с. – Текст : непосредственный.

17. Разенкова, Ю. А. Система ранней помощи. Поиск основных векторов развития / Ю. А. Разенкова. Москва : Карапуз, 2011. – 90 с. – Текст : непосредственный.

18. Степанов, П. В. Современная теория воспитания : словарь-справочник / П. В. Степанов. – Москва, 2016. – 48 с. – Текст : непосредственный.

19. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии : пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – Москва : Просвещение ; Владос, 1995. – 291 с. – Текст : непосредственный.

20. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – Москва : Просвещение, 2009. – 223 с. – Текст : непосредственный.

21. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к развитию речи у детей раннего возраста : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Суркова Татьяна Владимировна. – Тольятти, 2011. – С. 169–189. – Текст : непосредственный.

22. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. – 4-е изд., доп. – Москва : АРКТИ, 2003. – 240 с. – Текст : непосредственный.


Рецензия

Для цитирования:


Прилепко Ю.В., Эм Е.А., Сергеева А.О. Характеристика лексики детей раннего возраста группы речевого риска. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022;(6):128-135. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.6.15

For citation:


Prilepko Yu.V., Em E.A., Sergeeva A.O. Characteristics of the vocabulary of young children of the speech risk group. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2022;(6):128-135. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.6.15

Просмотров: 162


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)