Практические кейсы для олимпиад по цифровой педагогике
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.6.10
Аннотация
Одной из задач педагога в связи с глобальными изменениями окружающей действительности (всеобщей цифровизации: цифровое правительство, цифровая медицина, цифровая экономика, цифровое образование и др.) становится поиск места в новом мире каждому члену общества, то есть социализация в цифровом мире, а также формирование у граждан цифровой грамотности, включающей в себя цифровое потребление (количество личных контактов в социальных сетях, личных гаджетов, владение цифровыми технологиями и инструментами и т. д.), цифровые компетенции (поиск информации; использование мобильных устройств, социальных сетей; производство контента и др.), цифровая безопасность (защита персональных данных, борьба с угрозами, в том числе фейками и вирусами; отношение к пиратскому контенту; уровень культуры взаимодействия в соцсетях и т. д.). Формирование высококвалифицированного учителя, способного стать во главе трансформационных процессов, является одной из приоритетных задач педагогического образования. Статья посвящена описанию практических кейсов, критериев и принципов для студенческой олимпиады по цифровой педагогике в дистанционном формате. Описанные типы заданий направлены на проверку уровня сформированности цифровой грамотности самих будущих учителей, а также потенциала их как педагогов, способных развивать цифровую грамотность своих учеников в повседневной профессиональной деятельности. Для наглядности в работе представлены статистические данные проведенной олимпиады «Педагогическое цифроведение», организованной в 2019–2022 гг. Институтом развития цифрового образования Московского педагогического государственного университета.
Об авторах
О. В. ГордиенкоРоссия
Гордиенко Оксана Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, директор Института развития цифрового образования
А. А. Соколова
Россия
Соколова Анастасия Александровна, заместитель директора Института развития цифрового образования
О. А. Иванов
Россия
Иванов Олег Андреевич, ведущий специалист Института развития цифрового образования
В. В. Федоров
Россия
Федоров Владислав Вячеславович, ведущий специалист Института развития цифрового образования
Список литературы
1. Баишева, М. И. Совершенствование методики подготовки учащихся к олимпиадам по математике: на примере 3–5 классов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Баишева Мария Ивановна. – Москва, 2004. – 20 с. – Текст : непосредственный.
2. Березин, С. В. Олимпиада по психологии (практикум по психологии) / С. В. Березин, М. Е. Серебрякова. – Самара : Универс-групп, 2006. – 56 с. – Текст : непосредственный.
3. Всероссийская дистанционная педагогическая олимпиада «Цифровая грамотность педагога (от теории к практике)». – URL: https://mir-olimpiad.ru/olimpiady/455-tsifrovaya-gramotnost-pedagoga-ot-teorii-k-praktike (дата обращения: 08.04.2022). – Текст : электронный.
4. Всероссийская олимпиада для студентов по спецдисциплинам «Цифровая грамотность (Google сервисы в образовании)». – URL: https://mir-olimpiad.ru/olimpiady/456-tsifrovaya-gramotnost-pedagoga-google-servisy-v-obrazovanii/ (дата обращения: 08.04.2022). – Текст : электронный.
5. Гликман, И. З. Педагогическая олимпиада студентов / И. З. Гликман. // Педагогическое образование. – 1990. – Вып. 1. – С. 66–70. – Текст : непосредственный.
6. Гоник, И. Л. Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы / И. Л. Гоник, О. В. Юрова, А. В. Текин, А. В. Фетисов, О. К. Чесноков // Высшее образование в России. – 2015. – № 5. С. 119–124. – Текст : непосредственный.
7. Гордиенко, О. В. Творческие задания коммуникативной направленности как средство развития личности школьников на уроках русского языка / О. В. Гордиенко, О. Ю. Князева. // Наука и школа. 2014. – № 2. – С. 54–60. – Текст : непосредственный.
8. Данилюк, А. Я. Цифровое общее образование / А. Я. Данилюк, А. А. Факторович. – Москва : Авторская мастерская, 2019. – 229 с. – Текст : непосредственный.
9. Дарамаева, А. А. Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Дарамаева Анисия Анатольевна. – Москва, 2010. – 18 с. – Текст : непосредственный.
10. Иванова, Е. О. Инновационные образовательные практики: понимание, дидактическое описание, классификация / Е. О. Иванова., И. М. Осмоловская. // Образование и общество. – 2018. – № 1-2. С. 14–20. – Текст : непосредственный.
11. Кошкин, В. И. О повышении эффективности всероссийских студенческих олимпиад / В. И. Кошкин, А. И. Гордеев, А. В. Белоцерковский, И. А. Каплунов, А. А. Мальцева, Е. Л. Пустовалова // Высшее образование в России. – 2014. – № 11. – С. 25–30. – Текст : непосредственный.
12. Кундозерова, Л. И. Олимпиада по педагогике в развитии профессиональной компетентности будущего учителя / Л. И. Кундозерова, Л. И. Гуревич, Г. Н. Бойченко // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 82–84. – Текст : непосредственный.
13. Лубинская, Т. Н. Формирование исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 13.00.01 / Лубинская Татьяна Николаевна. – Киров, 2010. – 24 с. Текст : непосредственный.
14. Международные студенческие олимпиады : исследование на материалах Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета 2018». – Москва : Ассоциация составителей рейтингов, рэнкингов и иных оценок эффективности, 2019. – 23 с. – Текст : непосредственный.
15. Овчинников, О. Ю. Олимпиады по физике как средство развития интереса к предмету и творчеству учащихся : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Овчинников Олег Юрьевич. – Москва, 1985. – 34 с. – Текст : непосредственный.
16. Ондар, Л. М. Об организации студенческой олимпиады по психологии и педагогике (из опыта работы) / Л. М. Ондар, А. С. Фрокол // Вестник Тувинского государственного университета: Педагогические науки. – 2014. – № 4. – С. 52–62. – Текст : непосредственный.
17. Подлесный, Д. В. Методика подготовки и проведения физических олимпиад в основной школе России : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Подлесный Дмитрий Владимирович. – Москва, 2001. – 15 с. – Текст : непосредственный.
18. Попов, А. И. История становления и тенденции развития олимпиадного движения по теоретической механике : монография / под науч. ред. д-ра пед. наук Н. П. Пучкова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. – 136 с. – Текст : непосредственный.
19. Садыкова, Е. В. Региональная предметная олимпиада студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга 2018 года по биотехническим системам / Е. В. Садыкова, З. М. Юлдашев // Сборник материалов региональных предметных студенческих олимпиад высших учебных заведений, расположенных на территории Санкт-Петербурга. – Санкт-Петербург : Правительство Санкт-Петербурга, 2018. – С. 16–20. – Текст : непосредственный.
20. Сальникова, Н. Л. Из истории олимпиадного движения в России / Н. Л. Сальникова // Олимпиадное движение: проблемы и перспективы развития : сборник статей / под общ. ред. А. Н. Лунькина. – Москва : Колледж современных технологий, 2016. – С. 47–50. – Текст : непосредственный.
21. Сергеев, В. Н. Каким должно быть олимпиадное задание / В. Н. Сергеев. // Вестник высшей школы. 1985. – № 2. – С. 71–74. – Текст : непосредственный.
22. Скотникова, А. М. Олимпиада как психолого-педагогическая технология обучения в вузе / А. М. Скотникова // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 229–237. – Текст : непосредственный.
23. Стародубец, Е. Е. Роль студенческих олимпиад в развитии высшего профессионального образования / Е. Е. Стародубец, Т. П. Петрова, С. В. Борисевич // Вестник технологического университета. 2014. – Т. 17. – С. 342–346. – Текст : непосредственный.
24. Телкова, С. А. О методике подготовки курсантов высших учебных заведений МВД России к математическим олимпиадам / С. А. Телкова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. № 2-4 (33). – С. 28–29. – Текст : непосредственный.
25. Шейпак, А. Студенческие олимпиады / А. Шейпак, Г. Козлова // Высшее образование в России. 1999. – № 1. – С. 104–106. – Текст : непосредственный.
26. Шитроков, Н. А. Региональная предметная олимпиада студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга 2018 года по математике / Н. А. Шитроков, И. Ю. Попов, В. М. Фролов, А. Е. Рыжков, И. В. Блинова, Т. В. Родина, А. И. Трифонов, А. И. Попов // Сборник материалов региональных предметных студенческих олимпиад высших учебных заведений, расположенных на территории Санкт-Петербурга. – Санкт-Петербург : Правительство Санкт-Петербурга, 2018 С. 49–55. – Текст : непосредственный.
27. Якубель, Г. И. Олимпиада по педагогике как средство профессионально-творческого развития будущих учителей-дефектологов / Г. И. Якубель, В. В. Радыгина // Збірник наукових праць Кам’янець-Подільського національного університету ім. Івана Огієнка. Серія соціальнопедагогічна. Вип. XXI: в 2 ч. Ч. 2. – Кам’янець-Подiльський : Медобори, 2012. – С. 268–276. – Текст : непосредственный.
28. Bailey, А. Making Digital Learning Work. Success Strategies from six leading Universities and Community Colleges / A. Bailey, N. Vaduganathan, N. Henry, R. Laverdiere, L. Puglese. – The Boston Consulting Group, 2018. – 57 р. – Text : unmediated.
29. Coe, R. Research Methods and Methodologies in Education / R. Coe, M. Waring, L.V. Hedges, J. Arthur. Los Angeles ; London ; New Delhi : SAGE Publications Ltd, 2017. – 390 p. – Text : unmediated.
30. Hattie, J. Visible Learning for Teachers: Maximizing Impact on Learning / J. Hattie. – New York, 2012. 285 р. – Text : unmediated.
31. Innovative Learning Strategies For Modern Pedagogy. – URL: https://www.teachthought.com/the-future-of-learning/10-innovative-learningstrategies-for-modern-pedagogy/ (accessed: 08.04.2022). – Text : electronic.
32. Innovative teaching and learning: From research to practice // Scan / Past issues. Vol. 33, 2014. – URL: https://education.nsw.gov.au/teachingand-learning/professional-learning/scan/past-issues/vol-33,-2014/innovativeteaching-and-learning-from-research-to-practice.-part-one (accessed: 08.04.2022). – Text : electronic.
Рецензия
Для цитирования:
Гордиенко О.В., Соколова А.А., Иванов О.А., Федоров В.В. Практические кейсы для олимпиад по цифровой педагогике. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022;(6):79-91. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.6.10
For citation:
Gordienko O.V., Sokolova A.A., Ivanov O.A., Fyodorov V.V. Practice cases for digital pedagogy olympiad assignments. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2022;(6):79-91. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.6.10