Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Роль информационно-коммуникативного компонента родительской компетенции в решении проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.6.17

Аннотация

В статье представлены основные проблемы, которые испытывают родители детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их корреляция с уровнем развития родительской компетенции (в частности информационно-коммуникативного компонента), описаны и аргументированы инструменты экспериментальной работы по выявлению степени развития данного компонента; описаны основные результаты диагностики, их анализ и интерпретация. Представлены выводы о зависимости степени развития информационно-коммуникативного компонента родительской компетенции (применительно к родителям детей с ОВЗ и лицам, их замещающим), возникающими барьерами социального взаимодействия при формировании запроса, ориентированного на удовлетворение особых потребностей своих детей и возможностями их преодоления. Также сделано заключение о необходимости учета корреляции данных феноменов.

Об авторах

О. Д. Сальникова
СКФУ
Россия

Сальникова Олеся Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики психолого-педагогического факультета



Н. А. Прядко
СКФУ
Россия

Прядко Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики психолого-педагогического факультета



Н. Б. Ромаева
ГБУ ДО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Россия

Ромаева Наталья Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебно-организационной работе



А. В. Кухлеева
СКФУ
Россия

Кухлеева Анна Валерьевна, студент 1 курса магистратуры по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, магистерская программа «Обучение и реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра»



Список литературы

1. Галасюк, И. Н. Разработка и апробация опросника «родительская позиция в семье с особым ребенком» / И. Н. Галасюк, О. В. Митина // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2017. – №4 (10). – С. 154–157. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-aprobatsiya-oprosnika-roditelskaya-pozitsiya-v-semie-s-osobym-rebenkom (дата обращения: 10.10.2022). – Текст : электронный.

2. Иванова, Д. Н. Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся / Д. Н. Иванова // Молодой ученый. – 2019. – № 19 (257). – С. 319–322. – URL: https://moluch.ru/archive/257/58841/ (дата обращения: 10.10.2022). – Текст : электронный.

3. Кутейников, А. Н. Математические методы в психологии : учебно-методическое пособие / А. Н. Кутейников. – Санкт-Петербург : Речь, 2008. – 170 с. – Текст : непосредственный.

4. Малофеев, Н. Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальном государственном образовательном стандарте / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Проблемы современного образования. – 2011. – № 3. – С. 5–17. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-nuzhdayutsya-v-spetsialnom-gosudarstvennom-obrazovatelnom-standarte (дата обращения: 10.10.2022). – Текст : электронный.

5. Организация образовательной деятельности и сопровождения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Л. М. Волосникова, Л. А. Гутерман [и др.]. Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2021. – 118 с. – Текст : непосредственный.

6. Сальникова, О. Д. Актуальные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ / О. Д. Сальникова // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве : сборник материалов I Международного интернет-симпозиума. Ставрополь, 7 сентября 2015 года / под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко. – Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. С. 42–45. – Текст : непосредственный.

7. Сальникова, О. Д. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии, роль семьи в ее реализации / О. Д. Сальникова // Общество и экономика постсоветского пространства : международный сборник научных статей (Липецк, 17 октября 2014 г.) / отв. ред. А. В. Горбенко. – Липецк : Научное партнерство «Аргумент», 2014. – С. 120–123. – Текст : непосредственный.

8. Сальникова, О. Д. Инклюзивное образование в России: современный этап: сборник научных статей / О. Д. Сальникова. – Германия : Изд-во «Lap Lambert Academic Publishing», 2014. – 42 с. – Текст : непосредственный.

9. Функ, И. С. Становление инклюзивного образования в России / И. С. Функ, О. Д. Сальникова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4(5). – С. 445–447. – Текст : непосредственный.

10. Численность инвалидов по группе инвалидности в разрезе субъектов Российской федерации // Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 10.10.2022). – Текст : электронный.


Рецензия

Для цитирования:


Сальникова О.Д., Прядко Н.А., Ромаева Н.Б., Кухлеева А.В. Роль информационно-коммуникативного компонента родительской компетенции в решении проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022;(6):141-147. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.6.17

For citation:


Sal’nikova O.D., Pryadko N.A., Romaeva N.B., Kukhleeva A.V. The role of the information and communication component of parental competence in solving the problems of families raising children with HIA. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2022;(6):141-147. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.6.17

Просмотров: 110


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)