ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Целью статьи является исследование возможности компенсации температурной нестабильности кварцевого генератора интеллектуального электронного устройства при потере синхронизирующего сигнала от навигационного спутника. Разработан и реализован алгоритм программной компенсации температурной нестабильности кварцевого генератора. Авторская реализация температурной компенсации кварцевых генераторов реализована в виде программы в среде LabView FPGA, протестирована в серии экспериментов с использованием двух контроллеров CompactRIO: эталонного и устройства с программной компенсацией. В результате применения компенсации удалось линеаризовать зависимость и снизить её со значений 0,65 такта на градус Цельсия до значений 0,04 такта на градус Цельсия для 200 МГц генератора. Данный способ компенсации не требует материальных затрат или изменения конструкции устройства измерения и готов к применению в большинстве измерительный устройств.
В работе дана оценка эффективности внедрения реклоузеров на примере участка сети Калининградский области. В статье рассматривается способ повышения надежности электрических распределительных сетей на примере участка сети 15 кВ. Изложены основные принципы повышения надежности распределительных сетей за счет использования интеллектуальных коммутационных аппаратов – реклоузеров. Приведена методика расчета основных индикативных показателей SAIFI и SAIDI и обоснован выбор оптимального места секционирования сети. Показана эффективность использования реклоузеров для снижения частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки и снижения средней продолжительности прекращения передачи электроэнергии.
Данная работа имела целью анализ технических решений и программно-аппаратных средств для внедрения автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). Для этого были проанализированы технические характеристики приборов учета разных производителей «ЭНЕРГОМЕРА», «МИР», «РИМ», «МИРТЕК», «ИНКОТЕКС», а также основные каналы связи и способы передачи данных, с помощью которых возможна реализация системы АСКУЭ. Выявлены достоинства и недостатки различных каналов связей. Составлен предварительный расчет стоимости создания системы АСКУЭ с использованием рассмотренных приборов учета и каналов связи и определен протокол обмена данных с интеллектуальными приборами учета. Определена структура и состав оборудования. В заключение выбрана структура АСКУЭ, перечень необходимого оборудования, его производитель и способ передачи данных, которые являются наиболее выгодными по технико-экономическим соображениям.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье обоснованы рекомендации по совершенствованию налогового механизма регулирования деятельности общественных организаций как особой группы налогоплательщиков, исследованы проблемы в деятельности общественных организаций в Российской Федерации с применением экономико-статистического и др. методов научного познания. Также обосновано выделение общественных организаций в отдельную категорию налогоплательщиков. Установлена противоречивость законодательства о составе организационно-правовой формы общественных организаций. Выявлено противоречие между общественным характером деятельности и недостаточностью источников их финансирования за счет членских взносов и пожертвований. Сделаны выводы о необходимости освобождения общественных организаций от налоговых платежей, понижении тарифов взносов на социальное страхование при выполнении установленных условий по размерам организации, а также в отношении ведения приносящей доход деятельности, об исключении профсоюзных организаций и политических партий из состава общественных организаций.
Целью разработки является представление концепции новой модели инновационного развития молодежного предпринимательства в России, которая даст возможность молодым людям получить необходимую поддержку в создании и устойчивом развитии бизнеса, а обществу направить энергию и усилия молодого поколения на решения важных для него задач. Для достижения поставленной цели рассмотрены существующие в России и за рубежом модели поддержки молодых предпринимателей, дано вербальное и графическое представление модели «цифрового наставничества» со всеми преимуществами такого концептуально нового варианта модели и отражением решения вопросов об институционализации органа цифровой поддержки молодежного предпринимательства, выделены основные элементы модели и показаны взаимосвязи между ними. Показана высокая актуальность апробации новой модели на базе Северо-Кавказского федерального округа с наибольшей долей молодёжной безработицы и необходимостью активизации инновационного развития округа.
Проблема изучения факторов, влияющих на удовлетворенность трудом, обусловлена усилением потребности в профессиональных работниках и необходимостью учета современных факторов, воздействующих как на организацию в целом, так и на каждого отдельного работника. Цель исследования – оценка степени удовлетворённости трудом, на основе которой можно оценивать эффективность используемой мотивационной политики в организации. Использовались методы наблюдения, анкетирования, собеседования и анализа научных статей, посвященных изучению мотивационных факторов, влияющих на удовлетворенность трудом персонала. Основные результаты исследования выявили направления совершенствования процессов удовлетворенности трудом работников и основные методы мотивации персонала.
В статье рассматривается важность маркетинговой деятельности коммерческого банка для обеспечения продовольственной безопасности страны. В современных условиях изменения геополитической обстановки обеспечение продовольственной безопасности страны является одним из ключевых аспектов устойчивого состояния общества. Коммерческие банки играют важную роль в решении данной задачи. Привлеченные от частных лиц и организаций финансовые средства направляются коммерческими банками на предприятия агропромышленного комплекса в виде кредитов. Статистические данные кредитной деятельности ПАО «Сбербанк» отражают превалирование льготных кредитов, поддерживаемых государством. В то же время имеется возможность расширения работы по льготному кредитованию за счет привлечения свободных средств граждан посредством активизации маркетинговой деятельности коммерческих банков, в том числе и ПАО «Сбербанк». Для этого целесообразно проводить адресную маркетинговую работу с клиентами, обосновывающую важность обеспечения продовольственной безопасности для каждого гражданина.
В статье приводится исследование золота как защитного инструмента в фазе кризиса через сопоставление изменения основных индикаторов состояния экономики и финансового рынка в динамике с курсом золота для выявления закономерностей. Выявлены основные факторы влияния на изменение курса золота в период с 2008 года по настоящее время. На основе главных стереотипных представлений о золоте сформированы две гипотезы. Опровергнута гипотеза об использовании золота как актива инвестиционного портфеля для всех видов инвесторов с целью нивелирования последствий высокой инфляции в кризисы. Оценена значимость золота в формировании золотовалютных резервов в условиях нарастающей геополитической напряженности.
В статье рассматривается проблема развития внешнеэкономической деятельности в условиях антироссийских санкций. Отмечено, что ВЭД играет существенную роль в формировании экономики любого государства, поэтому ее регулирование считается одной из весомых функций законодательных и исполнительных органов государственной власти. Проведена оценка влияния антироссийских санкций на внешнеэкономическую деятельность как России, так и мировой экономики в целом, рассмотрена динамика внешней торговли за 2017–2022 гг. Рассмотрены государства, которые ввели санкции против России, их количество и виды.
В статье рассматривается проблематика сущности цифровой трансформации бизнеса как значимого тренда современности. Данный тренд напрямую связан с повсеместной цифровизацией, а также с конкретными форматами адаптации бизнеса к данному тренду, что и представляет собой фундамент цифровой трансформации бизнес-сектора. Целью данной статьи является комплексное изучение сущности цифровой трансформации бизнеса на примере сектора общественного питания. Проведен комплексный анализ понятия цифровой трансформации бизнеса на основании спектра мнений специалистов и профильных организаций. Уделено особое внимание определению и сущности понятия цифровой трансформации, выделены отличия данного концепта от цифровизации. Отмечается, что итогом трансформации должно стать становление гибкой организации, способной отслеживать неблагоприятные изменения и новые возможности во внешней и внутренней среде, а главное – обладающей возможностями по своевременной адаптации к ним.
Целью исследования является анализ тенденций рынка жилищного строительства в Республике Башкортостан. В ходе исследования, в том числе с помощью системного подхода, а также логического и статистического анализа, выявлены особенности развития рынка жилищного строительства региона в динамике и в сравнении с другими субъектами Приволжского федерального округа. Несмотря на положительные тенденции, выявлены проблемы функционирования рынка жилищного строительства в Республике Башкортостан, которые сохранялись на протяжении всего периода исследования – 2010–2020 гг.: наличие долгостроев и «обманутых дольщиков». Также не полностью решены вопросы строительства инженерных коммуникаций, инфраструктурных объектов, транспортных развязок, регулирования плотности застройки густонаселенных территорий и др. Негативное влияние на рынок жилья оказывает падение потребительского спроса, обусловленное снижением реальных доходов населения; дефицит профессиональных кадров и др. Одним из действенных инструментов стимулирования жилищного строительства в регионе является развитие рынка ипотечного жилищного кредитования. Авторами представлен обзор рынка ипотечного кредитования в регионе. В заключении обозначены проблемы функционирования рынка жилищного строительства в Республике Башкортостан.
В каждый период экономического развития страны исследование сущности, содержания активов организации – составная часть корпоративного финансового менеджмента. Цель исследования – формирование представлений о характеристике активов организации на основе изучения трансформации взглядов российских и зарубежных ученых в ретроспективный и современный период. Изучена характеристика понятия «активы» хозяйствующего субъекта во временном аспекте в Древней Греции, Китае, Европе и др., на рубеже XIX–XX вв., XX–XXI вв., в современной финансовой науке, определены особенности их развития на каждом историческом этапе. Осуществлено сравнение статической и динамической концепций баланса, показавшее, что цель динамической концепции, раскрывающей действительную суть хозяйственной деятельности фирмы, – определение финансового результата, отражение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. В результате выделены основные подходы к определению понятия «активы организации», включающие расходно-результатный, предметно-вещественный, на основе совокупности имущественных ценностей, целостный имущественный комплекс, ресурсный. Их выбор зависит от специфики деятельности хозяйствующего субъекта, среды его функционирования.
Существует гипотеза о том, что одним из ключевых компонентов регионального развития является рост инновационно-технологического кластера. Мнения исследователей по этому поводу расходятся по двум противоположным полюсам: одни считают создание кластеров в экономике эффективным и способствующим развитию региона, другие доказывают неэффективность этой концепции. В настоящем исследовании автором рассмотрена сущность кластерной концепции в шести странах: США, Франции, Германии, Китае, Японии и России. Изучены мероприятия, которые реализуются государствами в целях развития экономических кластеров в своих регионах. Выдвинуто предположение о положительном влиянии концепции инновационно-технологических кластеров на экономику ввиду высоких позиций рассматриваемых стран по индексу глобальной конкурентоспособности и глобальному индексу инноваций.
В статье рассматривается вопрос управления рисками в инновационном проектном менеджменте. Цель статьи – выявить главные составляющие системы управления рисками в инновационных проектах. В процессе изучения учебной и научной литературы была выявлена структура системы управления рисками, выделены виды рисков, а также методы их снижения и устранения. Помимо этого, определены методы совершенствования риск-менеджмента инновационных проектов. Был проведен анализ системы управления рисками на основе годовых отчетов международной химической компании. В результате были выявлены основные факторы риска в инновационных проектах организации (вертикальная интеграция, калийные проекты), выделены главные критерии построения эффективной системы управления рисками в инновационных проектах, отмечена роль кадровых ресурсов и культуры управления рисками в совершенствовании риск-менеджмента.
В статье проанализированы научные подходы к определению сущности инноваций, определено значение инноваций в деятельности современных предприятий. Дан краткий очерк состояния инновационной активности в Российской Федерации за последние годы, выявлены тенденции развития инновационного сектора. Выделены ключевые стадии разработок инновационных процессов, различные формы и источники их финансирования. Рассмотрены основные виды деятельности, осуществляемые IT-компаниями, методы и способы инвестирования инновационного сектора. Проведен сравнительный экономический анализ динамики позиции России в Глобальном инновационном индексе за последние годы. Установлена роль государства в развитии национального инновационного сектора и повышение инновационной активности отечественных компаний.
В статье проведена идентификация признаков наступления «шоковой» экономики и анализ их проявления в конце 2021 – начале 2022 гг. Они отражают тенденции в макроэкономике, в показателях биржевой торговли и фондовой активности эмитентов. Мониторинг представленных индикаторов позволит инвестору своевременно переориентироваться на фондовом рынке. Основная цель исследования – разработка подхода к формированию инвестиционного портфеля. Он был реализован для двух рыночных ситуаций. Во-первых, для стабильной экономики – с применением многофакторных моделей, позволяющих прогнозировать стоимость финансовых инструментов. Подход предполагает сочетание таких методов, как модель Дж. Тобина, модель оптимального инвестиционного портфеля и корреляционно-регрессионный анализ. При формировании портфеля были отобраны акции и облигации с доходностью, превышающей среднерыночную, и с низким значением коэффициента вариации. Оптимизация структуры портфеля проводилась на основании результатов прогнозирования с применением корреляционно-регрессионного анализа. Во-вторых, при проявлении признаков «шоковой» экономики. Требуется трансформация фондового портфеля, предусматривающая сохранение акций наиболее устойчивых и защищенных эмитентов и перераспределение остальных активов в пользу менее чувствительных к фондовому индексу, что позволит обеспечить портфелю пониженный риск и высокий потенциал роста стоимости. В результате рекомендовано заменить часть акций эмитентов, наиболее пострадавших от санкционного давления, на облигационные займы и золото, а также перевести валютные вложения в драгоценные металлы.
Цель статьи заключается в анализе качества жизни россиян старше трудоспособного возраста в современных условиях на основе данных официальной статистики. В результате исследования дана оценка России в международных рейтингах по качеству жизни людей пенсионного возраста. Проведен анализ жизни российских пенсионеров по основным показателям международного рейтинга: здравоохранение, пенсионное обеспечение, качество жизни, материальное благополучие. В заключении сделаны неутешительные выводы: позицию России по качеству жизни пенсионеров в международных рейтингах можно оценить как неудовлетворительную. Пенсионные выплаты российских пенсионеров не сильно превышают установленный прожиточный минимум; пенсия составляет незначительную часть от средней заработной платы по стране. Сложно охарактеризовать положительно и материальное благополучие. Кроме того, недостаточно высоко можно оценить и уровень здравоохранения, особенно в сельских территориях.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Статья посвящена проблеме выявления эффективных способов подготовки сотрудников органов внутренних дел к применению физической силы в сложных ситуациях служебной деятельности. Цель статьи – реализация на практике ситуационных методов обучения, способствующих формированию у сотрудников органов внутренних дел навыков применения физической силы в сложных ситуациях служебной деятельности. Для достижения поставленной цели применялись методы теоретического анализа, проанализированы и обобщены научные, учебно-методические материалы, нормативно-правовые документы и практический опыт деятельности сотрудников полиции. Во введении к статье рассматривается важность физической подготовленности сотрудников при выполнении ими профессиональных задач. При проведении научного исследования по написанию работы авторы использовали общенаучные методы познания объективной действительности. Основными выводами и результатами работы выступили научные суждения о значимости развития профессионально значимых физических качеств, таких как выносливость, сила, быстрота и ловкость в условиях моделирования оперативно-служебных ситуаций деятельности сотрудника полиции. По мнению авторов наиболее приемлемым и общедоступным средством для педагогического моделирования выступают полосы препятствий. Новизна в работе представлена авторами в трактовке методики физической подготовленности сотрудника полиции, максимально приближенной к деятельности по пресечению действий правонарушителя.
Рассматриваются возможности сказкотерапии в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми, а также эффективность применения сказкотерапевтических техник и упражнений в практике педагога-психолога. Применение данных техник в работе педагога-психолога с субъектами образовательной деятельности позволяет снижать сопротивление, открывать внутренние ресурсы и опоры для решения сложных жизненных ситуаций, развивать креативные способности, осуществлять профилактику эмоционального выгорания, прорабатывать детско-родительские отношения. Кроме того, в статье сделан акцент на антикризисной функции сказок и возможностях их применения в профилактике эмоционального выгорания педагогов. Анализируются возможности интеграции сказкотерапии с такими направлениями, как изотерапия, метафорические ассоциативные карты и др. Авторами статьи были разработаны практико-ориентированные курсы повышения квалификации «Сказкотерапия в профессиональной деятельности педагога-психолога», которые проводятся на базе ГБУ ДПО «СКИРО ПК и ПРО» и доказывают эффективность сказкотерапии в работе с субъектами образовательной деятельности.
В статье рассмотрена проблема применения ИК-технологий (ИКТ) преподавателями вуза в области физической культуры. Проанализированы научные труды отечественных ученых, законодательные материалы, затрагивающие вопросы развития цифровой компетентности преподавателей в условиях цифровой трансформации образования; обоснована необходимость формирования у педагогов навыков ИК-технологий, так как инновационные процессы предопределяют фундаментальные изменения и повышают требования не только к системе подготовки специалистов, но и к навыкам преподавателя, к его индивидуальному уровню освоения ИКТ; определено положение педагога, как носителя знаний, которыми он делится со студентами и как проводника, способного использовать средства ИКТ в учебном процессе, включая навыки поиска, обмена информацией, коммуникацию; рассмотрены направления применения информационно-коммуникационных технологий в области физической культуры, на примере реализации в онлайн-формате дополнительных практических занятий; установлены основные причины недостаточной цифровой компетентности педагогов, а также обозначены возможные пути решения данной проблемы; выделены группы программных средств для выполнения конкретных задач дистанционного обучения; предложены авторские разработки реализации элективных дисциплин по физической культуре и спорту в удаленном доступе; применены эмпирические методы исследования, позволившие провести оценку состояния проблемы. Наглядно представлена динамика овладения коммуникационными технологиями преподавателями физической культуры, что способствовало повышению учебной мотивации и двигательной активности студентов.
В статье дается определение межкультурной коммуникативной компетенции, описываются ее функции. Доказывается, что межкультурная коммуникация способна устанавливать отношения с представителями других культур. Рассматриваются пять основных принципов (активное настроение, установление связей, социальное взаимодействие, рефлексия, ответственность), которые интерпретируют язык как социальную практику. Рассматриваются педагогические ключи (системное соответствие компонентов компетенций и их содержательных процессов, связь процессов формирования межкультурной коммуникативной компетенции, индивидуализация), на основе которых происходит формирование межкультурной коммуникативной компетенции. Делается вывод, о необходимости стимулирования критического духа у студентов, а также способности различать культуры и стимулировать нравственное развитие. В заключении обосновывается, что формирование межкультурной коммуникативной компетенции в условиях вузовского образования повышает общую культуру специалиста, его конкурентоспособности на рынке труда. Проводится оценка эффективности формирования межкультурной коммуникативной компетенции, намечены перспективы исследования, делается вывод о важности понимания существующих проблем и разработке алгоритма по их решению. Научная новизна статьи заключается в том, что автором было дополнено и конкретизировано понятие «межкультурная коммуникативная компетенция», определены критериально-оценочные характеристики и систематизированы принципы формирования межкультурной коммуникативной компетенции.
В статье представлен анализ теоретических исследований, аккумулированного педагогического опыта по проблемам проектной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений и вопросам подготовки будущих педагогов к проектной деятельности школьников. Обосновывается роль педагогов в обеспечении эффективности проектной деятельности школьников, которые должны определять приоритеты, цели, тематику, технологию проектной деятельности школьников и обеспечивать ее интеграцию в образовательный процесс. Делается акцент на необходимости формирования у педагогов проектной компетентности как результата обучения в вузе. Характеризуются принципы подготовки будущих учителей к проектной деятельности (принцип системности, принцип социального партнерства, принцип интеграции, принцип межпредметности), теоретически обосновываются особенности и этапы подготовки (мотивационный, информационный, деятельностный, оценочный). Раскрывается содержание каждого этапа как целостной системы, включающей формирование у студентов ценностных установок на проектную деятельность, представлений о проектной деятельности школьников, способностей разрабатывать проекты в практической и научно-исследовательской работе и осуществлять рефлексию сформированности проектной компетентности.
В статье представлен результат теоретического анализа логической цепочки рядоположенных понятий «среда», «образовательная среда», «доброжелательная образовательная среда школы» с точки зрения педагогического и психологического толкования. Использованы методы теоретического анализа, обобщения, исторического дискурса и синтеза. Научная новизна состоит во введении в научный оборот понятия «доброжелательная образовательная среда школы», его использовании в общеобразовательных организациях. Результатом исследования является дополнение и уточнение сущности понятия «доброжелательная образовательная среда школы».
В статье обоснована необходимость включения в программу подготовки всех компонентов медиаинформационной культуры: информационное мировоззрение, медиаинформационные потребности, владение медиаинформационными технологиями, способности соблюдать безопасность в медиаинформационном пространстве. На основе диагностики студентов (опросы студентов и самооценка студентами своей медиаинформационной культуры) выявлены недостатки в существующей образовательной практике и предложен комплекс мер по преодолению выявленных трудностей. Рекомендованы помимо введения курсов информационной (медиаинформационной) грамотности введение элементов медиаинформационной культуры в курсы по различным аспектам профессиональной подготовки; реализация спецкурсов и факультативов для студентов; расширение направлений воспитательной работы со студентами; организация курсов повышения квалификации для преподавателей вузов; реализация в производственной практике и выполнении курсовых и квалификационных исследованиях медиаинформационной культуры студентов. Новизна работы заключается в систематическом представлении медиаинформационной культуры как составляющей педагогической культуры, формируемой и реализуемой во всех составляющих профессиональной подготовки. Предложенные меры могут быть использованы в практике профессиональной подготовки студентов различных гуманитарных направлений.
Проблема профессиональной деформации преподавателей усугубляется вместе с негативными реалиями, с которыми столкнулось современное общество в виде пандемии, охватившей мир, повышением темпа жизни и одновременно растущими требованиями, предъявляемыми к педагогическому сообществу. С целью определения уровня профессионального выгорания преподавателей было проведено исследование с использованием методики «Определение психологического выгорания» и опросника «Профессиональное (эмоциональное) выгорание». В качестве респондентов выступили представители профессорско-преподавательского состава трех вузов Ставропольского края. Исследование показало, что несмотря на разный педагогический стаж и возраст респондентов, все они подвержены профессиональной деформации. В целом уровень профессионального выгорания исследуемых преподавателей выше среднего. Данные результаты указывают на необходимость разработки программ самопомощи, психологической поддержки преподавателей и коррекции профессионального выгорания. Таким образом своевременная диагностика, позволяющая осуществить эффективную профилактику и коррекцию синдрома профессионального выгорания, не только способствует повышению уровня психологического благополучия педагогов, но и производительности труда. Чем детальнее представления об уровне развития каждого из компонентов профессионального выгорания, тем эффективнее будут меры по его предотвращению и преодолению.