Исследование профессионального выгорания преподавателей
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.5.25
Аннотация
Проблема профессиональной деформации преподавателей усугубляется вместе с негативными реалиями, с которыми столкнулось современное общество в виде пандемии, охватившей мир, повышением темпа жизни и одновременно растущими требованиями, предъявляемыми к педагогическому сообществу. С целью определения уровня профессионального выгорания преподавателей было проведено исследование с использованием методики «Определение психологического выгорания» и опросника «Профессиональное (эмоциональное) выгорание». В качестве респондентов выступили представители профессорско-преподавательского состава трех вузов Ставропольского края. Исследование показало, что несмотря на разный педагогический стаж и возраст респондентов, все они подвержены профессиональной деформации. В целом уровень профессионального выгорания исследуемых преподавателей выше среднего. Данные результаты указывают на необходимость разработки программ самопомощи, психологической поддержки преподавателей и коррекции профессионального выгорания. Таким образом своевременная диагностика, позволяющая осуществить эффективную профилактику и коррекцию синдрома профессионального выгорания, не только способствует повышению уровня психологического благополучия педагогов, но и производительности труда. Чем детальнее представления об уровне развития каждого из компонентов профессионального выгорания, тем эффективнее будут меры по его предотвращению и преодолению.
Об авторах
Е. В. СмирноваРоссия
Смирнова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Т. В. Поштарева
Россия
Поштарева Татьяна Витальевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Список литературы
1. Василевская, Е. А. Психологическая поддержка педагогов в состоянии эмоционального выгорания : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.07 / Василевская Елена Александровна. – Самара, 2015. – 23 с. – Текст : непосредственный.
2. Водопьянова, Н. Е., Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – Санкт-Петербург, 2005. – URL: https://psycabi.net/testy/391-oprosnikprofessionalnoe-emotsionalnoe-vygoranie-pv-metodika-k-maslach-i-s-dzhekson-adaptatsiya-nvodopyanova-e-starchenkova-testy-dlya-diagnostiki-sindroma-pv, свободный (дата обращения: 20.06.2022). – Загл. с титул. экрана. – Текст : электронный.
3. Воробьева, М. А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.07 / Воробьева Марина Анатольевна. – Екатеринбург, 2008. – 23 с. – Текст : непосредственный.
4. Есарева, З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. / З. Ф. Есараева. – Ленинград : Изд-во Ленинградского университета, 1993. – С. 152. – Текст : непосредственный.
5. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности. / В. Е. Орел – Москва : Изд-во Института психологии РАН, 2005. – 450 с. – Текст : непосредственный.
6. Родионова, М. Е. Социальные риски феномена эмоционального выгорания работников сферы образования / М. Е. Родионова, А. И. Локтева // Проблемы анализа риска. 2017. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-riski-fenomena-emotsionalnogo-vygoraniya-rabotnikov-sferyobrazovaniya (дата обращения: 15.06.2022). – Текст : электронный
7. Рукавишников, А. А. Опросник психического выгорания для учителей : руководство / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова – Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 2001. – С. 357–360 – Текст : непосредственный.
8. Сурженко, Л. В. Взаимосвязь синдрома психического выгорания с ценностно-смысловой сферой личности: на примере преподавателей высшей школы : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.01 / Сурженко Лариса Викторовна. – Краснодар. 2014. – 25 с. – Текст : непосредственный.
9. Сюртукова, Е. Ю. Организационные и личностные детерминанты психического выгорания в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.03 / Сюртукова Екатерина Юрьевна. – Ярославль, 2014. – 234 с. – Текст : непосредственный.
10. Чердымова, Е. И. Синдром эмоционального выгорания специалиста : монография / Е. И. Чердымова, Е. Л. Чернышова, В. Я. Мачнев. – Самара : Изд-во Самарского университета, 2019. – 124 с. – Текст : непосредственный.
Рецензия
Для цитирования:
Смирнова Е.В., Поштарева Т.В. Исследование профессионального выгорания преподавателей. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022;1(5):219-227. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.5.25
For citation:
Smirnova E., Poshtareva Т. Research of professional burnout of teachers. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2022;1(5):219-227. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.5.25