Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск
№ 1 (2025)
Скачать выпуск PDF

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

9-20 143
Аннотация

Введение. Несимметрия токов и напряжений является одним из постоянно действующих факторов в работе электрических сетей. При этом перераспределение нагрузок по фазам не всегда оказывается достаточной мерой для снижения несимметрии. В определенных условиях снижение несимметрии может быть достигнуто только за счет применения симметрирующих устройств. Однако в условиях переменного характера симметрируемой нагрузки применение симметрирующих устройств может вызывать ряд технических трудностей, связанных с необходимостью регулирования параметров симметрирующего устройства.

Цель. Определение оптимального значения мощности реактивных элементов статического симметрирующего устройства на базе схемы Штейнметца при симметрировании переменной нагрузки.

Материалы и методы. Исследование построено на проведении серии вычислительных экспериментов, позволяющих формировать различные графики нагрузок с возможностью подбора оптимальных параметров симметрирующего устройства.

Результаты и обсуждение. Определена величина оптимальной мощности симметрирующего устройства в условиях переменного графика симметрируемой нагрузки.

Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что вне зависимости от формы графика симметрируемой нагрузки оптимальная мощность статичного симметрирующего устройства соответствует среднеинтегральному значению переменной мощности нагрузки.

21-28 101
Аннотация

Введение. В статье рассматривается применение методов эволюционной оптимизации в задачах расчета установившегося режима электрической сети, в частности речь пойдет о генетических алгоритмах.

Цель. Описание метода популяционной оптимизации, который может быть использован для расчета установившегося режима электрической сети.

Материалы и методы. Объектом исследования является алгоритм популяционной оптимизации. Предметом исследования является целевая функция генетического алгоритма, применяемая для нахождения уровней напряжений в узлах электрической сети. Использованы метод оптимизации, основанный на генетических алгоритмах, а также классический метод Ньютона для расчета установившегося режима электрической сети.

Результаты и обсуждение. В работе представлены основные элементы генетического алгоритма для расчета установившегося режима электрической сети, определена оптимизируемая целевая функция, а также приведены результаты расчета по сравнению с методом Ньютона.

Заключение. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что расчет установившегося режима можно рассматривать с точки зрения оптимизационной задачи небалансов мощности, использование генетического алгоритма для расчета режима электрической сети возможно, однако точность результатов сильно зависит от количества итераций, хоть и не требует больших вычислительных мощностей и сложных вычислений.

28
Аннотация

В данной статье рассматривается применение методов эволюционной оптимизации в задачах расчета установившегося режима электрической сети, в частности речь пойдет о генетических алгоритмах. Цель. Описание метода популяционной оптимизации, который может быть использован для расчета установившегося режима электрической сети. Объектом исследования является алгоритм популяционной оптимизации. Предметом исследования является целевая функция генетического алгоритма, которую можно использовать для нахождения уровней напряжений в узлах электрической сети. Материалы и методы. В качестве используемых методов в работе рассматриваются метод оптимизации, основанный на генетических алгоритмах, а также классический метод Ньютона для расчета установившегося режима электрической сети. Результаты и обсуждение. В работе представлены основные элементы генетического алгоритма для расчета установившегося режима электрической сети, определена оптимизируемая целевая функция, а также приведены результаты расчета по сравнению с методом Ньютона. Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что расчет установившегося режима можно рассматривать с точки зрения оптимизационной задачи небалансов мощности, использование генетического алгоритма для расчета режима электрической сети возможно, однако точность результатов сильно зависит от количества итераций хоть и не требует больших вычислительных мощностей и сложных вычислений.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

29-36 84
Аннотация

Введение. Сложная военно-политическая ситуация в РФ, которая приводит к дисбалансу всех сфер общественного развития, стала толчком к укреплению продовольственной безопасности и формированию продовольственного суверенитета. Развитие материально-технической базы сельского хозяйства играет большую роль в повышении производительности сельского хозяйства и является фактором продовольственной безопасности.

Цель. Дать оценку уровню развития и эффективности использования материально-технической базы сельского хозяйства Российской Федерации и отдельных ее регионов.

Материалы и методы. Применялись общенаучные методы исследования: дедукция и индукция, приемы экономико-статистического метода, графический метод. Метод логики и обобщения использовался при разработке выводов по результатам исследования.

Результаты и обсуждение. Изучена динамика объемов производства и импорта сельскохозяйственной техники в России. Обосновано, что причиной высокой зависимости от импортной техники является узкий спектр производимой сельскохозяйственной техники. Рассмотрена доля сегмента импорта сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, проанализирована обеспеченность сельскохозяйственной техникой аграрных предприятий. Уделено внимание изучению уровня обновления и ликвидации тракторов по федеральным округам, а также обеспеченности аграрных предприятий Российской Федерации тракторами и комбайнами. Доказано, что обновление сельскохозяйственной техники непосредственно влияет на энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций.

Заключение. Недооснащенность аграрных предприятий материально-техническими средствами грозит срывом продовольственной безопасности не только в регионах, но и в стране в целом.

37-47 75
Аннотация

Введение. В современных условиях ключевым фактором развития инноваций в российской экономике стали наложенные Западом санкции, изолировавшими российский рынок от потока иностранных инвестиций и инновационных продуктов. Отечественное информационное пространство изменилось, теперь может развиваться с опорой на собственные средства и высокотехнологичные разработки.

Цель. Анализ и оценка стратегического значения информационного пространства в процессе организации системы стимулирования нововведений в современных условиях политических и экономических санкций и ограничений.

Материалы и методы. В исследовании применялись логический анализ и синтез, индукция и дедукция, статистические методы для изучения публикаций, статистических обобщений и выводов, оценки перспектив развития информационного пространства.

Результаты и обсуждение. Изучено понятие информационного пространства, показатели его развития, освещена проблема ограничительных мер со стороны иностранных разработчиков, обоснована необходимость развития собственной инфраструктуры и технологий для создания и внедрения инновационных технологий, цифровой самостоятельности и экономической безопасности государства. Проанализированы примеры успешных IT-компаний.
Изучено состояние кадрового обеспечения, выявлено его значение как источника развития информационного пространства.

Заключение. Сделаны выводы о возможностях развития российского информационного пространства для стимулирования инновационной экономики.

48-54 84
Аннотация

Введение. В условиях глобальных экономических потрясений и современных геополитических изменений, вызванных международными санкциями, хозяйственная деятельность предприятий Ставропольского края (СК) сталкивается с серьезными вызовами, требующими пересмотра стратегий развития и адаптации к новым экономическим реалиям. Санкции существенно влияют на различные сектора экономики, создавая барьеры для торговли, инвестиций и технологического обмена, что требует разработки долгосрочных стратегий для минимизации негативных последствий и эффективного преодоления санкционного давления. В этой связи особенно важен всесторонний анализ перспектив развития хозяйственной деятельности предприятий СК, выявление факторов устойчивости и конкурентоспособности, изучение стратегического направления развития секторов края.

Цель. Оценка перспектив развития хозяйственной деятельности СК в условиях санкций.

Материалы и методы. Исследование построено на анализе практико-ориентированных данных развития экономики Ставропольского края в санкционный период с 2022 по 2023 гг.

Результаты и обсуждение. В 2022–2023 гг. в экономических сегментах Ставропольского края произошли значительные изменения, что было выявлено в анализе социально-экономических показателей. Регион обладает богатыми природными ресурсами, такими как нефть, газ, уголь и другие полезные ископаемые, что способствует развитию промышленности и строительства. Сельское хозяйство с урожаем зерновых и других культур остаётся ключевой отраслью, а транспортная инфраструктура, включая международные аэропорты и железнодорожные линии, способствует экономическому росту.

Заключение. В результате работы обобщены и сформулированы выводы о важных тенденциях и перспективах развития Ставропольского края в 2022–2023 гг., которые могут применяться в разработке планов и стратегий деятельности предприятий края, что даст возможность поддержать устойчивый экономический рост и улучшение социально-экономических условий.

55-64 86
Аннотация

Введение. Исследование основных потребительских свойств услуг зарядки электромобилей на электрических зарядных станциях представляется актуальным, поскольку закладывает теоретическую основу для их развития.

Цель. Исследование основных потребительских свойств услуг зарядки электромобилей на электрических зарядных станциях в регионах Северо-Кавказского федерального округа.

Материалы и методы. Данные для исследования собирались вручную с использованием информационных ресурсов поставщиков услуг зарядки, а также сторонних информационных ресурсов. Использовались методы исследований: наблюдение, сопоставление, сравнение, абстрагирование, систематизация, анализ и другие методы.

Результаты и обсуждение. В процессе исследования установлено, что основными потребительскими свойствами услуги зарядки электромобилей на зарядных станциях для покупателей являются местонахождение и загруженность зарядных станций, типы зарядных станций по мощности, типы коннекторов, цены на услуги зарядных станций, наличие Интернета, наличие у пользователей специальных навыков. Местонахождение зарядной станции – ее ключевое потребительское свойство. Исследование показало, что на зарядных станциях СКФО цена установлена операторами в диапазоне от 9 до 20 руб. за кВт*ч. В СКФО отсутствие Интернета на отдельных территориях может препятствовать эффективной эксплуатации зарядных станций пользователями. Для пользования зарядными станциями владельцам электромобилей необходимы отдельные знания и навыки.

Заключение. Понимание выявленных потребительских свойств исследуемых услуг позволяет сетям зарядных станций формировать и развивать конкурентоспособный бизнес на рынке услуг зарядки электромобилей, а также на нескольких смежных рынках, которые им сопутствуют.

65-71 86
Аннотация

Введение. Конструктивизм полагает, что в определенном социальном и культурном контекстах посредством межличностной совместной деятельности и построения смысла формируется опыт сотрудника с помощью руководителей, наставников и коллег. Конструктивизм может объяснить когнитивные законы процесса развития таланта и управления
им, а также какие основные факторы должны быть включены в идеальную среду формирования таланта в организации, этим обусловлена актуальность исследования.

Цель. Обосновать и предложить конструктивистский подход к управлению талантами организации.

Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы позволил раскрыть смысл и содержание понятий «конструктивизм», «опыт», «управление талантами». Метод сопоставления позволил выявить фундаментальные различия между управлением талантами и управлением человеческими ресурсами. Опрос как эмпирический метод исследования предоставил возможность исследовать развитие профессиональных навыков перспективных управленцев с учетом конструктивистского подхода. Системный анализ позволил сформулировать основные принципы конструктивистского подхода к управлению талантами.

Результаты и обсуждение. В рамках исследовательского проекта по развитию управленческих навыков перспективных сотрудников организации в течение 3 месяцев 36 участников самостоятельно формировали команды и выполняли задания. Отличительной особенностью совместного обучения сотрудников организации, основанного на концепции конструктивизма, является создание полного командного метода обучения.

Заключение. В итоге сформулированы основные принципы конструктивистского подхода к управлению талантами для формирования необходимой социальной среды организации: индивидуализация; мультивариантность; когерентность; эмерджентность; рекурсивность; континуальность и циклическая причинность; представлены результаты и выводы исследования, которые можно использовать в практической деятельности руководителей.

72-80 61
Аннотация

Введение. ESG-повестка, которая включает в себя учет экологических, социальных и управленческих факторов при ведении бизнеса, становится все более актуальной в различных сферах жизни. Различные компании объявляют о намерении внедрять и развивать ESG-принципы в своей деятельности, включая такую отрасль экономики, как информационно-коммуникационная сфера.

Цель. Оценка развития и распространенности ESG-принципов в IT-секторе, их влияния на устойчивое развитие и корпоративную социальную ответственность на примере VK.

Материалы и методы. Для достижения целей и задач исследования использовались методы формальной логики, анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, наблюдения, а также анализ конкретных ситуаций компании VK и ее отчетность, оценка рейтинговых агентств.

Результаты и обсуждение. Компании, которые следуют принципам ESG, имеют преимущество в виде значительного доверия со стороны потенциальных пользователей, сотрудников, инвесторов и государства, так как такие организации удовлетворяют потребности в бережном отношении к окружающей среде, пропаганде ее сохранения, прозрачной и ответственной культуре ведения деятельности.

Заключение. Компании, уделяющие значительное внимание безопасным и комфортным условиям своих сотрудников, работают над повышением прозрачной корпоративной и экологической этики, внедряют энергоэффективные решения при ведении бизнеса, имеют все шансы привлечь высококвалифицированные кадры, так как среди россиян растет стремление к экологичности.

81-91 87
Аннотация

Введение. В целях минимизации определенных рисков при оформлении потребительских кредитов кредитные организации вменяют в обязанности кредотозаемщиков страховать себя. Действующая тарифная политика коммерческих страховщиков находится в постоянном динамичном развитии из-за детерминированных факторов (рекордного роста выдачи ипотечных кредитов, необоснованно высоких размеров страхового вознаграждения посредникам, изменение стандартов при страховании кредитных рисков и т. д.), что неуклонно воздействует на размер страховых взносов кредитозаемщиков. Почему некоторые организационно-правовые формы страховщиков получили развитие, несмотря на высокие тарифы, а другие – нет? Могут ли общества взаимного страхования (ОВС) быть лучшей альтернативой коммерческому страхованию?

Цель. Выявление потенциальных причин сравнительно незначительной доли ОВС на рынке страхования и оценка привлекательности последних в повышении эффективности страхового механизма в системе обеспечения финансовой безопасности граждан и хозяйствующих субъектов.

Материалы и методы. Исследование построено на анализе страхового рынка, путем интерпретации интернет-данных, находящихся в открытом доступе, их синтеза, сравнения, измерения, классификации и моделирования тенденций. Данные взяты из официальных отечественных и зарубежных источников, их ценность определена
методами индукции, дедукции, корреляционного и контент-анализа, математическо-статистического анализа.

Результаты и обсуждение. В ходе исследования обозначены наиболее явные зоны возникновения разногласий между страховщиками и их клиентами. Проанализированы факторы, способствующие ценообразованию услуг на рынке страхования, сравнительно низкой доли представленных ОВС и их услуг, а также рассмотрены возможные предпосылки возникновения тенденций кардинальных изменений в структуре национального рынка страховых услуг.

Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что при позитивной динамике страховой культуры и ужесточении государственного регулирования в страховой отрасли общества взаимного страхования будут пользоваться относительной популярностью, тем самым стимулируя весь рынок страхования приспосабливаться к изменениям, в большей мере ориентируясь на потребности клиента.

92-104 73
Аннотация

Введение. В связи с расширением взаимоотношений с постсоветскими государствами и обращением отечественных компаний к внешнему маркетингу персонала формируются трудовые мультикультурные коллективы. Работа с многонациональными рабочими группами в силу больших социокультурных различий наций, входящих в такие коллективы, требует особого подхода. Проекты, реализуемые за пределами национальных границ, создают специфические проблемы для менеджеров. В этом аспекте кросс-культурный маркетинг выступает важным инструментом, позволяющим построить долговременное сотрудничество в работе с мультикультурными командами.

Цель. Выявление мотивов поведения трудовых мигрантов из республики Узбекистан, работающих в РФ.

Материалы и методы. В работе представлены результаты маркетингового исследования по выявлению трудовых мотивов с целью дальнейшей выработки практических рекомендаций по эффективному управлению мультикультурными командами. Для выявления системы ценностей, лежащих в основе трудового поведения мигрантов, было проведено анкетирование.

Результаты и обсуждение. Была сформирована структура поколений трудовых мигрантов из республики Узбекистан. Дан анализ трудовых мотивов в разрезе возрастных поколений – «Boomers», «Х», «Y» и «Z» – и соотнесение этой классификации с системой мотивации персонала. З

Заключение. Положения и выводы данной работы могут быть использованы для разработки стимулирующих мероприятий в области управления мультикультурными коллективами.

105-112 81
Аннотация

Введение. В современных условиях важной проблемой, определяющей социальную стабильность, выступает рост цен на первичном и вторичном рынках недвижимости. Эта тенденция наблюдается во всех регионах Российской Федерации, в том числе в Волгоградской области.

Цель. Оценка влияния совокупности факторов на стоимость жилья в Волгоградской области и определение возможных направлений развития рынка.

Материалы и методы. Структурный и статистический анализ, а также синтез полученных результатов позволили сформировать объективную оценку состояния рынка недвижимости Волгоградской области.

Результаты и обсуждение. В ходе исследования получен результат, свидетельствующий о влиянии мер государственной поддержки в сочетании с проинфляционными факторами на стимулирование роста спроса на жилье при отставании темпов ввода нового жилья и предложений на вторичном рынке.

Заключение. По результатам проведенного анализа можно заключить, что взаимодействие различных экономических факторов способствовало значительному увеличению цен на рынке недвижимости. Тем не менее повышение ключевой ставки, требования банков по увеличению доли первоначального взноса и сокращение программ ипотечного кредитования могут охладить спрос на первичном рынке жилья. Наблюдаемое в настоящее время замедление темпов строительства делает невозможным существенное снижение цен, в связи с чем прогнозируется сближение цен на первичном и вторичном рынках.

113-121 68
Аннотация

Введение. За последние несколько лет банковский сектор Российской Федерации прошел через два крупных этапа метаморфоз, связанных сначала с цифровой трансформацией экономики страны, а затем с появлением финансовых экосистем. Использование революционных технологических решений в области финансовых технологий позволило экосистемам за короткий срок сформировать вокруг клиентов экосистемные пузыри – новое и уникальное явление, требующее дальнейших исследований. Экосистемные пузыри стали инструментом достижения экосистемами лидерских позиций, привлекающих и удерживающих все больше и больше клиентов не только на финансовом рынке, но и в других секторах экономики.

Цель. Изучение экосистемных пузырей как нового феномена финансового сектора для формирования целостной картины влияния экосистем на экономику страны.

Материалы и методы. Исследование построено на анализе научной литературы в области финансовых экосистем. В рамках исследования были проанализированы статистические данные по показателям банковской деятельности крупных финансовых экосистем и количеству кредитных организаций. Проведен корреляционный анализ с целью поиска признаков наличия деструктивного влияния финансовых экосистем на банковский сектор.

Результаты и обсуждение. В рамках данного исследования представлены авторское определение экосистемных пузырей и подходы к пониманию сущности данного явления. Изложены авторские разработки по выделению отдельных компонентов экосистемных пузырей.

Заключение. Результаты проведенного исследования могут быть использованы другими учеными для изучения феномена экосистемных пузырей, позволяющего взглянуть на финансовые экосистемы с иной стороны. Авторская концепция развития отношений между экосистемами и клиентами служит демонстрацией потенциальных возможностей коммерческих банков в конкурентной борьбе как на финансовом рынке, так и в других секторах экономики.

122-127 63
Аннотация

Введение. Современные социально ответственные системы (СОС) функционируют в условиях высокой неопределенности и стремительных изменений внешней среды, что предопределяет необходимость оперативного и качественного принятия управленческих решений. Данные системы ориентированы на удовлетворение потребностей широкого круга заинтересованных сторон, стейкхолдеров – сотрудников, потребителей, партнеров и общества. Целесообразным представляется многокритериальное и комплексное исследование применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) с проекцией ускорения управленческих процессов, повышения их обоснованности и эффективности.

Цель. Алгоритмизация подходов к управлению социально ответственными системами и инсталляция способов их интерпретации с помощью технологий ИИ.

Материалы и методы. В работе были использованы материалы периодической печати, анализировались научные публикации по проблемам управления социально ответственными системами с применением искусственного интеллекта, интернет-ресурсы, критические обзоры. В ходе исследования применялись методы графического и табличного представления результатов, метод сравнительного анализа, сбора и систематизации данных по теме исследования.

Результаты и обсуждения. В рамках исследования автором была проанализирована роль искусственного интеллекта в преодолении вызовов социально ответственных систем управления. Анализ показал существование препятствий в прозрачности отчетности современных компаний. Количественный анализ позволил аккумулировать лучшие мировые практики интеграции искусственного интеллекта в направлении интенсификации принятия управленческих решений и приобретения существенных преимуществ в управлении социально ответственными системами.

Заключение. Сделаны выводы на основе проведенного исследования и предложены меры по снижению уровня рисков и опасностей от применения ИИ в управленческих решениях.

128-142 83
Аннотация

Введение. Военные действия, приводя к массовой миграции и повышенной смертности, оказывают значительное влияние на численность и структуру населения государств, на территориях которых они проходят. Республика Южная Осетия, пережившая за последние 30 лет два вооруженных конфликта (в 1991–1992 гг. и 2008 г.), столкнулась с глубокими демографическими потрясениями, требующими сегодня детального анализа и понимания. При этом исследование демографической ситуации в Южной Осетии имеет значение не только для самой Республики, но и для всего Кавказского региона, и международного сообщества. Опыт Южной Осетии может быть полезен для других постконфликтных территорий, сталкивающихся с аналогичными проблемами.

Цель. Оценка демографических тенденций в Республике Южная Осетия в 2008–2022 гг., период после военной агрессии со стороны Грузии.

Материалы и методы. В работе были использованы статистические данные, собранные из различных источников, включая официальные переписи населения и отчеты государственных органов власти. Применены методы количественного и качественного анализа для оценки численности и структуры населения, механического движения населения, а также тенденций развития демографических процессов.

Результаты и обсуждение. В результате исследования были выявлены особенности демографического развития Республики после войны в 2008 г.: восстановление численности населения за счет рождаемости, возвращение коренного населения и положительный миграционный приток из России и бывших союзных республик; неустойчивость половозрастной структуры населения, где отдельные возрастные группы отражают последствия военных действий; нарастание процессов урбанизации, характеризующихся постепенным переселением населения из сел в столицу Республики г. Цхинвал и близлежащие населенные пункты.

Заключение. Исследование демографических изменений в Республике Южная Осетия после войны с Грузией является важным шагом к пониманию и решению проблем, связанных с восстановлением и развитием региона, обеспечением благосостояния его населения и поддержанием стабильности. Результаты исследования подчеркивают важность комплексного подхода к демографической и миграционной политике в Южной Осетии, включая меры по стимулированию рождаемости и улучшению условий жизни для местного населения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

143-150 247
Аннотация

Введение. В условиях активного внедрения технологий искусственного интеллекта в органы государственного управления и местного самоуправления интеграция данных технологий в образовательные программы высших учебных заведений становится одной из первостепенных задач для образовательных учреждений, ставящих перед собой цель подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями, умениями и навыками, в полной мере соответствующими современным запросам на рынке труда.

Цель. Определение базовых проблем, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения при внедрении в свои образовательные программы технологий искусственного интеллекта, а также выявление факторов, под воздействием которых данные проблемы формируются.

Материалы и методы. Исследование построено на анализе процесса интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательные программы для будущих государственных и муниципальных служащих, происходящей в рамках модернизации данных программ в свете современных требований институтов государственного и муниципального управления.

Результаты и обсуждение. В ходе работы определены проблемы, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения при актуализации своих образовательных программ в части внедрения технологий искусственного интеллекта, рассмотрены формы проявления этих проблем и выявлены факторы, воздействие которых стало основой формирования данных проблем.

Заключение. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что в процессе интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательные программы для будущих государственных и муниципальных служащих система образования столкнулась с рядом проблем, базовыми из которых являются: дефицит квалифицированных кадров, отсутствие современной технической инфраструктуры и низкий уровень развития профильной нормативно-правовой базы. Каждая из указанных проблем сформировалась под влиянием прямых и косвенных факторов, часть из которых не является явно негативными и поэтому требует минимизации влияния лишь на процесс анализируемой интеграции. При этом актуальность выявленных проблем подтверждается формой их проявления, оказывающей воздействие как в рамках рассмотрения эффективности подготовки отдельного специалиста, так и в разрезе оценки учебного заведения в целом.

151-157 192
Аннотация

Введение. Владение системой языковых знаний, речевых навыков и умений – не единственное условие успешности межкультурного общения. Продуктивное речевое взаимодействие во многом обусловлено способностью к принятию и пониманию различий, терпимостью к чуждому и непривычному.

Цель. Рассмотреть понятие толерантности в качестве базовой характеристики личности, формируемой на занятиях по иностранным языкам, описать систему упражнений, формирующих толерантность на уроке английского языка в старших классах.

Материалы и методы. Представлен теоретический анализ лингво-культурологических основ обучения языкам в школе и работ по реализации межкультурного подхода в языковом образовании. Конкретизировано понятие «толерантность» в исследованиях психологической составляющей межкультурной коммуникации. Смоделирован процесс изучения английского языка в старших классах общеобразовательной школы с целью формирования указанной составляющей межкультурной коммуникации.

   Результаты и обсуждение. Исходя из рассмотренных трактовок выделены основные составляющие сложной многокомпонентной характеристики личности, формируемой средствами изучаемого языка. Описана система упражнений, учитывающая этапы формирования искомой характеристики, и приведены примеры конкретных упражнений для каждого выделенного этапа. Посредством поэтапной систематической учебной деятельности на уроке английского языка у учащихся старших классов сформируется искомая характеристика личности.

Заключение. Сформулированы основные выводы и результаты исследования, включающие: 1) описание потенциала дисциплины «Иностранный язык» для формирования и развития толерантности у учеников общеобразовательной школы; 2) анализ трактовок исследователей относительно уточнения сущности и компонентов понятия «толерантность»; 3) обоснование этапов иноязычной учебной деятельности на уроках иностранного языка, служащих цели формирования проанализированного понятия; 4) реализация системы упражнений с примерами конкретных формулировок учебных заданий для уроков английского языка старших классов общеобразовательной школы. Результаты исследования могут быть экстраполированы на другие условия изучения иностранных языков.

158-166 235
Аннотация

Введение. Современному российскому обществу для устойчивого развития необходимы высококлассные эрудированные профессионалы. Русский язык является основой профессионального и культурного общения, средством официально-деловой и публичной коммуникации. В условиях ограниченного учебным планом времени обучающимся важно получить знания, умения, навыки, способствующие дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Цель. Целью исследования является подтверждение эффективности и целесообразности использования рабочей тетради в качестве дидактического средства для самостоятельного освоения учебного материала в рамках применения компетентностного и деятельностного подходов к обучению.

Материалы и методы. В работе использовались общенаучные и общедидактические методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, описательный и эмпирический методы.

Результаты и обсуждение. В качестве материала для исследования использовались разработанные группой авторов рабочие тетради по русскому языку и родному (русскому) языку, применяемые на занятиях со студентами колледжа «Синергия» (г. Москва). Тщательный подбор форм и содержания заданий рабочей тетради облегчает обучающимся усвоение дисциплины, способствует продуктивному использованию времени, отведенного на практическое занятие. Важно повторить все темы курса, обратить внимание студентов на имеющиеся у них пробелы, при этом нужно контролировать качество выполнения заданий.

Заключение. Исследование показало, что использование рабочей тетради в учебном процессе организаций СПО способствует повышению эффективности усвоения учебного материала в условиях аудиторной и самостоятельной работы. При этом классические формы заданий и упражнений эффективны для решения различных учебно-методических задач. Практика показала, что применение рабочей тетради на каждом занятии положительно отразилось на овладении обучающимися грамматическими и стилистическими навыками, что было также подтверждено высокими результатами учащихся на итоговом письменном экзамене в конце первого курса.

167-172 227
Аннотация

Введение. Мини-футбол – это высокоинтенсивная игра, требующая от игроков предельной концентрации и проявления физических способностей на протяжении всего матча. Согласно данным различных исследований, во многом результативность современного футболиста зависит от его способностей реализовывать свои показатели скоростно-силовых возможностей в процессе игровой деятельности. На современном этапе развития футбола требования к заявленной проблеме остаются весьма актуальными. Проявление заявленных физических способностей создает возможности для реализации тактических и технических параметров современного игрового формата в футболе.

Цель. Способствовать повышению показателей эффективности физических способностей через применение комплекса специальных упражнений у студентов, занимающихся в секции по мини-футболу.

Материалы и методы. Нами рассмотрен и обобщен опыт, описанный в трудах И. А. Григорьева, А. Ю. Липовка, А. В. Черкасова, А. А. Гужаловского, М. А. Годик, А. П. Скородумова. Для достижения цели применялся педагогический эксперимент, составлены контрольные испытания и математико-статистическим методом проведен анализ полученных данных.

Результаты и обсуждение. Предложенные нами новации позволили реализовать заявленную цель исследования. Определены достоверные изменения в уровне развития физических способностей в рамках контрольных испытаний скоростно-силовых способностей у студентов среднего профессионального образования, занимающихся по дополнительной общеобразовательной программе в секции мини-футбола.

Заключение. Апробация комплекса упражнений с применением метода круговой тренировки доказала свою эффективность. Представленная блочная структура позволила расширить вариативность применяемых упражнений в тренировочном процессе. Результаты педагогического эксперимента выявили положительное влияние разработанного комплекса на секционных занятиях у студентов среднего профессионального образования по мини-футболу.

173-180 4084
Аннотация

Введение. В последние годы растет признание роли музыки и изобразительного искусства в развитии творческих и музыкальных способностей детей младшего школьного возраста. Песочная анимация (рисование песком), сочетающая в себе различные виды искусств, в первую очередь представляет собой музыкально-анимационную деятельность, чем становится более привлекательной для обучающихся начальной школы. Музыкально-анимационная деятельность способствует развитию когнитивных способностей детей, улучшению социальных навыков и развитию творческих способностей.

Цель. Рассмотреть этапы музыкально-анимационной деятельности младших школьников в процессе развития их музыкально-творческих способностей. Данные этапы имеют практическое значение для результата обучения.

Материалы и методы. В работе использовались общенаучные методы исследования. Среди них особую роль сыграли анализ научной литературы, наблюдение, систематизация, обобщение.

Результаты и обсуждение. Выявлены этапы музыкально-анимационной деятельности младших школьников: создание песочной анимации; подготовка музыкального (вокального) произведения; итоговый продукт музыкально-анимационной деятельности, а именно музыкально-анимационное произведение. Применение описанных этапов в развитии музыкально-творческих способностей у младших школьников позволяют достичь высоких результатов.

Заключение. По итогам исследования можно сделать вывод о том, что музыкальное и художественное образование само по себе играет важную роль в развитии младших школьников, способствуя их творческому и эмоциональному развитию. Музыкально-анимационная деятельность младших школьников в нашем исследовании подразумевает совместное использование различных возможностей музыки (вокально-инструментальной и инструментальной), а также песочной анимации, средствами которой в синтезе с музыкой возможно развивать музыкально-творческие способности у младших школьников. Исследование служит практическим руководством для преподавателей, стремящихся внедрять инновационные образовательные стратегии в свою профессиональную деятельность.

181-189 1208
Аннотация

Введение. Модернизация педагогического образования предполагает поиск новых решений для повышения качества подготовки будущих педагогов и оценки качества их профессиональной подготовки. Для решения данной задачи создаются центры независимой оценки формирования компетенций будущих педагогов, где обучающиеся – будущие учителя – проходят тестирование для установления уровня оценки формирования компетенций будущих педагогов. Независимая оценка связана с внешней оценкой, целью которой является выявление пробелов в подготовке будущих учителей и корректировка процесса подготовки в ООВО.

Цель. Представление актуализации ООП на основе независимой оценки формирования компетенций будущих педагогов.

Материалы и методы. Исследование построено на теоретических и эмпирических методах исследования. В статье рассмотрены основные понятия для исследуемой области. Реализуется комплексный подход, объединяющий системный, деятельностный, компетентностный, критериальный и уровневый подходы.

Результаты и обсуждение. Представлена актуализация ООП на основе независимой оценки формирования компетенций будущих педагогов путём разработки педагогической модели независимой оценки компетенций будущих педагогов, которая должна решить проблему подготовки учителей (повысит уровень профессиональных компетенций). Структурными компонентами модели независимой оценки компетенций будущих педагогов являются: гуманитаристика, общепедагогическая подготовка, предметная подготовка, методическая подготовка. При этом оцениваются компетенции профессиональные, коммуникативные (учитель – ученик, учитель – родители) и надпредметные.

Заключение. Апробация данной модели начата в 2024 / 2025 учебном году, первые результаты апробации будут представлены в 2027 г.

190-196 59
Аннотация

Введение. Современная образовательная парадигма предполагает создание социокультурной среды, где осуществляется становление гражданина как субъекта духовного и интеллектуального саморазвития, как носителя идеологии, ценностей, норм преобразования действительности. Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью качественной профессиональной подготовки будущих преподавателей.

Цель. Рассмотреть роль воспитательной и идеологической работы в обеспечении эффективных результатов профессионального обучения (на примере подготовки преподавателей иностранных языков в университетах Белоруссии), описать поэтапное осуществление идеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Материалы и методы. Исследование построено на теоретическом анализе научных источников по исследуемой проблеме, а также изучении педагогического опыта Белорусского государственного университета.

Результаты и обсуждение. В ходе работы обозначены приоритетные направления в организации воспитательной и идеологической работы в профессиональном становлении специалистов, которые обеспечивают духовное и нравственное развитие личности. Результаты исследования направлены на решение проблем качественной профессиональной подготовки будущего преподавателя иностранных языков.

Заключение. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что профессиональная подготовка преподавателей иностранных языков возможна на основе учета комплекса условий и требований: поэтапная идеологическая работа, организуемая кафедрой, должна отвечать целям и задачам государственной политики, проводиться системно с профессорско-преподавательским составом, со студентами и обслуживающим персоналом кафедры, обеспечивать условия для формирования активности студентов в рамках мероприятий социально-политической направленности, а также создания преподавателем ситуаций, оптимальных для осуществления намеченных задач в процессе подготовки к непосредственной деятельности со студентами и анализу проведенной работы, моделирования системы идеологического воздействия на предстоящую деятельность.

197-207 312
Аннотация

Введение. Автор рассматривает целесообразность и возможности дидактизации данных лингвистических исследований синонимов, характерных для юридических английских текстов. Были выявлены наиболее частотные признаки, которые могут характеризовать пары синонимов в текстах коммерческих юридических документов и предложена классификация, учитывающая условия восприятия синонимов, характерных для юридических английских текстов, русскоязычными студентами юридических специальностей в условиях вузовского обучения.

Цель. Обосновать необходимость адаптации лингвистических данных как этап, предшествующий подготовке и созданию учебных материалов для курса юридического английского языка для русскоязычных студентов – будущих лингвистов.

Материалы и методы. Методологической основой исследования являются: метод сплошной выборки, сравнительно-сопоставительный анализ, анализ частотности, кластерный анализ, классификация и типизация. В исследовании применялся принцип дидактизации научного лингвистического материала.

Результаты и обсуждение. На основании выявленных признаков были выделены: взаимозаменяемые лексические единицы, к их числу отнесены однокорневые; разнокорневые; синтаксические, имеющие незначительные изменения внутри терминосочетаний; пропозициональные; простые, являющиеся эквивалентами составных; англо-американские соответствия. Ко второй категории относятся стилистически обусловленные единицы, а именно дуплеты и триплеты, латинизмы, слова на основе латинского корня. Третьей категорией являются единицы, отличающиеся одним семантическим признаком без учета контекста. К четвёртому виду причислены единицы, отличающиеся одним / несколькими признаками с учетом контекста и / или сочетаемости. Ложные синонимы также были включены в классификацию.

Заключение. В основе выявленных классификаций синонимов лежат разные признаки: части речи, степень совпадения семантических полей, синтаксические функции, структурные, орфографические и морфологические характеристики. В основе дидактизированной классификации – признак взаимозаменяемости / невзаимозаменяемости лексических единиц.

НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ

208-218 71
Аннотация

Введение. Статья посвящена информации о конференции, посвященной 100-летию Республики Ингушетия.

Цель. Рассмотрение структуры и концепции конференции, посвященной государственности; основных проблем истории и современности Ингушетии, аналитических докладов и докладов-обобщений. Рассматривается культурная программа конференции, представленная выставкой картин, ковров, фотографий.

Материалы и методы. В ходе написания статьи использовались методы анализа, методы наблюдения, выявления главного, нового; анализ и синтез выступлений; моделирования ситуаций, предложенных докладчиками, описания.

Результаты и обсуждение. Результатом обобщения и анализа явилось описание проблем, представленных на пленарном заседании конференции, и основных проблем, поднятых на секционных заседаниях, а также знакомство с культурной программой конференции, ее значение.

Заключение. Была принята резолюция, которая, несомненно, поможет высветить наиболее острые проблемы для улучшения социокультурной обстановки в регионе.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)