Условия реализации практико-ориентированного подхода в профессиональном развитии студентов педагогического направления
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.21
Аннотация
Введение. Современное общество требует от нас определенного образа мышления, нестандартного подхода к решению проблем, возникающих в связи с цифровизацией и динамичными технологическими изменениями. Востребованный сегодня интеллект сочетает в себе проверенные методы и стратегии с новыми способами их применения и творческими подходами к их созданию. Для того чтобы образование обеспечивало формирование таких качеств у учащихся, необходимо искать форматы обучения, которые бы способствовали адаптивности, гибкости мышления, креативности, были бы практико-ориентированными.
Цель. Анализ понятий «профессиональное развитие будущего учителя», «практико-ориентированный подход» и разработка условий, обеспечивающих профессиональное развитие будущего учителя в вузе.
Материалы и методы. Методологической основой исследования являются теории профессионального развития и саморазвития; компетентностный, практико-ориентированный и деятельностный подходы. Исследование осуществлялось с применением методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, обобщения и систематизации. Ведущим методом исследования данной проблемы стал педагогический эксперимент. Общая численность испытуемых составила 146 студентов 1-го и 2-го курсов, получающих образование по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.
Результаты и обсуждение. Оценка результатов осуществлялась на основе опроса, экспертных оценок и наблюдения. Выявленные эффективные методы, технологии, средства и условия обучения обеспечивают высокое качество организации образовательного процесса.
Заключение. Сделан вывод о том, что практико-ориентированные формы организации занятий позволяют создать условия для активной учебной деятельности студентов, максимального развития профессиональных компетенций и практического опыта.
Об авторе
В. Н. МезиновРоссия
Владимир Николаевич Мезинов, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
кафедра педагогики и профессионального образования
399770; д. 28, ул. Коммунаров; Елец
Scopus ID: 57202098058, Researcher ID C-7450-2018
Список литературы
1. Бужинская Н. В., Гребнева Д. М., Кокшарова Е. А. Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке будущих учителей в условиях цифровой трансформации образования // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 4. С. 21.
2. Ведерникова Л. В. Практико-ориентированная подготовка педагога : учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2024. 341 с. URL: https://urait.ru/bcode/543720 (дата обращения: 26. 07. 2024).
3. Практико-ориентированный подход к профессионально-педагогической подготовке учителя современной школы / Г. С. Вяликова, С. А. Ермолаева, С. С. Савельева, Т. В Яковлева. // Вестник Государственного социально-гуманитарного университета. 2020. № 1(37). С. 30–36.
4. Клушина Н. П., Рощупкина В. В. Методологические подходы практико-ориентированной подготовки студентов к социальному предпринимательству // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024. № 1. С. 191–195.
5. Костюнина А. А. Структурно-функциональная модель и технология практико-ориентированной профессиональной подготовки будущего педагога в условиях модернизации педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24085 (дата обращения: 26. 07. 2024).
6. Мелитовская И. Н., Большаков М. П. Практико-ориентированный подход в подготовке современного учителя химии // Наука: комплексные проблемы. 2023. № 2(22). С. 7–12.
7. Мокшина Н. Г. Развитие идей практико-ориентированной подготовки учителя (историко-педагогический аспект) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12. Ч. 3. С. 101–103.
8. Осин М. В., Егорова Г. И. Социокультурный дискурс развития культуры профессиональной успешности как условие самоопределения, благополучия будущего учителя // Вестник Оренбургского государственного университета. 2023. № 4(240). С. 196–200.
9. Щербакова Н. Е., Груздова О. Г. Особенности практико-ориентированного подхода к подготовке будущих педагогов в педагогическом вузе // Образование в 21 веке : международный научно-методический рецензируемый журнал. Ереван. 2022. № 2(8) С. 49–59.
10. Якусевич И. В. Практико-ориентированный подход в подготовке будущих учителей начальной школы к формированию у обучающихся культурных навыков // Universum: психология и образование. 2023. № 11 (113). С. 9–11.
Рецензия
Для цитирования:
Мезинов В.Н. Условия реализации практико-ориентированного подхода в профессиональном развитии студентов педагогического направления. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(4):185-191. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.21
For citation:
Mezinov V.N. Conditions for the implementation of a practice-oriented approach in the professional development of pedagogy students. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(4):185-191. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.21