Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Менторинг в наставничестве: перспективы и проблемы развития в дошкольном образовании РФ

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.21

Аннотация

Введение. Менторинг для дошкольного образования – новое понятие в контексте руководства дошкольной образовательной организацией. В целом для системы образования менторинг – малоизученная концепция, поэтому здесь раскрываются его аспекты и основные виды инструментов, которые позволят руководителям делегировать обязанности и построить доверительные отношения с педагогами. В статье рассматриваются отечественные и зарубежные исследования в области научных основ менторинга в наставничестве.

Цель – изучить компоненты разработанной модели «РОСТ», рассмотреть возможность ее применения в дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы. Методы коммуникативного ядра, критического мышления, экспертного мнения и интервью позволили исследовать регионы Поволжья (Чувашская, Марийская области) и регион Предуралья, а также Удмуртию, Нижегородскую, Кировскую, Ульяновскую, Самарскую и Пензенскую области.

Результаты и обсуждение. После эксперимента все опрошенные руководители признались, что между менторингом и наставничеством прежде они ставили знак равенства, поэтому, говоря о своем становлении как руководителя, много вспоминали о более опытных коллегах, которые оказывали помощь на профессиональном поприще и делали это больше в манере «наставник», нежели «ментор». В результате руководители уяснили для себя разницу между наставнической деятельностью и менторингом.

Заключение. Менторинг в образовании призван помочь как начинающим, так и опытным педагогам реализовать «скрытые» возможности.

Об авторе

А. М. Гарифуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Альмира Маратовна Гарифуллина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования института психологии и образования,

Researcher ID M-9716-2013 

 д. 18, ул. Кремлевская, Казань, 420008, Российская Федерация 



Список литературы

1. Гарифуллина А. М. Реализация научных основ менторинга в американской системе дошкольного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 1 (76). С. 179–185.

2. Гарифуллина А. М., Башинова С. Н. Менторинг в системе дошкольного образования Российской Федерации // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 104–107. URL: https://F_Kazanskij_pedagogicheskij_6_2019_1_.pdf (дата обращения: 04.11.2023).

3. Genao S. Culturally responsive pedagogy: Reflections on mentoring by educational leadership candidates // Issues in Educational Research (Scopus database). 2016. No. 26(3). P. 431–445. URL: https://search.informit.org/doi/10.3316/aeipt.213801 (дата обращения: 04.11.2023).

4. Габдулхаков В. Ф. О технологиях педагогического образования в федеральных университетах: сборник тезисов по итогам профессорского форума (Москва – 2019) // Наука. Образование. Регионы. 2019. № 6. С. 162–164.

5. Golman D. Social Intelligence. Нью-Йорк, 2007. URL: https://books.google.ru/books/about/Social_Intelligence.html?id=o9loAwAACAAJ&redir_esc=y (дата обращения: 13.05.2023).

6. Еремин В. А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками. М.: ВЛАДОС, 2017. 176 c.

7. Кожухарь Г. С. Соотношение реальных и идеальных качеств руководителя в образовательном учреждении в представлениях студентов // Актуальные проблемы организационной психологии и психологии дорожного движения: сборник научных трудов / под ред. А. В. Погодиной, Е. Ю. Литвиновой. М., 2019. С. 55–62.

8. Гарифуллина А. М. Методология менторинга в контексте руководства дошкольной образовательной организацией // Профессиональное образование в современном мире. 2022. № 15(4). С. 153–162. (Приоритет-2030).

9. Осипова Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnye-vektory-pedagogicheskogo-nastavnichestva (дата обращения: 28.07.2023).

10. Жеребятьева С. В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. № 10. С. 5–15.

11. Фролов А. А., Илалтдинова Е. Ю. Развитие социального творчества молодёжи: наследие И. П. Иванова и педагогика А. С. Макаренко. Н. Новгород: Изд-во Мининского университета, 2019. 22 с.

12. Гарифуллина А. М. Менторинг – тайм-менеджмент для дошкольной организации в условиях цифровизации образования Российской Федерации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 1. С. 171–176.

13. Губайдуллина Е. В. Корпоративная культура дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 538–541.

14. Garifullina A. M., Zakirova V. G., Bashinova S. N., Pomortseva N., Garifullina A. M. Self-actualization of a young teacher's personality in multicultural child educational environment // IFTE-2019: proc. of the V International forum on teacher education. Kazan, 2019. P. 102–111.

15. Дагаева Е. А. Корпоративная идентичность: понятие, структура, механизмы формирования // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2016. № 2. С. 45–48.

16. Doran G. T. There's a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives // Management Review. 1981. Vol. 70. P. 35–36. URL: https://community.mis.temple.edu/mis0855002fall2015/files/2015/10/S.M.A.R.T-WayManagement-Review.pdf (дата обращения: 28.07.2023).

17. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник НГПУ. 2017. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-osobyy-vidpedagogicheskoy-deyatelnosti-suschnostnye-harakteristiki-i-struktura (дата обращения: 28.07.2023).

18. Кес Е. А. Азбука чувств и эмоций. М.: Феникс-Премьер, 2020. 63 с.

19. Гарифуллина А. М. Менторинг в работе с начинающими педагогами в дошкольных образовательных организациях // Теория и практика педагогической деятельности: современные инновационные технологии в системе образования: сборник материалов Международной научно-практической онлайн-конференции / Кызылординский университет им. Коркыт Ата (Казахстан) и Набережночелнинский государственный педагогический университет (Россия, Татарстан). URL: https://repository.kpfu.ru/?p_id=278506 (дата обращения: 28.07.2023).

20. Почебут Л. Г., Безносов Д. С. Ассертивность и толерантность в межкультурном взаимодействии // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 8–19. DOI: 10.17759/sps.2017080302

21. Гагаев П. А., Гагаев А. А. Русская цивилизация и крестьянство: педагогика соборности. М.: РИОР; ИНФРАМ, 2018. 151 c.

22. Габдулхаков В. Ф., Гарифуллина Альм. М., Гарифуллина А. М. Наставнический подход в контексте дошкольного образования: проблемы и перспективы // Вестник образования: сб. ст. и метод. материалов III Междунар. образоват. сессии «Высшая школа педагогики: учитель, воспитатель, наставник». М., 2019. С. 112–116.

23. Torbjørn Waaland. Educational leadership, autonomy and mentoring provided: investigating the moderating influence of educational leadership // International Journal of Leadership in Education (Scopus database). 2016. Vol. 19. Is. 4. P. 464–481.

24. Koinova-Zoellner J., Kalimullin A., Gospodinov B. Pedagogical Senses of Digital Learning ion the Context of the Covid-19 Pandemic: Case Studies of Several Eastern European Countries // Humanities and Social Sciences: Journal of Siberian Federal University. 2022. Vol. 14, Is. 12. P. 1355–1364.

25. Khodyreva E. A., Kalimullin A. M., Zheltukhina M. R. Transformation of the Assessment of the Quality of Educational Activities and Training of Future Science Teachers in the Context of the Pandemi // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2021. Vol. 17. Is. 10. P. 1–12.

26. Габдулхаков В. Ф., Зиннурова А. Ф., Гарифуллина А. М., Егорова З. Р., Павлова Л. Д. Менторинг в работе по развитию инновационной деятельности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. DOI: 10.17513/spno.32401; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32401 (дата обращения: 01.02.2023).

27. Best Practices: Mentoring. United States Office Management. URL: https://goo.su/1YHI. (дата обращения: 31.12.2022).

28. Линд Э. М. Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста педагогом-наставником // Развитие института наставничества в условиях модернизации педагогического образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под общ. ред. И. В. Кругловой. М., 2010. С. 37–42.


Рецензия

Для цитирования:


Гарифуллина А.М. Менторинг в наставничестве: перспективы и проблемы развития в дошкольном образовании РФ. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(2):170-179. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.21

For citation:


Garifullina A.M. Mentoring in tutorship: prospects and problems of development in preschool education in the Russian Federation. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(2):170-179. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.21

Просмотров: 159


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)