Исследование готовности педагога дошкольного образования к реализации задач гражданско-патриотического воспитания
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.21
Аннотация
Введение. В статье обозначена проблема совершенствования деятельности педагогов в рамках обновления воспитательной функции образовательных организаций в условиях современной российской действительности. Цель. Исследование актуального состояния готовности педагогов региональной системы дошкольного образования к реализации задач гражданско-патриотического воспитания. Материалы и методы. Теоретическая часть исследования посвящена изучению научных подходов к определению структурных компонентов готовности педагога в сфере гражданско-патриотического воспитания. Прикладная часть исследования включает обработку и анализ результатов анкетирования педагогов дошкольного образования. Результаты и обсуждение. На основе анализа научной литературы предложена структура готовности педагога к деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Представлены результаты эмпирического исследования готовности педагогов дошкольных образовательных организаций Ставропольского края к профессиональной деятельности в области воспитания гражданина и патриота. Заключение. По итогам проведенного исследования установлено, что в практике образовательного процесса определяется круг проблем, влияющих на эффективность реализации гражданско-патриотического воспитания, педагоги имеют выраженную потребность в наращивании компетенций в рамках реализации воспитательной функции гражданско-патриотической направленности.
Об авторе
С. В. МажаренкоРоссия
Светлана Викторовна Мажаренко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дополнительного образования
Researcher ID: IAM-0939-2023
д. 417 «А», ул. Ленина, Ставрополь, 355029
Список литературы
1. Витвицкая С. С. Структура и критерии готовности магистров образования к педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 59–62.
2. Гавриленко Л. Н. Проблема готовности учителя к патриотическому воспитанию учащихся // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 2. С. 10. URL: https://mir-nauki.com/PDF/88PDMN219.pdf (дата обращения: 28.05.2023).
3. Герлах, И. В., Шкуропий К. В. Диагностика готовности будущих педагогов к патриотическому воспитанию детей и молодежи // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020. Т. 6 (72). № 1. С. 13–24.
4. Готовность педагогов профессионального образования к работе в условиях цифровой образовательной среды / Л. М. Андрюхина, Н. В. Ломовцева, Н. О. Садовникова, А. А. Коновалов, И. В. Чебыкина // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30563 (дата обращения: 28.05.2023).
5. Домбровская М. Г. Методика становления готовности педагога к патриотическому воспитанию подростков // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 1. С. 56–64.
6. Кузьмин А. М., Домбровская М. Г., Сироткин Е. А. Готовность учителя к воспитанию патриотизма подростков как педагогическая проблема // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8. № 2. С. 56-61.
7. Маслова Т. М. О готовности педагогов к патриотическому воспитанию школьников // Вестник Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии. 2009. № 1 (2). С. 70-74.
8. Омаров О. Н. Проблема гражданского воспитания подрастающего поколения в антологии педагогической мысли // Педагогический журнал. 2016. № 4. C. 390–397.
9. Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2020 года № 2945-р. URL: https://base.garant.ru/74900152/?ysclid=lgqrxlcas056529103 (дата обращения: 28.05.2023).
10. Рыбаков А. В. Модель формирования готовности будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся школ средствами краеведческой работы // Казанская наука. 2014. № 10. С. 279–282.
11. Сидорина М. С., Ермакова Н. А. Основы диагностики уровня готовности будущего учителя к осуществлению гражданско-патриотического воспитания учащихся // Вестник Брянского государственного университета. 2009. № 1. С. 106–116.
12. Степаненко Н. А., Мантрова М. С. Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление работы школы на современном этапе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17). С. 250–253.
13. Шабалина О. Л., Рыбаков А. В. Формирование готовности выпускников педагогических специальностей университета к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12172 (дата обращения: 28.05.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Мажаренко С.В. Исследование готовности педагога дошкольного образования к реализации задач гражданско-патриотического воспитания. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(5):179–187. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.21
For citation:
Mazharenko S.V. The study of preschool teacher’s readiness to implement the tasks of civil and patriotic education. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(5):179–187. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.5.21