Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

ТЕОРЕТИЗАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ И КОНСТРУКТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье отражены особенности постановки проблемы теоретизации дидактического и научного знания, раскрыты основы теоретизации как технологии и конструкта развития личности в системе непрерывного образования. Выделены и системно представлены определения понятия «теоретизация» в традиционном научно-педагогическом поиске (широкий, узкий, локальный смыслы) и инновационном поиске (гуманистический, здоровьесберегающий, унифицированный, синергетический, адаптивно-продуктивный смыслы). Выделенные смыслы уточнения и регламентации качества постановки и решения задач педагогической теоретизации позволяют на различных уровнях педагогического проектирования уточнять все номинируемые составляющие научного поиска, гарантирующего личности и обществу успешное построение отношений и выделение реализуемых направлений деятельности, создавшей личность и ноосферу в неподдельных смыслах и конструктах самоорганизации и самосохранения. Определено и разъяснено гносеолого-смысловое значение понятия «возрасто-сообразная теоретизация». Представлены и объяснены функции, модели, уровни, принципы, формы, конструкты теоретизации, конструкторы педагогической теоретизации, педагогические условия повышения качества развития личности в системе непрерывного образования на основе использования возможностей теоретизации как технологии и конструкта научно-педагогической деятельности.

Об авторе

О. А. Козырева
Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва
Россия


Список литературы

1. Ануфриев, С. И., Костюкова, Т. А. Модернизация современного российского образования: направления, пути реализации целей и задач // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2016. -№ 8 (16). - С. 9-14.

2. Бозиев, Р. С., Донцов, А. И. Отечественная педагогика и образование: между прошлым и будущим // Педагогика. 2016. - № 1. - С. 3-11.

3. Бордовская, Н. В., Кошкина, Е. А. Междисциплинарные исследования как научный ресурс развития современного образования // Гуманизация образования. - 2017. - № 4. - С. 11-17.

4. Вербицкий, А. А., Рыбакина, Н. А. О системе, процессе и результате непрерывного образования // Высшее образование в России. - 2016. - № 6. - С. 47-54.

5. Весна, Е. Б. Особенности современного этапа разработки профессиональных стандартов для атомной отрасли / Е. Б. Весна, И. Ю. Конюхов, В. А. Руденко, Н. П. Василенко // Глобальная ядерная безопасность. - 2017. - № 1 (22). - С. 85-92.

6. Гавронская, Ю. Ю., Роговая, О. Г. Новые средства оценивания образовательных результатов подготовки научно-педагогических кадров в ходе государственной итоговой аттестации // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 1. - С. 44.

7. Головей, Л. А., Стрижицкая. О. Ю., Криулина, А. В. Позитивное функционирование личности в пожилом возрасте: комплексный подход // Психологические исследования : электронный научный журнал. - 2014. - Т. 7. - № 36. - С. 9.

8. Горелов, А. А. Индивидуализация как основа повышения эффективности спортивной деятельности / А. А. Горелов, М. С. Носков, А. А. Третьяков, В. В. Дрогомерецкий // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - С. 137.

9. Карпов, А. В. Динамика метакогнитивных детерминант управленческой деятельности в процессе профессионализации / А. В. Карпов, А. А. Карпов, Н. Б. Карабущенко, А. В. Иващенко // Экспериментальная психология. - 2018. - Т. 11. - № 1. - С. 3.

10. Кларин, М. В., Осмоловская, И. М. Образовательные модели, проекты и программы в контексте конструктивно-технической функции дидактики // Педагогический журнал Башкортостана. - 2015. -№ 6 (61). - С. 94-100.

11. Козырев, Н. А., Сорокин, С. В., Козырева, О. А. Теоретико-методологические основы детерминации и формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - №12. - С. 204-208.

12. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы личности в конструкторах теоретизации и рефлексии // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2019. - № 1 (45). - С. 118-128.

13. Козырева, О. А. Научное обоснование возможности формирования культуры самостоятельной работы личности в модели непрерывного образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 28. - Вып. 4. - С. 437-453.

14. Козырева, О. А. Теоретизация в дидактическом и научно-педагогическом знании // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 4. - С. 5.

15. Козырева, О. А. Теории и технологии формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. - 2018. - № 4. - С. 51-56.

16. Козырева, О. А., Козырев, Н. А., Коновалов, С. В. Педагогическое моделирование и педагогические конструкты в формировании культуры самостоятельной работы личности // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 9. - С. 177-181.

17. Коновалов, С. В., Козырев, Н. А., Козырева, О. А. Теоретизация в педагогической науке: общенаучный и общепрофессиональный аспекты // Бизнес. Образование. Право. - 2018. - № 4 (45). -С. 376-385. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.45.409.

18. Коновалов, С. В., Козырев, Н. А., Козырева, О. А. Теоретико-методологические возможности использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерно-технического образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. -2019. - Т. 29. - № 1. - С. 72-86.

19. Костюкова, Т. А. Информационная поддержка инновационных процессов в образовании // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2014. - № 6 (14). - С. 365-366.

20. Леонов, Н. И. Принципы и подходы в управлении научной и инновационной деятельностью (опыт исследовательского университета) // Высшее образование в России. - 2011. - № 11. - С. 19-28.

21. Леонов, Н. И., Главатских, М. М. Роль смысловых образований в исследовании социально-психологической зрелости личности // European Social Science Journal. - 2015. - № 8. - С. 303-307.

22. Осмоловская, И. М. Инновационные образовательные практики: дидактический аспект // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2017. - № 3 (47). - С. 37-46.

23. Романов, А. А. Содержание образования и образ неординарной личности // Психолого-педагогический поиск. - 2016. - № 1 (37). - С. 5-10.

24. Румба, О. Г. Педагогические условия социализации студентов в процессе двигательной активности / О. Г. Румба, М. В. Кулешова, А. А. Горелов, Г. З. Карнаухов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 161-166.

25. Сергеев, Н. К., Борытко, Н. М. Концепция и технологии подготовки учителя-воспитателя в системе непрерывного педагогического образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - № 9 (94). - С. 31-39.

26. Судьина, Л. Н., Чигишев, Е. А., Федотова, В. А. Теория и возможности социализации и самореализации личности в системе непрерывного образования и в спорте // Вестник Северо-Осетинского гос. университета им. К. Л. Хетагурова. - 2019. - № 1. - С. 66-70.

27. Цветкова, Л. А., Михайлова, О. И. К проблеме развития личности в мультикультурном обществе (языковая социализация как социально-психологический феномен) // Вестник Северо-Осетинского гос. университета им. К.Л. Хетагурова. - 2014. - № 4. - С. 305-313.

28. Шихнабиева, Т. Ш., Брежнев, А. В. Об одном из вариантов разработки системы повышения качества управления образованием // Управление образованием: теория и практика. - 2017. - № 3 (27). - С. 50-57.

29. Шукшина, Т. И., Замкин, П. В., Мирошкин, В. В. Проблема повышения качества образовательных достижений студентов факультетов физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 8. - С. 11-13.


Рецензия

Для цитирования:


Козырева О.А. ТЕОРЕТИЗАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ И КОНСТРУКТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019;(4):146-155.

For citation:


Kozyreva O. THEORETIZATION AS A TECHNOLOGY AND A CONSTRUCT OF DEVELOPMENT OF A PERSONALITY IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2019;(4):146-155. (In Russ.)

Просмотров: 130


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)