Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Использование учебных интернет-ресурсов при обучении иностранному языку в средней школе и дополнительном образовании

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.22

Аннотация

Введение. В статье представлено обоснование дидактической целесообразности использования цифровых образовательных материалов, разрабатываемых с привлечением сети Интернет, а именно учебных интернет-ресурсов, перечислены навыки (коммуникативные, рефлексивные и исследовательские), развитию которых они способствуют. Также кратко описывается методология учебных интернет-ресурсов и алгоритм работы с каждым из пяти форматов для учителей. В статью включены примеры разработанных заданий по теме «В какую школу пойти учиться», изучаемой в 9 классе.
Цель. Обоснование методической необходимости использования разных форматов учебных интернет-ресурсов как альтернативных средств обучения для развития иноязычной коммуникативной и социокультурной компетенции обучающихся.
Материалы и методы. Для достижения цели были использованы методы сравнительного анализа результатов научных исследований по актуальным вопросам информатизации лингвистического образования, их систематизация и обобщение. Методический эксперимент, педагогическое наблюдение и контрольное тестирование спланированы и реализованы с целью подтверждения выдвинутой гипотезы. Задания для разных форматов учебных интернет-ресурсов были разработаны с учетом содержания рабочих программ и учебников.
Результаты и обсуждение. На основе анализа широкого круга научных источников автор уделяет особое внимание внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку в школе и дополнительном образовании. Успешная апробация разработанных учебно-дидактических материалов позволила сделать выводы об успешности использования нового метода. Педагогическое наблюдение подтвердило первоначальную гипотезу о том, что выполнение нестандартных заданий на основе ресурсов Интернета приводит к развитию необходимых лингвистических компетенций и гибких навыков.
Заключение. В заключении сформулированы выводы о целесообразности использования учебных интернет-ресурсов в контексте реализации новых технологий. Подчеркивается, что данный метод позволяет учителям разрабатывать проблемные и проектные задания для совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех ее составляющих, развития креативности и повышения мотивации обучающихся.

Об авторе

Ю. М. Орехова
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны им. Маршала Советского Союза Л. А. Говорова
Россия

Юлия Михайловна Орехова – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков 
Researcher ID: OCK-9097-2025.

д. 28, Московский проспект, Ярославль, 150001



Список литературы

1. Английский язык. 9 класс: учебник для средней школы / В. П. Кузовлев [и др.]. М.: Просвещение, 2011. 271 с.

2. Ерофеева М. А. Роль педагогических технологий в формировании цифровой образовательной среды // Вестник науки. 2024. Т. 2. № 6(75). С. 838–847.

3. Орехова Ю. М. Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современной школе (на примере сети Интернет) // Крымский научный вестник. 2015. № 4. С. 290–300.

4. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 2. С. 14–19.

5. Рахимова А. Э. Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2012. № 10. С. 56–60.

6. Рыбакова М. В. Цифровая образовательная среда как фактор развития иноязычных компетенций // Перспективы науки и образования. 2021. № 1(49). С. 232–248. https://doi.org/10.32744/PSE.2021.1.16

7. Сысоев П. В., Евстигнеев М.Н. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре // Язык и культура. 2008. № 2. С. 100–110.

8. Титова С. В., Александрова К. В. Теоретико-методические основы использования электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку // Вестник Московского университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3. С. 113–123.

9. Andrei E. Technology in teaching English language learners: The case of three middle school teachers // TESOL Journal. 2017. No. 2. P. 409-431. https://doi.org/10.1002/tesj.280

10. Bender T. Discussion-based online teaching to enhance student learning: theory, practice, and assessment. Stylus Publishing, LLC. 2003. 128 p. https://doi.org/10.1111/j.1467-9647.2006.00283_8.x

11. Cajkler W., Addelman R. The practice of foreign language teaching. London: David Fulton Publishers. 2000. 212 p. https://doi.org/10.4324/9781315068312

12. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge University Press. 2006. 318 p. https://doi.org/10/1017/CBO9780511487002.

13. Hamilton B. Integrating Technology in the Classroom: Tools to Meet the Needs of Every Student. International Society for Technology in Education. 2015. 286 p.

14. Kruk M. Using internet resources in teaching English subsystems: an autonomous approach // Journal of Language Teaching and Research. 2012. No. 6. P. 1088-1097.

15. Nichols M. A theory for eLearning // Journal of Educational Technology & Society. 2003. No. 6(2). P. 1-10.

16. Rosenberg M. J. E-learning: strategies for delivering knowledge in the digital age. McGraw-Hill Education; 2001. 344 p.


Рецензия

Для цитирования:


Орехова Ю.М. Использование учебных интернет-ресурсов при обучении иностранному языку в средней школе и дополнительном образовании. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(5):196-203. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.22

For citation:


Orekhova Yu.M. Use of educational Internet resources in foreign language teaching (at secondary school and in additional education). Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(5):196-203. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.22

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)