Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Эталонный образ предпринимателя как концептуальная модель его профессионального роста и развития

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.8

Аннотация

Введение. В условиях глобальных изменений экономики и общества роль основного субъекта экономики – предпринимателя – требует переоценки как в части теории предпринимательства, так и в вопросах формирования навыков, необходимых для успешной реализации предпринимательских проектов. Идентификация успешного предпринимателя как ориентира для профессионального роста, стабильно создающего новый продукт с высокой добавленной стоимостью, есть важная научная и прикладная проблема, решению которой посвящена статья.
Цель. Формирование модели эталонного предпринимателя и ее эмпирическая проверка.
Материалы и методы. Исследование основано на опросе более 400 предпринимателей – членов общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», проведенного в 2025 году. Использовался целевой тип выборки, сформированной на основе представительства 12 регионов России. Использована авторская разработка модели эталонного предпринимателя, построенная на результатах консалтинговой работы автора при проведении анализа практических кейсов предпринимателей – членов «Опоры России», а также личного многолетнего предпринимательского опыта автора.
Результаты и обсуждение. Анализ результатов исследования позволил классифицировать виды предпринимательства, выявить виды политического и научного предпринимательства, сформировать эталонную модель предпринимателя, состоящую из нескольких элементов, свидетельствующих о зрелости предпринимателя, таких как: возраст, стаж в бизнесе, количество реализованных проектов, их гетерогенность, участие в общественной деятельности и преподавание. В статье доказана существенность элементов модели на основе эмпирических данных, проведен сравнительный анализ традиционного и эталонного предпринимателя, сформировано авторское видение предпринимательской деятельности как профессии.
Заключение. По итогам проведенного исследования сделаны выводы о необходимости внедрения эталонной модели предпринимателя в практику обучения и формирования программ профессионального роста предпринимателей.

Об авторе

Э. З. Омаров
Тюменский государственный университет
Россия

Эдуард Закирович Омаров – директор Международной школы предпринимательства, профессор, кандидат психологических наук 
AuthorID: 523480 

д. 6, ул. Володарского, Тюмень, 625003



Список литературы

1. Бахтеев И. А. К вопросу формирования основных понятий теории предпринимательства // Российское предпринимательство. 2013. № 18. С. 4–12.

2. Картузова М. В. Трудовые практики старших возрастных групп: причины выбора // Экономическая социология. 2020. № 1. С. 81–99.

3. Курпаяниди К. И. Современные концепции и модели развития предпринимательства // Бюллетень науки и практики. 2021. № 9. С. 425–444.

4. Литау Е. Я. Понятие предпринимательской деятельности // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10(39). С. 710–716.

5. Морщинина Н. И. Характеристика научных подходов к исследованию предпринимательской экосистемы // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 3. С. 1065–1076.

6. Омаров Э. З. Предпринимательские функции в контексте подготовки профессиональных предпринимателей // Современная конкуренция. 2025. Т. 19. № 1. С. 78–90. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2025-19-1-78-90

7. Пищулин В. Н., Шепелев М. И. Технологическое предпринимательство как форма региональной интеграции бизнеса и образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025. № 2. С. 132–143.

8. Рубин Ю. Б. О проекте профессионального стандарта «Предприниматель (Специалист по решению предпринимательских задач)» // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1. С. 5–28. https://doi.org/10.37791/2687-0649-2022-16-1-5-28

9. Тарануха Ю. В. Женское предпринимательство в России: состояние и тенденции // Женщина в российском обществе. 2024. № 3. С. 39–63.

10. Федорова А. В., Астахова Е. А., Кривокора Е. И. Развитие молодежного предпринимательства в РФ // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022. № 4. С. 163–170. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.4.18

11. Чепуренко А. Ю. Теория предпринимательства: новые вызовы и перспективы // Форсайт. 2015. Т. 9. № 2. С. 44–57. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2015.2.44.57

12. Черепков Е. В. Системное предпринимательство // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 2. № 7(148). С. 69–75. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2024.07.02.009. EDN DMGDWI.

13. Boutillier S., Uzumidis D.The theory of the entrepreneur: from heroic to socialised entrepreneurship // Journal of Innovation Economics and Management. 2014. Vol. 2. № 14. P. 9–40.

14. The impact of entrepreneurship education and students’ entrepreneurial mindset: the mediating role of attitude and self-efficacy / L.W. Wardana, B. S. Narmaditya, A. Wibowo, et al. // Heliyon. 2020. Vol. 6. № 9. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e04922.


Рецензия

Для цитирования:


Омаров Э.З. Эталонный образ предпринимателя как концептуальная модель его профессионального роста и развития. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(5):65-74. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.8

For citation:


Omarov E.Z. The reference image of an entrepreneur as a conceptual model of their professional growth and development. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(5):65-74. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.8

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)