Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Применение модели Д. Киркпатрика для проведения менторинга в дошкольной организации

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.17

Аннотация

   Введение. Модель Дональда Киркпатрика зачастую применяется в бизнес-концепциях и является в некотором роде недооцененной в структуре образования. Тем не менее ее применение в процессе управления дошкольной образовательной организацией позволит определить уровень реакции ментора на поступающую информацию, способность к его обучению (в целом определение, возможно ли это с ментором?), изменение поведения и поведенческих реакций ввиду влияния новой информации, а также определение результата в условиях внедрения научных основ менторинга для дошкольного образования. В статье рассматривается лонгитюдное исследование профессора университета Висконсин Д. Киркпатрика в области определения эффективности обучения топ-менеджеров образовательных организаций.

   Цель. Изучить и применить функциональные особенности модели Д. Киркпатрика в условиях отечественного дошкольного образования (на практике в детском саду).

   Материалы и методы. Методы анкетирования с применением четырехуровневой модели Д. Киркпатрика, беседа и интервью для оценки эффективности применения представленной модели на примере отечественных дошкольных образовательных организаций (в исследовании приняли участие Московская область и г. Москва, Ленинградская область и г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан и г. Казань, Самарская область и г. Самара, Саратовская область и г. Саратов, Волгоградская область и г. Волгоград, Нижегородская область и г. Нижний Новгород).

   Результаты и обсуждение. Совершенствование профессиональных компетенций всегда рассматривается с теоретической позиции, реже, когда теория переходит в практику деятельности, несмотря на ежегодное приложение усилий по этому вопросу. Однако в контексте менторской поддержки при применении модели Д. Киркпатрика есть шанс осуществить грамотную оценку процесса обучения самих менторов, который и был нами применен на практике в дошкольных образовательных организациях. Высокие результаты демонстрируются в экспериментальной группе, где респонденты обладают более высокой реакцией и способностью корректировать отношенческие реакции к полученным результатам. Также было установлено, что контрольная группа сложнее усваивает новую информацию, чем экспериментальная, что является прямым доказательством эффективности примененной модели.

   Заключение. Применение модели Д. Киркпатрика для проведения менторинга в дошкольной организации позволит осуществлять комплексный подход к эффективной оценке примененного обучения.

Об авторе

А. М. Гарифуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Альмира Маратовна Гарифуллина, кандидат педагогических наук, доцент

Институт психологии и образования; кафедра дошкольного образования

420008; д. 18, ул. Кремлевская; Казань

Researcher ID M-9716-2013



Список литературы

1. Гарифуллина А. М. Менторинг в наставничестве для дошкольного образования российской федерации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024. № 2. С. 170–179.

2. Гарифуллина А. М. Компетенции руководителей дошкольных образовательных организаций в теории и практике менторинга Российской Федерации // Вестник: Профессиональное образование в современном мире. 2024. № 13(3). С. 474–483. doi: 10.20913/2618-7515-2023-3-8.

3. Гарифуллина А. М. Методология менторинга в контексте руководства дошкольной образовательной организацией // Вестник: Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск.2022. № 15(4). С. 153–162.

4. Гарифуллина А. М. Факторы менторинга и управленческий потенциал руководителя дошкольной образовательной организации Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования : сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2022. Вып. 74. Ч. 4. 331 с.

5. Гарифуллина А. М. Менторинг – инструмент для системы высшего педагогического образования Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования : сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2021. Вып. 71. Ч. 1. С. 100-103.

6. Киркпатрик Д. Л., Киркпатрик Д. Д. Четыре ступеньки к успешному тренингу : практическое руководство по оценке эффективности обучения. М., 2008. С. 50–51.

7. Миронов В. Оценка обучения по Киркпатрику: проверка временем. URL: https://www.top-personal.ru/issue.html?2185 (дата обращения: 15. 11. 2024)

8. Пеша А. В., Коропец О. А. Анализ релевантности существующих моделей оценки эффективности корпоративного обучения и развития персонала // Современное образование. 2017. № 3. С. 83–95. doi: 10.25136/2409-8736.2017.3.24000. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24000

9. Имашева З. З., Карамышева Э. Ф. Технологии HR-менеджмента в стратегическом управлении компанией // Вестник евразийской науки. 2015. № 5(30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-hr-menedzhmenta-v-strategicheskom-upravlenii-kompaniey (дата обращения: 16. 11. 2024).

10. Удовидченко Р. С., Киреев В. С. Сравнительный анализ моделей оценки эффективности обучения персонала // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 632–632.

11. Бутенко О. С., Бутенко В. С. Модели оценки качества работы наставника // Современные проблемы науки и образования. 2016. №. 2. С. 252–252.

12. Арженцов В. Ф. Оценка эффективности метода «обучения действием» на «фабрике процессов» с целью применения философии, принципов и инструментов бережливого производства в медицинских организациях // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 1–10.

13. Лисенков Д. Н. Проблемы оценки результативности внутрифирменного обучения // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 15. С. 64–70.

14. Габдулхаков В. Ф. О технологиях педагогического образования в федеральных университетах : сборник тезисов по итогам профессорского форума (Москва – 2019) // Наука. Образование. Регионы. 2019. № 6. С. 162–164.

15. Губайдуллина Е. В. Корпоративная культура дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 538–541.

16. Torbjørn Waaland. Educational leadership, autonomy and mentoring provided: investigating the moderating influence of educational leadership // International Journal of Leadership in Education (Scopus database). 2016. Vol. 19. Is. 4. P. 464–481.

17. Best Practices: Mentoring. United States Office Management. URL: https://goo.su/1YHI. (дата обращения: 31. 12. 2022).

18. Линд Э. М. Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста педагогом-наставником // Развитие института наставничества в условиях модернизации педагогического образования : материалы Межрегиональной научно-практической конференции / под общ. ред. И. В. Кругловой. М., 2010. С. 37–42.

19. Мовчан А. В. Использование электронного обучения в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2008. №. 2. С. 35–39.

20. Голубь А. А. Актуальность модели Д. Киркпатрика как инструмента оценки эффективности обучения персонала // Символ науки. 2019. № 5. С. 93–96.

21. Илюхина В. С. К вопросу оценки результативности и эффективности обучения человеческих ресурсов // Наука XXI века: Актуальные направления развития. 2016. № 1-1. С. 184–187.

22. Быстрова А. С. Специфика оценки эффективности тренингового метода обучения персонала // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2019. № 2. С. 59–60.

23. Синицына О. В. Оценка эффективности обучения // Социокультурные факторы консолидации современного российского общества. Пенза, 2015. С. 117.


Рецензия

Для цитирования:


Гарифуллина А.М. Применение модели Д. Киркпатрика для проведения менторинга в дошкольной организации. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(4):156-163. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.17

For citation:


Garifullina A.M. The use of D. Kirkpatrick’s model for mentoring in a preschool organization. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(4):156-163. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.17

Просмотров: 29


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)