Сочетание различных форм преподавания клинической лабораторной диагностики
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.16
Аннотация
Введение. Клиническая лабораторная диагностика (КЛД) – динамично развивающаяся область медицины, требующая от специалистов не только глубоких теоретических знаний, но и практических навыков, а также умения анализировать и интерпретировать полученные результаты. В связи с этим реализация комплексного подхода в преподавании становится ключевым фактором подготовки компетентных и востребованных специалистов.
Цель. Создание и внедрение авторских технологий преподавания клинической лабораторной диагностики, направленных на развитие у студентов творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности.
Материалы и методы. Общепедагогические методы, интерактивные методы обучения, междисциплинарный подход.
Результаты и обсуждение. Описаный практико-операционный метод обучения включает в себя различные виды деятельности, направленные на практическое применение теоретических знаний. Этот метод поможет студентам не только понять материал, но и научиться применять его в реальных ситуациях. Представлена авторская методика, связанная с IT-разработкой, благодаря которой студенты смогут более качественно осваивать учебный материал.
Заключение. Эффективные методы преподавания КЛД должны быть многообразными и адаптированными к современным требованиям. Это позволит не только повысить качество образования, но и подготовить высококвалифицированных специалистов, способных успешно работать в области клинической лабораторной диагностики.
Об авторах
А. А. ВласовРоссия
Александр Александрович Власов, кандидат медицинских наук, доцент
кафедра физико-химической биологии и иммунологии
355017; д. 1, ул. Пушкина; Ставрополь
Researcher ID: AFF-2267-2022
С. Ф. Андрусенко
Россия
Светлана Федоровна Андрусенко, кандидат биологических наук, доцент
кафедра физико-химической биологии и иммунологии
355017; д. 1, ул. Пушкина; Ставрополь
Researcher ID: L-8343-2019
А. Б. Эльканова
Россия
Айшат Борисовна Эльканова, кандидат медицинских наук, доцент
кафедра физико-химической биологии и иммунологии
355017; д. 1, ул. Пушкина; Ставрополь
Researcher ID: MFJ-4634-2025
Е. В. Малова
Россия
Елизавета Владимировна Малова, ассистент
кафедра физико-химической биологии и иммунологии
355017; д. 1, ул. Пушкина; Ставрополь
Researcher ID: MFJ-1596-2025
И. В. Сивун
Россия
Инна Вячеславовна Сивун, кандидат биологических наук, доцент
кафедра физико-химической биологии и иммунологии
355017; д. 1, ул. Пушкина; Ставрополь
Researcher ID: RID 107555
Список литературы
1. Белаш В. Ю., Денисенко М. С., Лаврентьев Д. О. О создании мобильных приложений для применения в образовательном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Вып. 75. Ч. 4. С. 39–45.
2. Горшкова О. В. Активные методы обучения: формы и цели применения // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2017. № 3. С. 10–15. URL: http://e-koncept.ru/2017/470039.htm.
3. Анализ факторов, влияющих на качество образования в ВУЗе / Г. А. Грибина, Н. А. Дубровин, А. А. Жидков, К. С. Гордеев, А. М. Воронцов // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1. С. 142–143. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/93800
4. Гурьев М. Е. Становление и развитие активного обучения в образовательных организациях Российской Федерации // Достижения вузовской науки. 2015. № 15. С. 61–71.
5. Давыборец Е. Н., Подкопаева О. В. Место и роль активных методов обучения в современном образовательном процессе // Экономика и социум. 2014. № 4(13). С. 884–889.
6. Жигулина В. В. Инновационные технологии в преподавании биохимии в вузах медицинского профиля // Образовательный вестник «Сознание». 2015. № 4 (17). С. 36–37.
7. Клиническая лабораторная диагностика / под ред. В. В. Долгова; ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования». М.: ДПО РМАНПО, 2016. 668 с.
8. Лелевич С. В., Воробьев В. В., Гриневич Т. Н. Клиническая лабораторная диагностика : учебное пособие для вузов. СПб.: Лань, 2024. 168 с.
9. Лелевич С. В., Воробьев В. В., Гриневич Т. Н. Клиническая лабораторная диагностика : учебное пособие для СПО. СПб.: Лань, 2022. 168 с.
10. Особенности преподавания дисциплины «Клинико-лабораторная диагностика» на старших курсах медицинского университета / Е. В. Позднякова, А. М. Мурзатаева, Г. А. Омарова, Н. А. Чайковская // Вестник науки и образования. 2019. № 20(74). Ч. 1. С. 78–81.
11. Позднякова Е. В., Понамарева О. А., Демидчик Л. А. Опыт внедрения case-stady в учебный процесс при преподавании биохимии // Вестник науки и образования. 2017. № 8(32). С. 62–65.
12. Просекова Е. В., Сабыныч В. А., Забелина Н. Р. Актуальные вопросы преподавания дисциплины клиническая лабораторная диагностика в медицинском вузе // Лабораторная служба. 2017. № 6(4). С. 15–18. doi: 10.17116/labs20176415-18
13. СанПиН лаборатории 2.1.3678-20: требования к помещениям и оборудованию с изменениями от 1 марта 2025 г.
14. Семилетова А. Н. Активное обучение: новый взгляд на преподавание в современном мире // Вестник практической психологии образования. 2024. Т. 21. № 4. С. 152–164. doi: 10.17759/bppe.2024210414
15. Шадрина Ю. Е., Снегирева Т. Г. Из опыта интеграции традиционных и активных методов обучения // Высшее образование сегодня. 2019. № 9. С. 28–32. doi: 10.25586/RNU.HET.19.09.P.28
Рецензия
Для цитирования:
Власов А.А., Андрусенко С.Ф., Эльканова А.Б., Малова Е.В., Сивун И.В. Сочетание различных форм преподавания клинической лабораторной диагностики. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(4):147-155. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.16
For citation:
Vlasov A.A., Andrusenko S.F., Elkanova A.B., Malova E.V., Sivun I.V. A combination of different forms of teaching clinical laboratory diagnostics. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(4):147-155. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.4.16