Пути решения проблем интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательные программы для будущих государственных и муниципальных служащих
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.19
Аннотация
Введение. Концептуальное изменение требований к профессиональным компетенциям государственных и муниципальных служащих, заключающееся в необходимости расширения их знаний, умений и навыков в области цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта, способных существенно улучшить показатели эффективности и оперативности принимаемых управленческих решений и предоставляемых государственных и муниципальных услуг, обусловливают потребность интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательные программы для будущих государственных и муниципальных служащих. Цель. Определение возможных путей решения проблем интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательные программы для будущих государственных и муниципальных служащих. Материалы и методы. Исследование базируется на анализе возможных алгоритмов действий высших учебных заведений при столкновении с наиболее распространенными проблемами модернизации образовательных программ в части внедрения в них технологий искусственного интеллекта. Результаты и обсуждение. По результатам работы определены возможные подходы к решению проблем интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательные программы для будущих государственных и муниципальных служащих, выявлены преимущества данных подходов и составлены пошаговые алгоритмы действий высших учебных заведений в рамках применения рассмотренных подходов. Заключение. Согласно итогам проведенного исследования, возможными подходами к решению наиболее распространенных проблем интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательные программы: дефицит квалифицированных кадров, отсутствие современной технической инфраструктуры и низкий уровень развития профильной нормативно-правовой базы – может стать широкоформатное сотрудничество с профильными компаниями, создание виртуальных лабораторий с применением облачных платформ, а также формирование информационно-аналитических систем, содержащих успешные практики образовательных организаций в рассматриваемом направлении. При этом действия учебных заведений в рамках каждого из подходов требуют заблаговременного планирования и должны осуществляться согласно определенным последовательным алгоритмам.
Об авторах
А. О. БиджиевРоссия
Артур Олегович Биджиев – аспирант педагогического факультета
Researcher ID: КЕХ-4346-2024
Л. А. Филимонюк
Россия
Людмила Андреевна Филимонюк – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, методологии и технологии образования
Scopus ID: 57220033088
Researcher ID: NHP-5821-2025
Список литературы
1. Биджиев А. О., Филимонюк Л. А. Целесообразность использования государственных информационных систем в процессе подготовки будущих государственных и муниципальных служащих // Научный вестник Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. 2024. № 1. С. 15–19.
2. Биджиев А. О. Модель подготовки будущих государственных и муниципальных служащих к профессиональной деятельности с использованием средств государственных информационных систем // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024. № 5(104). С. 122–129.
3. Бурганова Л. А., Юрьева О. В. Готовность вузовских преподавателей к работе в цифровой образовательной среде: компетентностный подход // Вестник экономики, права и социологии. 2021. № 2. С. 67–72.
4. Донгаузер Е. В., Тамаева А. А. Роль повышения квалификации для педагога профессионального обучения // Высшее образование в России: история и современность. 2017. № 1. С. 161–167.
5. Золотухин М. С., Кубанских О. В. Виртуальные лаборатории в преподавании и обучении // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 7. С. 34-37.
6. Изотова А. Г., Гаврилюк Е. С. Уровень цифровизации университета как один из ключевых факторов конкурентоспособности российских вузов в инновационной экономике // Вопросы инновационной экономики. 2023. № 1. С. 421–438.
7. Коккоз М. М., Жумабай А. Р. Методика построения информационно-аналитических систем // Молодой учёный. 2016. № 4. С. 50–54.
8. Лодде О. А. Актуальные проблемы цифровой трансформации образовательной среды вуза // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5. С. 36.
9. Симонова Е. С., Кубанских О. В. Преимущества виртуальных лабораторий // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 7. С. 21–23.
10. Магаева Т. А., Ревина С. Н. Трансформация компетенций государственных служащих в условиях цифровизации государственного управления // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 6. С. 162-169.
Рецензия
Для цитирования:
Биджиев А.О., Филимонюк Л.А. Пути решения проблем интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательные программы для будущих государственных и муниципальных служащих. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(3):194-201. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.19
For citation:
Bidzhiev A.O., Filimoniuk L.A. Ways to integrate artificial intelligence technologies into training programs for government and municipal employees. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(3):194-201. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.19