Развитие программ лояльности продавцов основных российских маркетплейсов
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.17
Аннотация
Введение. На российском рынке маркетплейсов сформировалась олигополистическая ситуация, когда два основных игрока рынка занимают доминирующее положение. В условиях наблюдающегося замедления темпов роста рынка интернет-торговли основные усилия игроков в будущем неминуемо будут больше направлены на удержание старых клиентов и селлеров, чем на привлечение новых участников, число которых ограничено. Обеспечить приверженность продавцов конкретным электронным площадкам призваны предлагаемые маркетплейсами участникам торговли собственные программы лояльности. Цель. Определить основные особенности и параметры программ лояльности маркетплейсов, предлагаемые ими для своих продавцов. Материалы и методы. Методология проведенного исследования основана на использовании общенаучных методов исследования анализа и синтеза, обобщения, статистический метод и др. Информационной базой для исследования послужили данные аналитических обзоров российского рынка, отчетные данные маркетплейсов, публикации российских ученых. Результаты и обсуждение. В статье исследованы тенденции развития российского рынка электронной торговли, проанализирована доля на нем крупнейших маркетплейсов, определены особенности текущего этапа развития рынка e-commerce, заключающиеся в олигополистической структуре рынка маркетплейсов. Проанализирован исторический опыт сотрудничества с маркетплейсами продавцов площадок, определены особенности проявления лояльности на маркетплейсах по сравнению с традиционной розничной торговлей, выявлена степень лояльности поставщиков к отдельным электронным площадкам. Изучены элементы программ лояльности, предлагаемые крупнейшими российскими маркетплейсами, их направленность и потенциальная выгода для участников, исследована трансформация этих программ во времени. Заключение. Предложены основные направления изменения программ лояльности маркетплейсов с учетом развития цифровых технологий.
Ключевые слова
Об авторе
С. Г. ХолмовскийРоссия
Станислав Геннадьевич Холмовский – кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента
и сервиса
AuthorID РИНЦ: 467194
Researcher ID: HKO-8122-2023
Список литературы
1. Балакшин И. С. Бизнес-модель маркетплейсов: классификация, типология и особенности // Экономика, предпринимательство и право. 2024. № 6. С. 2855-2874.
2. Елин И. Д. Маркетплейс – будущее электронной коммерции // Global and Regional Research. 2019. Т. 1. № 1. С. 101–106.
3. Кордина И. В., Хлебович Д. И. Маркетплейс как бизнес-модель электронного посредничества // Известия Байкальского государственного университета. 2021. Т. 31. № 4. С. 467–477.
4. Федотов А. Н. Трансформация деятельности российских маркетплейсов в условиях санкционного давления // Baikal Research Journal. 2024. Т. 15. № 1. С. 71–83.
5. Банников А. А., Казыева Я. Р. Разработка программ лояльности: инструмент для удержания клиентов и увеличения выручки // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 5-1(80). С. 197–199.
6. Тюник О. Р. Формирование лояльности покупателей в электронной торговле // Инновационные технологии научного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 5 ч. Уфа, 2017. С. 125–127.
7. В 2024 году оборот рынка e-commerce в РФ превысит 10 трлн рублей. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7248916 (дата обращения: 05.01.2025).
8. Маркетплейсы 2024: тренды, стратегии, точки роста. URL: https://datainsight.ru/DI_FedorVirin_SellersnMarketplaces_2024 (дата обращения: 12.01.2025).
9. Маркетплейсы на рынке eCommerce. URL: https://datainsight.ru/DI_NadezhdaVinogradova_EcomRetailWeek_2024 (дата обращения 08.01.2025)
10. Смирнов В. Обзор рынка интернет-торговли в России. URL: https://kachestvo.pro/kachestvoupravleniya/instrumenty-menedzhmenta/obzor-rynka-internet-torgovli-v-rossii (дата обращения: 11.01.2025).
11. Селлеры на маркетплейсах: факторы, ограничивающие работу на площадках, и страхование рисков. URL https://datainsight.ru/DI_SellersMP_Zunami_2024 (дата обращения: 16.01.2025).
12. ФАС оценила доли Wildberries и Ozon на рынке. URL: https://www.rbc.ru/business/06/03/2024/65e7b3b89a79477643ff7b8b (дата обращения: 14.01.2025).
13. Панкина Т. В., Никишин А. Ф., Бойкова А. В. Привлечение и удержание покупателей в электронной торговле // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 683–696.
14. Тюник О. Р. Формирование лояльности покупателей в электронной торговле // Инновационные технологии научного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 5 ч. Уфа, 2017, С. 125–127.
15. Кабаев А. Д. Эволюция программ лояльности клиентов: критический анализ цифровой трансформации систем вознаграждений // Central Asian Scientific Journal. 2024. № 5-1(24). С. 236–239. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_74558295_53430001.pdf (дата обращения: 11.01.2025).
16. Горелова Т. П., Левитская Е. А. Перспективы программы лояльности потребителей в условиях развития цифровизации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 1. № 10. С. 122–128. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36346958_46850564.pdf (дата обращения: 08.01.2025).
17. Назина Е. В., Погориляк Б. И. Цифровой маркетинг: совершенствование программ потребительской лояльности // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2023): сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием (Москва, 25 мая 2023 года). Ч. 3. М.: Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2023. С. 245–250. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54320496_80669228. (дата обращения: 16.01.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Холмовский С.Г. Развитие программ лояльности продавцов основных российских маркетплейсов. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(3):177-185. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.17
For citation:
Kholmovsky S.G. Development of loyalty programs for sellers of the main Russian marketplaces. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(3):177-185. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.17