Толерантность как основополагающая характеристика вторичной языковой личности (с примерами упражнений для урока английского языка)
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.16
Аннотация
Введение. Владение системой языковых знаний, речевых навыков и умений – не единственное условие успешности межкультурного общения. Продуктивное речевое взаимодействие во многом обусловлено способностью к принятию и пониманию различий, терпимостью к чуждому и непривычному.
Цель. Рассмотреть понятие толерантности в качестве базовой характеристики личности, формируемой на занятиях по иностранным языкам, описать систему упражнений, формирующих толерантность на уроке английского языка в старших классах.
Материалы и методы. Представлен теоретический анализ лингво-культурологических основ обучения языкам в школе и работ по реализации межкультурного подхода в языковом образовании. Конкретизировано понятие «толерантность» в исследованиях психологической составляющей межкультурной коммуникации. Смоделирован процесс изучения английского языка в старших классах общеобразовательной школы с целью формирования указанной составляющей межкультурной коммуникации.
Результаты и обсуждение. Исходя из рассмотренных трактовок выделены основные составляющие сложной многокомпонентной характеристики личности, формируемой средствами изучаемого языка. Описана система упражнений, учитывающая этапы формирования искомой характеристики, и приведены примеры конкретных упражнений для каждого выделенного этапа. Посредством поэтапной систематической учебной деятельности на уроке английского языка у учащихся старших классов сформируется искомая характеристика личности.
Заключение. Сформулированы основные выводы и результаты исследования, включающие: 1) описание потенциала дисциплины «Иностранный язык» для формирования и развития толерантности у учеников общеобразовательной школы; 2) анализ трактовок исследователей относительно уточнения сущности и компонентов понятия «толерантность»; 3) обоснование этапов иноязычной учебной деятельности на уроках иностранного языка, служащих цели формирования проанализированного понятия; 4) реализация системы упражнений с примерами конкретных формулировок учебных заданий для уроков английского языка старших классов общеобразовательной школы. Результаты исследования могут быть экстраполированы на другие условия изучения иностранных языков.
Об авторах
Д. К. ВоронинаРоссия
Дарья Константиновна Воронина, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, преподаватель
кафедра теории и практики иностранных языков и лингводидактики
603950; д. 1, ул. Ульянова; Нижний Новгород
Researcher ID: AAB-3244-2020
С. Е. Цветкова
Россия
Светлана Евгеньевна Цветкова, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра теории и практики иностранных языков и лингводидактики
603950; д. 1, ул. Ульянова; Нижний Новгород
Researcher ID: V-5915-2018
Список литературы
1. Воронина Д. К., Шамов А. Н. Культурологические подходы к организации учебно-образовательного процесса по иностранному языку студентов ИТ-специальностей / Д. К. Воронина , А. Н. Шамов // Гаудеамус : психолого-педагогический журнал. 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 15–21. doi: 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-15-21
2. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез М.: Академия, 2008. 334 с.
3. Гумбольдт В. Язык и философия культуры / пер. с нем / В. Гумбольдт. М.: Прогресс, 1985. 465 с.
4. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам / Г. В. Елизарова. СПб.: КАРО, 2005. 352 с.
5. Елизарова Г. В. Об отличии межкультурного общения от коммуникации / Г. В. Елизарова // Studia Linguistica. СПб., 2009. № XVIII. С. 229–242.
6. Ермакова Ю. И., Цветкова С. Е. Региональный компонент содержания профессиональной лингвистической подготовки студентов – будущих переводчиков / Ю. И. Ермакова, С. Е. Цветкова // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-4. С. 59–63.
7. Ким О. М., Шамов А. Н. Формирование компетенции межкультурного делового спора в сфере профессиональной деловой коммуникации: содержательные и технологические аспекты / О. М. Ким, А. Н. Шамов // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2. С. 2.
8. Плужник И. Л. Основные компоненты моделирования процесса формирования иноязычной межкультурной коммуникативной компетенции в вузовском гуманитарном образовании / И. Л. Плужник // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 225–230.
9. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык. Информация Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: https://www.titul.ru/uploads/journal/8/Journal_08_4_33.pdf (дата обращения: 13. 07. 2024).
10. Столярова И. Н. Региональное измерение межкультурного иноязычного образования / И. Н. Столярова // Межкультурная парадигма образования: теоретические аспекты и технологические решения : сборник научных трудов. М.: МГПУ, 2022. С. 78–98.
11. Цветкова С. Е. Концепция формирования межкультурной коммуникативной компетенции у будущих экономистов и пути её реализации : монография / С. Е. Цветкова. Н. Новгород: Нижегрод. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, 2013. 163 с.
12. Bennet M. J. Intercultural communication: a current perspective / M. J. Bennet // Basic concepts of intercultural communication: Selected readings. Yarmouth, ME: Intercultural Press, Inc., 1998. P. 1-20. URL: https://www.researchgate.net/publication/246501677_Intercultural_Communication_A_Current_Perspective (accessed: 13. 07. 2024).
13. Hymes D. The Ethnography of Speaking / D. Hymes // Language, culture and society. Prospect Heights: Waveland Press, Inc., 1995. P. 127–156.
14. Mirzoyeva L., Syrmen O. Developing intercultural competence of trainee translators / L. Mirzoyeva, O. Syrmen // Global Journal of Foreign Language Teaching. 2016. № 6 (3). P. 168–175.
15. Seelye H. N. The Cultural Mazeway: Six Organizing Goals / H. N. Seelye // Pathways to culture: reading on teaching culture in the foreign language class. Yarmouth: Intercultural Press, Inc., 1997. P. 97–105.
Рецензия
Для цитирования:
Воронина Д.К., Цветкова С.Е. Толерантность как основополагающая характеристика вторичной языковой личности (с примерами упражнений для урока английского языка). Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(1):151-157. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.16
For citation:
Voronina D.K., Tsvetkova S.E. Tolerance as an essential characteristic of a secondary linguistic persona (with exemplary exercises for English lessons). Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(1):151-157. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.16