Три «С» эффективности в экономике: как превзойти конкурентов через бенчмаркинг
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.15
Аннотация
Введение. В условиях растущей конкуренции и постоянных изменений, происходящих на рынке, предприятия стремятся достичь более высокой эффективности за счет использования бенчмаркинга. Компании могут получить преимущество и укрепить свои позиции с помощью этого инструмента, который включает в себя тщательный анализ и внедрение передовых практик. Три элемента эффективности бенчмаркинга – сотрудничество, сравнение и стратегия – стали фундаментом для построения эффективных бизнес-процессов.
Цель. Разработать структурированный подход к изучению и внедрению трех ключевых элементов бенчмаркинга (сотрудничество, сравнение и стратегия) с целью повышения конкурентоспособности предприятий, предоставляя рекомендации по их практическому применению для устойчивого развития в условиях динамичного рынка.
Материалы и методы. Исследование основано на данных отраслевых предприятий, которые включают экономические показатели и результаты взаимодействия с партнерами. Для анализа данных использовались сравнительный и статистический анализ, синтез и группировка.
Результаты и обсуждение. В статье рассматриваются основные компоненты бенчмаркинга. Когда компании работают вместе, они могут обмениваться передовыми практиками и важными данными, что помогает им оптимизировать свои внутренние процессы. Сравнение позволяет компании определить свои сильные и слабые стороны, а использование стратегии, основанной на этих данных, позволяет изменить рыночные условия и стать более конкурентоспособным. Исследование также показало, что бенчмаркинг хорошо работает в производственных и непроизводственных процессах.
Заключение. Комплексное использование бенчмаркинга, включающее сравнение, сотрудничество и стратегическое планирование, является эффективным инструментом для повышения конкурентоспособности и устойчивого развития. Таким образом, можно найти места для улучшения и принять конкретные стратегические решения, которые будут способствовать долгосрочному успеху компании.
Об авторах
А. Е. ТомайлыРоссия
Анна Евгеньевна Томайлы – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности института экономики и управления
Researcher ID: MEP-5456-2025
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация
П. С. Филатова
Россия
Полина Сергеевна Филатова – студент 4 курса научной специальности 38.03.01 Экономика, направленность (профиль) «Экономика организаций»
Researcher ID: HKO-1424-2023
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация
К. Д. Борисевич
Россия
Ксения Дмитриевна Борисевич – студент по направлению подготовки «Экономика», специальность «Внешнеэкономическая деятельность»
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация
Список литературы
1. Бушев А. Б. Заимствование концептов в «Непереваренном виде»: язык новой Российской экономики / А. Б. Бушев // Перевод и сопоставительная лингвистика. 2012. № 8. С. 13–16.
2. Газиева Ж. С. Бенчмаркинг: учебное пособие / Ж. С. Газиева. Махачкала: ГАОУ ВО ДГУНХ, 2022. 12 с.
3. Гапоненко Т. В. Бенчмаркинг как инструмент управления затратами сельскохозяйственной организации / Т. В. Гапоненко // Вестник НГИЭИ. 2022. № 3(130). С. 74–86.
4. Годовой отчет Энергомера: сайт. URL: https://www.energomera.com/uploads/files/year_2023.pdf (дата обращения: 21.10.2024).
5. Кабаяси И. 20 ключей к совершенствованию бизнеса / И. Кабаяси. М.: Стандарты и качество, 2006. 4 с.
6. Масааки И. Стратегический кайдзен: Как изменить ДНК компании и стать лидером отрасли / И. Масааки. М.: Альпина Паблишер, 2022. 218 с.
7. Логинова И. В. Бенчмаркинг: учебное пособие / И. В. Логинова. Ульяновск: УГТУ, 2021. 157 с.
8. Черепанов А. В. Бенчмаркинг системы управления персоналом: учебное пособие / А. В. Черепанов. Новосибирск: НГАУ, 2021. 12 с.
9. Филатова П. С. Концепция бережливого производства как современная стратегия развития национальной экономики / П. С. Филатова // Молодые экономисты – будущему России. 2023. № XV. С. 587–590.
10. EIE Instruments Private Limited Quarterly Report: сайт. URL: https://www.zaubacorp.com/company/EIEINSTRUMENTS-PRIVATE-LIMITED/U29199GJ2004PTC045078#balance-sheet (дата обращения: 21.10.2024)
11. Landis+Gyr Annual Report: сайт. URL: https://investors.landisgyr.com/annual-report/2023/ (дата обращения: 21.10.2024).
12. Star Rapid Unaudited Quarterly Report: сайт. URL: https://redstarplc.com/financial-report/ (дата обращения: 21.10.2024).
13. Osaki Annual Report: сайт. URL: https://www.osaki.co.jp/en/ir/annual/main/0116/teaserItems1/01/linkList/0/link/Annual Report2023.pdf (дата обращения: 21.10.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Томайлы А.Е., Филатова П.С., Борисевич К.Д. Три «С» эффективности в экономике: как превзойти конкурентов через бенчмаркинг. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(2):160-174. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.15
For citation:
Tomaily A.E., Filatova P.S., Borisevich K.D. Three prerequisites of efficiency in the economy: how to surpass competitors through benchmarking. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(2):160-174. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.15