Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Формирование исследовательских компетенций студентов высшей школы с использованием разноуровневых заданий

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.18

Полный текст:

Аннотация

Введение. В настоящее время, когда происходят динамичные преобразования во всех сферах жизни и деятельности общества, когда технический прогресс просто опережает время, модернизируется производство, развивается наука, государство нуждается в специалистах, имеющих высокий творческий потенциал. Для подготовки таких специалистов необходимо изменить приоритеты в образовании, делая акцент на самостоятельную познавательную деятельность студентов. Исследовательская деятельность становится важнейшей частью обучения, а формирование исследовательских компетенций студентов – целью их преподавателей.
Цель. Поиск ответа на вопрос, как повысить уровень сформированности исследовательских компетенций студентов высшей школы.
Материалы и методы. В статье представлены разработанные авторами творческие задания и методика их применения на лабораторном практикуме для студентов бакалавриата по направлению «Физика». Задания приближены к научным исследованиям, они предполагают использование сложных экспериментальных установок и исследование материалов, свойства которых еще до конца не изучены. Задания разбиты на три уровня: сложный, средний и простой, что позволяет предложить новую методику организации их выполнения с учетом различных способностей студентов. Преподаватель выступает в роли помощника в поиске идей к решению очередной задачи.
Результаты и обсуждение. Педагогический эксперимент с использованием методики авторов статьи для формирования исследовательских компетенций был проведен на базе кафедры экспериментальной физики СКФУ. Для проведения эксперимента, студентов разбили на две группы – контрольную и экспериментальную. Контрольная группа выполняла стандартные лабораторные работы по готовым инструкциям, с применением стандартных методик. Экспериментальная группа дополнительно выполняла задания,
приближенные к научным исследованиям.
Заключение. Эксперимент проводился в течение года и показал, что дополнительное выполнение студентами творческих заданий по предложенной методике позволяют не только повысить уровень сформированности исследовательских компетенций, но и усиливают мотивацию студентов к научной деятельности.

Для цитирования:


Агибова И.М., Беджанян М.А., Нечаева О.А., Федина О.В. Формирование исследовательских компетенций студентов высшей школы с использованием разноуровневых заданий. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(2):197-204. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.18

For citation:


Agibova I.M., Bedzhanyan M.A., Nechaeva O.A., Fedina O.V. Forming research competencies of higher school students with multi-level tasks. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(2):197-204. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.18

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)