Формирование исследовательских компетенций студентов высшей школы с использованием разноуровневых заданий
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.18
Аннотация
Введение. В настоящее время, когда происходят динамичные преобразования во всех сферах жизни и деятельности общества, когда технический прогресс просто опережает время, модернизируется производство, развивается наука, государство нуждается в специалистах, имеющих высокий творческий потенциал. Для подготовки таких специалистов необходимо изменить приоритеты в образовании, делая акцент на самостоятельную познавательную деятельность студентов. Исследовательская деятельность становится важнейшей частью обучения, а формирование исследовательских компетенций студентов – целью их преподавателей.
Цель. Поиск ответа на вопрос, как повысить уровень сформированности исследовательских компетенций студентов высшей школы.
Материалы и методы. В статье представлены разработанные авторами творческие задания и методика их применения на лабораторном практикуме для студентов бакалавриата по направлению «Физика». Задания приближены к научным исследованиям, они предполагают использование сложных экспериментальных установок и исследование материалов, свойства которых еще до конца не изучены. Задания разбиты на три уровня: сложный, средний и простой, что позволяет предложить новую методику организации их выполнения с учетом различных способностей студентов. Преподаватель выступает в роли помощника в поиске идей к решению очередной задачи.
Результаты и обсуждение. Педагогический эксперимент с использованием методики авторов статьи для формирования исследовательских компетенций был проведен на базе кафедры экспериментальной физики СКФУ. Для проведения эксперимента, студентов разбили на две группы – контрольную и экспериментальную. Контрольная группа выполняла стандартные лабораторные работы по готовым инструкциям, с применением стандартных методик. Экспериментальная группа дополнительно выполняла задания,
приближенные к научным исследованиям.
Заключение. Эксперимент проводился в течение года и показал, что дополнительное выполнение студентами творческих заданий по предложенной методике позволяют не только повысить уровень сформированности исследовательских компетенций, но и усиливают мотивацию студентов к научной деятельности.
Об авторах
И. М. АгибоваРоссия
Ирина Марковна Агибова – доктор педагогических наук, профессор, профессор межфакультетской базовой кафедры инновационных технологий обучения физико-математическим дисциплинам
Researcher ID: ABO-3667-2022
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация
М. А. Беджанян
Россия
Марита Альбертовна Беджанян – кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры экспериментальной физики
Researcher ID: MGU-4468-2025
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация
О. А. Нечаева
Россия
Оксана Александровна Нечаева – кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры экспериментальной физики
Researcher ID: AAW-4969-2020
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация
О. В. Федина
Россия
Ольга Викторовна Федина– кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экспериментальной физики
Researcher ID: MGT-6425-2025
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация
Список литературы
1. Пеша А. В. Концептуальная модель развития научно-исследовательских компетенций выпускников вузов / А. В. Пеша, С. Ю. Патутина // Вестник Омского университета. Серия «Экономист». 2022. Т. 20. № 4. С. 82–93.
2. Барвинок А. С. Структура научно-исследовательских компетенций студентов-магистрантов инженерного профиля / А. С. Барвинок, Е. И. Приходченко// Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2020. № 2. С. 157–161.
3. Занфир Л. Н. Мотивация студентов к научно-исследовательской деятельности / Л. Н. Занфир // Перспективные науки. 2020. № 8(131). С. 146–148.
4. Поступательное развитие научно-исследовательской работы школьников и студентов в системе высшего образования / М. А. Кочева, Ю. В. Готулева, С. Ю. Лихачева, Т. В. Юрченко // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29684 (дата обращения: 20.10.2024).
5. Ижойкина Л. В. Развитие исследовательской компетенции обучающихся в условиях взаимодействия школы и вуза / Л. В. Ижойкина, А. Н. Петкевич // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32331 (дата обращения: 15.12.2024).
6. Бакланов И. О. Методы и средства диагностики формирования компетенций в лабораторных практикумах по естественнонаучным дисциплинам / И. О. Бакланов, И.П. Бирюкова // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30016 (дата обращения: 15.12.2024).
7. Половникова Л. Б. Виртуальный лабораторный практикум как средство формирования научно-исследовательских компетенций будущего инженера / Л. Б. Половникова // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 4-2. С. 311–316.
8. Морев А. В. Современные методы преподавания физики в техническом вузе / А. В. Морев, И. И. Тимерзянова // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 314–318.
9. Ахметшина Г. Х. Актуальные проблемы преподавания учебного предмета «Физика» в 2022 / 2023 учебном году: методические рекомендации / Г. Х. Ахметшина. Казань: ИРО РТ, 2022. 63 с.
10. Федина О. В. Формирование исследовательских компетенций студентов-физиков в рамках лабораторного практикума по курсу общей физики: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина / О. В. Федина. Рязань, 2011. 233с.
Рецензия
Для цитирования:
Агибова И.М., Беджанян М.А., Нечаева О.А., Федина О.В. Формирование исследовательских компетенций студентов высшей школы с использованием разноуровневых заданий. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(2):197-204. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.18
For citation:
Agibova I.M., Bedzhanyan M.A., Nechaeva O.A., Fedina O.V. Forming research competencies of higher school students with multi-level tasks. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(2):197-204. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.18